Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:49, доклад
Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный»,
«склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной
формы» (дословно «жемчужина с пороком»);
существуют и другие предположения о происхождении
этого слова) — характеристика европейской
культуры XVII—XVIII веков,
центром которой была Италия.
Стиль барокко появился в XVI—XVII веках
в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции
История
В XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.
Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.
Происхождение термина
Происхождение слова барокко вызывает
больше споров, чем названия всех остальных
стилей. Существует несколько версий происхождения. Португальское b
Использование термина со стороны
критиков и историков искусства
берет начало со 2-й половины XVIII и
относится, в первое время, к фигуративному искусству и, последовательно, также к
литературе. Вначале этот термин приобрел
негативный смысл и только в конце XIX века
произошла переоценка барокко, благодаря
европейскому культуральному контексту
от импрессионизма к символизму
Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория — от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне.
В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.
Наконец, еще одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.
Неоднозначность стиля барокко
объясняется его
Черты барокко
Барокко свойственны контрастность,
напряжённость, динамичность образов,
аффектация, стремление к величию
и пышности, к совмещению реальности
и иллюзии, к слиянию искусств
(городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая муз
Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
Эпоха барокко
Эпоха барокко порождает огромное
количество времени ради развлечений:
вместо паломничеств — променад
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.