Барроко как стиль в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Краткое описание

На развитие итальянского искусства с середины XVI до конца XVII в. оказывала воздействие Контрреформация — движение в католическом богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Главным оружием Контрреформации стала инквизиция — не подчинявшиеся светским властям церковные суды, призванные бороться с инакомыслием. Однако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали защищать позиции католицизма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспитания человека.

Файлы: 1 файл

история исскуств.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

    Введение

    На  развитие итальянского искусства с  середины XVI до конца XVII в. оказывала  воздействие Контрреформация —  движение в католическом богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Главным оружием  Контрреформации стала инквизиция — не подчинявшиеся светским властям  церковные суды, призванные бороться с инакомыслием. Однако, наблюдая распространение  протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали  защищать позиции католицизма, не преследуя  протестантов, а создавая новую систему  духовного воспитания человека. В 1555 г. Папа Римский Павел IV объявил, что  основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно воспринять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, которое Бог дарует далеко не каждому. Человек должен покаяться  в грехах, привести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым  приблизиться к познанию истины и  воссоединению с Богом.

    Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Италии в 80-х гг. XVI в., и определили основные его черты. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений  — всё это призвано было создать  у зрителя особый духовный настрой. Само название стиля (итал. barocco — «странный», «причудливый») появилось значительно позже и совершенно не отражает его глубинного смысла.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Барокко – характерные  черты

    Барокко (итал . barocco, букв. - странный, причудливый) - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание.

    Поначалу  он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему  уродливую жемчужину).

    В настоящее время термин барокко употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века.

    От  маньеризма барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в барокко в одно единое целое.

    Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

    Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров. 

    Архитектура и скульптура барокко 

    Церковь Иль-Джезу

    
    Наиболее  характерные черты итальянской  архитектуры XVII в. воплотились в  памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность  барокко — стремление к созданию ансамбля. Этот стиль соединил постройки  разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко  появились новые типы храма, городской  площади и дворцового ансамбля.

    Первым  образцом стиля барокко можно  считать церковь Иль-Джезу, возведённую к 1575 г. архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) и Джакомо делла Порта (около 1537—1602) для монашеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной базилики ((от греч. «базилике» — «царский дом») - прямоугольное в плане здание, разделенное внутри столбами или колоннами на продольные части - нефы).Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни).

    Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощными колоннами  и пилястрами((от лат. pila — «столб»), - плоский вертикальный выступ стены в виде четырехгранного столба, имеющий те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель)), многочисленными скульптурными украшениями.

    Обилие  деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы намеренно  затрудняя движение к области  купола, где его ждёт пространственный прорыв вверх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению  с Богом - через преодоление страстей и пороков.

    Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта, Мастер разделил огромную плоскость стены на два горизонтальных яруса, оформив каждый из них ордером((от лат. ordo — «ряд», «порядок.) - сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их строение и художественное оформление). Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями - волютами (итал. voluta — «завиток») и словно перетекает вниз. Это придаёт фасаду сложный и выразительный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский стиль», относящийся к этим постройкам).  

    Могила  Святого Петра

    Огромный  вклад в создание церковной архитектуры  барокко внесли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

    Главным делом жизни Карло Мадерны (1556—1629) была перестройка собора Святого Петра (1607—1617 гг.). К основному зданию, возведённому в эпоху Возрождения Микеланджело, он прибавил с западной стороны большой притвор, превратив весь собор из центрического в вытянутый базиликальный. Помещение храма обрело стремительное движение к подкупольному пространству, где находится могила Святого Петра.

    Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане

    Франческо Борромини (1599— 1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. В Риме он возвёл церкви Сант-Аньезе на площади Навона (1653—1661 гг.), Сант-Иво во дворе Римского университета (1642—1660 гг.) и Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634— 1667 гг.).

    Для церкви Сан-Карло был отведён  маленький и очень неудобный  участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперёд, и её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжёлая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и лёгкими. Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом. 

    Карло Мадерна, Франческо Борромини, Лоренцо Бернини

    
    В XVII столетии в Италии возводилось  много дворцовых ансамблей. Мастера  барокко стремились соединить в  них черты городских и загородных построек. Яркий образец такого подхода  — палаццо (дворец) Барберини (1625—1663 гг.).

    Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму которого определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк. Таким образом, дворец связан с городом и в то же время образует в нём некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу. 

    
 

    Христиане уничтожали такие статуи, называя  их идолами, поскольку считали, что  Бога нельзя представить человекоподобным. Он находился на небе, незримо пребывая повсюду: Христос обещал своим ученикам, что, если двое или трое соберутся  во имя Его, Он будет среди них. Изображение Бога должно было только напоминать об оригинале, но не замещать Его.  

    Карло Мадерна

    Итальянский архитектор Карло Мадерна (1556-1629 года) был основателем стиля раннего барокко в архитектуре.

    До 1588 года Карло работал штукатуром и оформителем под руководством своего дяди Доменико Фонтано. Лишь в 1596 году Мадерна, как архитектор получает первый важный заказ – церковь Святой Сусанны.

    Фасад церкви Св. Сусанны был завершен в 1603 году и считается первым фасадом в стиле барокко. Мадерна продолжил строительство, начатое Джакомо да Виньола, после изменений, внесенных Джакомо дела Порта. И его заслуга заключается в отмене изменений дела Порта для продолжения проекта, задуманного да Виньола.  Мадерна вернулся к концепции фасада, в которой он должен  быть простым, но доминирующим в здании. Архитектор использует скульптуру и декоративные элементы для создания простых и лаконичных, но в тоже время, рождающих богатые эмоции фасадов.

    В 1603 году Мадерна вместе с другим дядей, Джованни Фонтана,  назначается архитектором строительства собора Святого Петра, в который зодчий внес наиболее значительный вклад наравне с Микеланджело. Он преобразовал центральный план собора из «греческого креста» в «латинский» с длинным нефом и часовней. В результате изменений Мадерна построил фасад, ставший центром собора, в котором расположена Ложа Благословения для Папы. Мадерна планировал по краям фасада построить колокольни, но это не позволили сделать дефекты  фундамента сооружения.

    Среди других работ Мадерна можно отметить церкви Санта Мария дела Виктория (1605 г.), Сан Андреа дела Валле (1608-1626 гг.). В 1628 году он построил огромный Палаццо Барберини. 

    Франческо Борромини

    Итальянский архитектор эпохи раннего барокко Франческо Борромини (итал. Francesco Borromini) – его настоящее имя Франческо Кастелли (итал. Francesco Castelli) – родился 25 сентября 1599 года в Ломбардии.

    Будучи  сыном каменотеса, он и сам учился этому ремеслу в Милане, а позднее  работал каменщиком на строительстве  собора Святого Петра в Риме. Это  он считал своим призванием в течение  многих лет, однако позднее, будучи почти  самоучкой, освоил профессию архитектора. Творчество Франческо Борромини отмечено незаурядной изобретательностью, он и доселе слывет одним из наиболее радикальных представителей раннего барокко.

    Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. И действительно, характерным для Франческо стало обилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, тончайший и часто прихотливый узор декора. Его коньком была сложнейшая головокружительная планировка интерьеров, неизменно тщательнейшая проработка деталей. Он избегал прямых линий так же, как и благородных материалов, предпочитая дорогому мрамору гипс, кирпич и штукатурку. Обделенные античным величием, невероятно теплые и податливые, они были идеальны для причудливых задумок художника.

    Избегая больших объемов, он старался скорее сузить, замкнуть пространство, чем  расширить и продлить его. Борромини мало влекло к градостроительству, он скорее жаждал воплощения своих идей в отдельных проектах зданий, безусловно, ярких, самобытных, как и все творчество художника, как его видение мира и человека в нем. Очевидно, им руководило неодолимое стремление к индивидуализации всякой архитектурной разработки, начиная от общего композиционного замысла и заканчивая деталями декора.

    Однако, как и большинство гениев, чьи  идеи опережают время, его труды  ничем не были вознаграждены, как  чрезмерно эксцентричные, нарочито индивидуализированные. Он не шел в ногу со временем, он был вне его и почти с самого начала своей деятельности подвергался жесткой критике за то, что позволял себе слишком много вольностей в архитектуре.

    Весь  творческий путь Борромини являлся также и полем битвы с не менее талантливым и, увы, надо признать, более удачливым соперником. Им был Джан Лоренцо Бернини, потомственный архитектор, скульптор, инженер-фонтанщик, а также любимец двух пап – Урбана VIII Барберини и Александра VII Киджи. Конкуренты отчаянно ненавидели друг друга, расставляя друг другу капканы и потешаясь над неудачами соперника. А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим. Однако, этот бой, длившийся десятилетиями и, несомненно, являющийся судьбоносным для обоих художников, был выигран более влиятельным Джаном Лоренцо Бернини, хитрым лисом и любимцем папского двора. 

    Лоренцо Бернини

    
    Трудно  найти мастера, обладавшего столь  мощным дарованием, как Лоренцо Бернини. Подобно великим творцам эпохи  Возрождения, он в равной степени  проявил себя и в скульптуре, и  в архитектуре.

    Бернини родился в Неаполе в семье  художника и скульптора. В двадцать пять лет он был уже знаменит и  с этого времени работал главным  образом в Риме.

    Первой  зрелой скульптурной работой Бернини  стал «Давид» (1623 г.). Согласно Библии, юноша-пастух Давид (будущий царь Иудеи) победил  в поединке великана Голиафа, сильнейшего  воина армии филистимлян —  народа, воевавшего с иудеями. В эпоху  Возрождения Микеланджело и Донателло  создали скульптурные образы этого  библейского героя, которые считались  идеальными. В отличие от своих  предшественников Бернини показал  сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его  финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи (оружие в виде ремня с расширенной  средней частью для метания камней или металлических шаров) в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.

    В произведениях Лоренцо Бернини  много черт, неизвестных эпохе  Возрождения. Скульптор показывал  не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение.

    Силуэты фигур усложнились. В XVI столетии Микеланджело стремился сохранить природную  фактуру мрамора, порой оставлял большие участки необработанными. Бернини шлифовал камень, заставляя  его играть множеством бликов. Он передавал  тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние  человеческого тела.

    Главная тема в творчестве Бернини — размышления  о жизни и чувствах человека, вот  почему его так сильно привлекал  жанр скульптурного портрета:)Прежде чем начать работать, мастер долго  наблюдал за моделью и делал большое  число зарисовок. Следя за поведением героев в различных ситуациях, он пытался поймать момент, когда сущность их характеров и внутренний мир открывались наиболее ярко. Это «остановленное мгновение» он запечатлевал в камне.

    Невозможно  забыть пытливое и властное выражение  лица, живо переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе, выполненном около 1632 г. Полон глубокого обаяния образ возлюбленной скульптора Констанции Буонарелли (около 1635 г.). Бернини изобразил её очень интимно, с растрепавшимися волосами, без украшений. Но именно это позволяет почувствовать силу темперамента, энергию и душевную открытость модели. Скульптор стремился представить своих героев в минуты глубокого эмоционального подъёма, который он виртуозно передавал через жесты, неожиданные ракурсы, выражение лица, гибкую и подвижную мимику.

    Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций - «Экстаз  Святой Терезы» (1645—1652 гг.) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза Авильская жила в Испании в XVI в., занималась богословием, реформировала монашеский орден кармелиток. Бернини изобразил мистическое видение, описанное в её духовном сочинении: «Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил моё сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлёк стрелу, показалось мне, что он взял с нею моё сердце, и он оставил меня воспламенённой великой любовью к Богу». Беломраморную группу — Святую Терезу и ангела — мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты. Её фигура почти не угадывается за крупными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождаются новое тело и новая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа.

    Бернини всю жизнь сопутствовали признание  и успех. Круг его заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская  аристократия. Творчество Бернини во многом определило пути развития всей европейской культуры XVII в. В лучших его работах виден настоящий мастер, вошедший в искусство со своей темой - темой духовного преображения человека. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    

Информация о работе Барроко как стиль в архитектуре