Барокко
- Стиль барокко доминировал в искусстве христианского мира в 16-18 веках. Расцвет этого стиля ассоциируется с интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В отличие от предшествующего Ренессанса, барокко характеризуется не уравновешенностью и гармонией, а смелыми, порой драматическими эффектами композиции, цвета, мелодии, ритма, виртуозными и пышными формами и образами. Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда
- вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля. Наиболее отчетливо прослеживается связь барокко с католицизмом – этот стиль получил наибольшее развитие именно в сфере господства католической церкви.
- стиля наиболее ярки и показательны. Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм.
- Один из первых выдающихся памятников барокко в Италии - церковь Иль Джезу, выстроенная архитекторами Д.Виньолой и Д. делла Порта к 1575 г. Представляет собой крестообразное в плане сооружение – каноническое решение христианского храма. Главный фасад решен в виде композиции разных ордеров. Волнообразные элементы, связующие два яруса фасада (волюты), создают хрестоматийный силуэт церкви этого стиля.
- экспрессивные, динамические и декоративные качества, характеризующие барокко как стиль. Небольшая церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана в Риме (1667 г.) – поистине квинтэссенция барокко, представляющая этот стиль наиболее эффектным и выразительным образом. Новаторский план овальной структуры задает тон композиции. Очень выразительно представлен контраст между четкостью ордерной системы колонн и волнообразной, животрепещущей поверхностью стен. Многократно цитированные позднее барочные разорванные фронтоны. Органичная скульптура и умеренный, но чрезвычайно яркий декор завершает композицию.
- Архитектура барокко широко пользуется театральными средствами – светом, перспективными эффектами, игрой с масштабом. Интерьеры Борромини выглядят больше своих истинных размеров, архитекторы барокко могли корректировать реальность и создавать иллюзорные картины. Практически всегда использовался весь арсенал средств и жанров- архитектура, скульптура, живопись.
- Оптические приемы, меняющие пространство, использовались не только в интерьерах и при создании фасадов зданий. Крупнейшая фигура барокко Л.Бернини, гениально решил площадь Святого Петра в Риме (1663 г.), создав своей колоннадой искусственную перспективу и систему иллюзорной корректировки облика собора Св.Петра, обеспечив наилучшее градостроительное решение главной площади католического мира. Колоннада акцентирует восприятие собора, визуально увеличивая его, и позволяет отвлечься от здания лишь в центре площади.
- Архитектура барокко в Испании, предвосхитившая развитие этого стиля в Новом Свете, наиболее ярко проявилась в творчестве архитекторов братьев Чурригера и сконцентрирована в основном в Саламанке.
- Массивное, если не тотальное проявление барокко в архитектуре состоялось в латиноамериканской культурной среде. Бесперспективные испанская и португальская монархии смогли импортировать католицизм на этих территориях, и архитектура храма в стиле барокко оказалась тем идеалом красоты (и веры), которые были приняты латиноамериканским населением, состоявшем в основном из креолов. Канонические примеры архитектуры барокко встречаются на огромных территориях от Аргентины до Мексики.
- Барокко в русском искусстве, сформировавшееся позднее, чем в западной Европе, имело свои отличия, среди которых нужно выделить взаимодействие этого стиля с другими, прежде всего с классицизмом. Крупнейшим полигоном развития этого стиля стал, естественно, Санкт-Петербург.
- Классику русского архитектурного барокко В.Растрелли принадлежит авторство многих сооружений - как барокко, так и классицизма. Потрясающие работы Растрелли, например сооружения Петергофа, Зимнего Дворца, Андреевской церкви в Киеве имеют признаки обоих стилей.
- Барокко выразительно и органично связано со скульптурой. Классическая скульптура Л.Бернини - «Экстаз святой Терезы» - в авторском интерьере часовни римской церкви Санта Мария делла Витториа настолько экспрессивно олицетворяет божественное озарение Святой Терезы, что эта композиция до сих пор считается непревзойденным образцом эротики. Пышность и театральная экспрессия барочной скульптуры отлично дополняет такие же качества архитектуры этого стиля.
- Архитектура барокко, характеризуемая театральным восприятием сооружений и динамикой построения объемов и пространств, находит свое место в стилизациях и новых композициях архитектуры современности.
после1
Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия.
После 3
Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола
и Д. делла Порта, 1575г. После
4.
Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана,
арх. Борромини.
Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана,
арх. Ф.Борромини.
Церковь
Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх.
Ф.Борромини. после 5
Церковь
Сан Маттео. Пиза. Расписной плафон
создает иллюзию пространства. После
6
Площадь
перед собором Св. Петра в Риме.
Колоннада
перед собором св. Петра в Риме.
После 7
Площадь
Майор в Саламанке, арх. А.Чурригера,
1755 г. Тактичное обрамление площади зданием
с типичным барочным завершением и средиземноморской
аркадой первого уровня. После 8
Архитектура
латиноамериканского барокко. Собор
в Таско, Мексика. Типичнейшее барокко,
явно перегруженное украшениями и декором.
Собор в
Мехико, Мексика. Барочная архитектура
собора чересчур тяжеловесна – угловые
башни явно гипертрофированы. После
9
Зимний
дворец в Санкт-Петербурге.
Парадная
лестница в Зимнем дворце.
В. Растрелли.
Андреевская церковь в Киеве.
Исключительно удачное и эффектное
градостроительное решение –
церковь венчает холм и просматривается
издалека. Стремительный силуэт и
в меру живописный фасад свидетельствуют
о высочайшем мастерстве зодчего. После
10
Екатерининский
дворец в Царском селе.
Павильон
Эрмитаж в Царском селе.
Фрагмент
интерьера церкви Санта Мария
делла Витториа со скульптурой Л.Бернини
«Экстаз святой Терезы. Пышность и театральность
места действия в ансамбле с динамикой
и экспрессией скульптуры. После
11