Антонио Гауди. Строительство Саграда Фамилия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 09:23, реферат

Краткое описание

Данный реферат посвящен жизни и творчеству Антонио Гауди, без творений которого сложно представить себе Барселону, поскольку именно там он воплощал свои замыслы в жизнь.
Этот гениальный архитектор, которого многие называют гением модернизма, являет собой совершенно исключительный случай, его личность не поддается никакой классификации.

Файлы: 1 файл

Мой реферат. А. Гауди.docx

— 68.63 Кб (Скачать)

 

  1. Строительство после 1926 года

После смерти Гауди руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес (кат. Domènec Sugrañes i Gras), работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Храма Святого семейства и многих других известных сооружений (например, дома Бальо и дома Мила). До своей смерти в 1938 году Д. Сугранес успел закончить постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества (1927—1930 гг.), завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада, а также провёл ряд исследований жёсткости конструкций. Начавшаяся в Испании Гражданская война помешала продолжить строительство. В довершение несчастий, во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить. Строительство фасада Рождества были продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.

В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвящённый историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта. В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса Христа, и бронзовая скульптура Вознесения Господня.

В 1978—2000 годах были возведены главный неф и трансепты, а также их своды и фасады.

  1. Архитектура храма
    1. Наружное устройство

На иллюстрации показано взаимное положение основных элементов храма Святого Семейства. Эта пятинефная церковь спланирована в форме латинского креста, образованного пересечением главного нефа с трехнефным трансептом. Необычайно большая по размеру апсида, под которой расположена крипта, включает семь часовен и обходную галерею за хором. Окружающий здание клуатр должен будет соединить все фасады церкви: южный фасад Страстей Христовых, восточный фасад Славы и северный фасад Рождества Христова. Сооружение будет увенчано восемнадцатью башнями. Двенадцать из них, по четыре на каждом фасаде (на иллюстрации все башни показаны белыми кружками), высотой от 98 до 112 метров, будут посвящены двенадцати апостолам. Четыре 120-метровых башни над средокрестием в честь Евангелистов окружат центральную 170-метровую башню Иисуса, а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии будет расположена над апсидой. В соответствии с проектом, башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: тельца (Лука), ангела (Матфей), орла (Иоанн) и льва (Марк). Центральный шпиль Иисуса Христа будет увенчан гигантским крестом. Высота Храма, по замыслу Гауди, не случайна: его творение не должно превосходить творение Божье — горуМонжуик. Остальные башни будут украшены снопами пшеницы и гроздями винограда, символизирующими Святое Причастие.

 

Фасад Рождества, большая часть которого создана при жизни Гауди, образован тремя порталами, прославляющими христианские добродетели — Веру, Надежду и Милосердие. Порталы украшены выполненными в реалистичной манере скульптурами, посвящёнными земной жизни Христа. Так, над левым порталом Надежды представлены сцены обручения Марии и Иосифа, бегства в Египет и избиения младенцев, а его навершие символически изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас». Правый портал Веры содержит скульптурные картины «Встреча Елизаветы с Богоматерью», «Иисус и фарисеи», «Введение во храм» и «Иисус, работающий в мастерской плотника». Над центральным порталом, под рождественской звездой, помещены скульптурные группы «Рождение Иисуса» и «Поклонение пастухов и волхвов», а над ними — фигуры трубящих ангелов, возвещающих рождение Христа, сцены Благовещения и Венчания Святой Девы и др. Высоко над порталом возносится символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево в окружении птиц.

Веретенообразная форма башен-колоколен, напоминающая песчаные замки, определяется структурой находящихся внутри винтовых лестниц. Каждая башня посвящена своему апостолу, статуи которых помещены в точках изменения формы башен от квадратного к круглому сечению. В верхней части башен Гауди предполагал поместить трубчатые колокола, звон которых будет сочетаться со звучанием пяти органов и голосами 1500 певчих, расположенных, по задумке архитектора, по обе стороны от продольных нефов и на внутренней стороне фасада Славы. На каждой колокольне сверху вниз расположен девиз «Слава всевышнему» («Hosanna Excelsis»), над которым возвышаются полихромные шпили, украшенные стилизованным изображением символов епископского сана — Кольца, Митры, Жезла и Креста.

В декоре широко использованы тексты литургии, главные врата фасада Страстей украшены цитатами из Библии на нескольких языках, включая каталанский. Фасад Славы предполагается украсить словами Апостольского Символа Веры.

    1. Внутреннее устройство

Понимая, что при его жизни работа над храмом не будет завершена, Гауди спланировал многие внутренние детали. Желание избежать прямых линий вместе со стремлением упростить конструкцию привели к появлению принципиального решения об использовании геометрических фигур с линейчатой поверхностью, таких как гиперболоид, гиперболический параболоид, геликоид и коноид. Все эти поверхности могут быть получены движением прямой, поэтому и их пересечение является прямой линией, что значительно облегчает сочленение различных деталей конструкции. В оформлении использована ещё одна геометрическая фигура — эллипсоид.

Геометрические формы появились в проекте примерно после 1914 года. Более ранние эксперименты мастера с формой колонн и других деталей интерьера ещё не содержат вышеупомянутых строгих геометрических поверхностей, но указывают на стремление архитектора найти определённые, одному ему известные пространственные решения. Так, при оформлении внутренней части фасада Рождества Гауди использовал колонны круглого сечения с геликоидальным или двойным геликоидальным рисунком в верхней части ствола, а в портале Розария применяются витые колонны с каннелюрами, закрученными в форме одного или нескольких геликоидов.

Всё в интерьере подчинено строгим геометрическим законам. Круглые и эллиптические окна и витражи, гиперболические своды, геликоидальные лестницы, многочисленные звёзды, возникающие в местах пересечения различных линейчатых поверхностей и украшающие колонны эллипсоиды — вот неполный перечень геометрических деталей декорации Храма.

Главным несущим элементом в конструкции основного объёма церкви являются колонны, распределяющие вес башен и сводов. В зависимости от величины нагрузки колонны различаются толщиной сечения и высотой. Сечения базы колонн имеют форму звёзд с разным числом вершин (от 4 до 12, что определяется приходящейся на колонну нагрузкой) с небольшим параболическим скруглением лучей на внутреннем и внешнем диаметрах. С высотой форма сечения колонн постепенно превращается из звезды в круг, что происходит за счёт увеличения числа жёлобов, достигаемого одновременным поворотом влево и вправо исходного шаблона-звезды. По мере приближения к сводам, колонны разветвляются, создавая невиданную доселе конструкцию в виде леса. Это необычное архитектурное решение изначально было продиктовано конструкционной необходимостью: поиском центра тяжести опирающейся на колонну части свода.

  1. Строительство храма в ХХI веке

Работы по строительству храма продолжаются и в наши дни, при этом, многих интересует вопрос: будет ли завершено строительство Саграда Фамилия, и если да, то в какие сроки.  
         Именно такой вопрос и задали журналисты нынешнему архитектору Саграда Фамилия Району Эспелю-и-Роселлу в 2002 году. На что он ответил:

 
«Когда девять лет назад я начал здесь работать, даже не думал, что смогу увидеть храм завершенным. Теперь появилась надежда: по расчетам, нам потребуется лет тридцать.» 9

Как говорил сам Антонио Гауди: «Мой клиент никуда не торопится».

По последним данным, храм планируется достроить уже к 2026 году.

Рассмотрим, с какими трудностями могут столкнуться или уже столкнулись современные строители храма.

Во-первых, как уже было указано выше, в 1936 году при пожаре сгорели макеты и чертежи А. Гауди. Впоследствии, из них удалось восстановить лишь часть. Однако, в задачи архитектора Района Эспеля-и-Роселлу входит именно воплощение творческих замыслов А. Гауди. Вполне естественно, что подобная сложная художественная задача не терпит спешки.

Во-вторых, видение различными людьми того, каким должен предстать храм после окончания строительства, не всегда совпадает.

 
Так, в 2008 году более 400 деятелей культуры Испании, среди которых ведущие архитекторы, режиссеры, галеристы, призвали остановить работы по завершению строительства барселонского собора Саграда Фамилия, архитектурного шедевра Антонио Гауди, сообщает Times Online. По их мнению, строители "предали дух Гауди".

В подписанном манифесте они заявили, что творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации. Директор мадридского музея Reina Sofia Мануэль Борджа-Виллель заявил изданию, что сейчас собор представляет собой лишь "карикатуру на творение Гауди". Другие подписанты называли происходящее с памятником "профанацией" и "уничтожением культурного наследия" Барселоны в угоду туристической индустрии10.

 

Кроме того, запасы материалов, необходимых для завершения строительства, также ограничены. Так, А. Гауди для своей работы использовал песчаник с холма Монтжуик, самый прочный из всех использованных материалов. Строители и геологи выражают свое беспокойство по этому поводу, так как никто не может гарантировать, что для такого масштабного проекта, как Саграда Фамилия, будет достаточно природных ресурсов, оставшихся пока не использованными11.

 

В довершение ко всему вышеизложенному, можно добавить, что строительство храма и по сей день происходит исключительно на пожертвования туристов, и других людей, которым не безразлична судьба одного из  главных долгостроев нашего времени.

 

 

 

 

Заключение

Итак, Антонио Гауди - несомненно является одним из величайших архитекторов не только своего времени, но и наших дней.

Тем не менее, одно из его величайших творений так и не завершено даже почти через 90 лет после его гибели. Причинами тому в XX веке были гражданская война 1939 года, а также периодически возникающие проблемы с финансированием.

Однако, и в наше время строители и архитекторы, чьи усилия направлены на завершение данного шедевра, сталкиваются с некоторыми трудностями. Так, предположительно замедлить дальнейшее строительство могут следующие факторы: 
- отсутствие части чертежей и макетов, созданных Антонио Гауди, что, в свою очередь усложняет творческую задачу для продолжателей его дела;

- также, вышеуказанная проблема приводит к несовпадению взглядов общества и архитекторов на то, как именно должен быть исполнен замысел одного из основателей Саграда Фамилия;

- нехватка необходимых  природных ресурсов может замедлить  стройку, так как потребуется поиск материалов не только соответствующего качества, но и аналогичных эстетических свойств, таких как текстура или цвет камня;

- также не исключена  нехватка финансирования (с подобной  проблемой может столкнуться  практически любой архитектор). Тем более, что подобные трудности уже возникали в ходе строительства, да и окончательная высота здания – 170 метров предполагает и большие денежные вложения и затрату большого количества стройматериалов. Более того, строительство финансируется исключительно из пожертвований, ни государство, ни какие-либо религиозные организации не поддерживают строительство финансово.

- следует учесть еще  и тот факт, что Саграда Фамилия состоит из трех фасадов: фасада Рождества, фасада Страстей и фасада Славы. Однако, на строительство первых двух фасадов ушло около ста лет. Последний же фасад планируется достроить менее, чем за 30 лет.  
Из всех вышеуказанных фактов следует, что прогноз о завершении строительства уже к 2026 году можно считать довольно опрометчивым. Разумеется, нельзя исключать возможность того, что строители уложатся в срок, так как на их стороне современные технологии, каких не было ни в конце XIX, ни в начале ХХ века. Время покажет, смогут ли современные строители совершить чудо, закончив строительство шедевра Антонио Гауди к 100-летию со дня его гибели.  
Список литературы

  1. Азизян А.И., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-традиция, 2002.

  1. Антонио Гауди. – М., 2007.

  1. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.

  1. Бассегодаи Нонель Ж., Бергос Ж., Криппа М. Гауди: личность и творчество. – М.: Библион. 2003.

  1. Боне Л., Монтес К. Антонио Гауди. Сальвадор Дали. – М.: Арт Родник, 2004.

  1. Бхаскаран Л Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. Арт-Родник, 2006 г.

  1. Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание XX–XXI вв. Разломы и переходы. Едиториал УРСС, 2001.

  1. Гауди: Личность и творчество. М.: Библион, 2006.

Информация о работе Антонио Гауди. Строительство Саграда Фамилия