Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы подробно раскрыть все особенности и характерные черты английской живописи 18 века, а также рассмотреть творчество двух наиболее известных личностей, которые внесли огромный вклад в английскую живопись, Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо.
Задачи: выделить наиболее известных художников Великобритании; показать их вклад в мировое искусство; определить их краткие биографии; охарактеризовать жанры английской живописи в разные периоды.
Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1 Искусство Англии 18 века.
1.1.Своеобразие портретной живописи Англии.……………..…..….……........7
1.2. Искусство и вера…………………………………………………….……….9
1.3. Английский портрет XVIII века………………………..…………………..10
Глава 2. Творчество портретистов Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо……….….13
1.1. Творчество Д. Рейнолдса……………………...………………...……..…...13
1.2.Творчество Т. Гейнсборо…………………………………………….…...…15
Заключение……………………………………………………………...……..…18
Список литературы…………………………………………………...………….20
Приложения……………………………………………………………...………21
«В большинстве стран Европы XVIII век был беднее художественными ценностями, чем XVII век, а в некоторых, как в Голландии, Фландрии, Испании, изобразительное искусство «галантного» столетия опустилось до уровня посредственности. Англия являлась исключением: в этой передовой европейской стране, на полтора столетия раньше Франции осуществившей буржуазную революцию, национальный гений рано и блистательно проявился в литературе, но поздно - в пластических искусствах. Только в XVIII веке Англия выдвинула живописцев всеевропейского масштаба. К этому времени после ренессансное искусство в других странах уже прошло большой исторический путь, и значительно прогрессировала теория, эстетическая мысль. И в самой Англии философия искусства опережала его практику, что сообщило особый отпечаток английскому искусству. Оно появилось на свет уже весьма «умным», рассуждающим, опирающимся на фундамент эстетики, на опыт литературы и театра.
«Литературная» страна, Англия ценила в искусстве программность, ценила рассказ, построенный на материале современности (мифология здесь никогда не была в почете) и содержащий моральные выводы. Знаменитый английский юмор уберегал от слишком пресного морализаторства, от мелочного дидактизма. Не меньше ценились в искусстве психология и характер. Впоследствии все это синтезировалось у Диккенса, гениального даже в своей сентиментальности, возвышенной пафосом любви к людям и несравненным юмором. «Диккенсовское» начало задолго до Диккенса формировалось в английской литературе; можно заметить его и в первых успехах изобразительного искусства англичан. Именно на английской почве появился уже в первой половине XVIII века предтеча будущего критического и сатирического реализма в живописи - Уильям Хогарт.»[5. 257]
«Однако в целом изобразительное искусство Англии XVIII века не пошло по пути повествовательности. Рассказ был предоставлен литературе, а живопись, наверстывая упущенное, совершенствовала свои собственные возможности главным образом в жанре портрета. Напомню, что портрет и ранее культивировался в Англии, беря начало от Гольбейна и Ван Дейка. Укрепленный литературой интерес к психологии поддержал эту традицию. Плеяда портретистов второй половины XVIII века является гордостью английского искусства. Достаточно назвать двух крупнейших, которые были в известном смысле антиподами, — Рейнолдса и Гейнсборо.»[5. 260 c.]
А сейчас я хочу перейти ко второй главе и рассказать о двоих из самых знаменитых портретистах 18 столетия, об их творчестве и биографии.
Глава 2. Творчество портретистов Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо
К наиболее знаменитым английским портретистам XVIII века относятся ДжошуаРейнолдс и Томас Гейнсборо. Оба они начали развиваться под влиянием итальянского и французского искусства и со временем перешли к национальным мотивам в своем творчестве. Живопись Рейнолдса во многом близка стилю барокко, тогда как Гейнсборо работал в манере, близкой к рококо.
1.1.Творчество Д. Рейнолдса
Родился 16 июля 1723 года в Плимптоне в графстве Девоншир. Отец предназначал его к карьере медика, но рано обнаружившаяся любовь юноши исключительно к искусству и чтение трактатов портретиста Дж. Ричардсона (1665—1745) о живописи определили его настоящее призвание. Поступив в 1741 году в ученики к портретисту Т. Гудсону, в Лондоне, Рейнольдс занимался под его руководством три года, а затем провел еще три года в Девонпорте и явился снова в Лондон в 1746 году В 1749 году он отправился в Италию, где изучал произведения великих мастеров, преимущественно Тициана, Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. По возвращении в Лондон, в 1752 году, он вскоре составил себе громкую известность, как необычайно искусный портретист, и занял высокое положение среди английских художников.
По инициативе Рейнольдса в Лондоне впервые появились публичные художественные выставки. В 1763 году он, вместе сДжонсоном, Голдсмитом и др., основал литературное общество, а в 1768 году был избран в президенты новоучрежденной королевской академии художеств и по этому случаю возведен в дворянское достоинство. В 1784 году пожаловано ему звание первого королевского ординарного живописца.
За год до своей смерти он лишился зрения.
“Сэр Д.Рейнольдс первый президент британской академии художеств , основанной в 1768 году, был образцом английского джентельмена. Он играл видную роль в политике , принадлежа к партии Вигов ; был так же остроумен , как и образован , сливки лондонского общества – ученые, писатели , философы, политические деятели – запросто собирались у него в гостях. Деятель незаурядного масштаба и серьезной эрудированный теоретик искусства , Рейнольдс общался со своим крупным талантом , как опытный мастер со своим инcтрументом, направляя его сознательно , может быть , слишком сознательно. Он заранее расчитывал художественный эффект и достигал его обдуманно. Физиономист и живописец он был превосходный,все его лица, особенно мужские, написаны в густых теплых тонах, энергично моделированные , поразительно жизнены, но Рейнольдсу этого не достаточно , его не удовлетворял просто портрет , ему всегда хотелось сделать из портрета подобие исторической картины или аллегорию . Полковника Тарлитона он пишет в пламени битвы , знаменитую актрису Сару Сиддонс в виде музы трагедии, лорда Хитфелда, засчитника Гибралтара, краснолициго старого воина , - на фоне крепости , с огромным ключем в руках . Рейнольдс в своей практике строго следовал своим же теориям. Рейнолльдс пишет полководца ,ученого или актрису, окружая их ориолом их деятельности и ее атрибутами. Как умный режисер он изобретает соответсвующую декорацию , повороты и жесты, как бы говоря зрителю: вот героический полководец, вот углубленный в свои знания ученый, вот великая артистка. Рейнольдса всегда от портретов влекло к исторической картине.”[5. 260-263c.]
1.3.2.Творчество Т. Гейнсборо
Томас Гейнсборо родился в маленьком, типичном для Восточной Англии городке, который некогда знал времена расцвета, но потом притих на берегу реки в окружении лугов и дубрав. Семейство Гейнсборо было типичным семейством почтенных купцов. Отец торговал сукном, дела его понемногу приходили в упадок, как у многих других в канун великой Промышленной революции. И только Томас, младший, девятый ребенок в семье оказался нетипичным. Вместо того чтобы приглядываться к работе отца, он, прогуливая школу, рисовал все, что видел вокруг, - деревья, зеленые изгороди, овраги, скалы, пастухов, крестьян, лошадей, собак, поросят и кошек. Много позже, став знаменитым художником, он назовет эти детские забавы «школой верховой езды». Когда мальчику исполнилось 13 лет, родственник увез его в Лондон и пристроил к серебряных дел мастеру. Ни в какой другой стране Запада, по словам современного историка Арнольда Тойнби, один-единственный город так не затмевал все остальные, как Лондон. Население страны было меньше, чем во Франции, Германии или даже Италии, а Лондон уже в конце XVII века стал крупнейшим городом в Европе. В нем кипела культурная жизнь, работали 17 театров, научные общества, существовала мощная художественная школа - целый мир, независимый и влиятельный, не последнее место в котором занимали меценаты, покровители талантов. Один из них и приметил способного мальчика, обеспечив Томасу возможность учиться в Академии св. Мартина (Королевская Академия художеств будет создана только через тридцать с лишним лет).
В 18 веке вклад в английское искусство диктуется прежде всего творчеством таких художников как Хогард, Гейнсборо, Рейнольдс.
”В декабре 1788 года первый президент лондонской королевской академии знаменитый портретист Д. Рейнольдс воздал должное своему собрату и сопернику Т.Гейнсборо незадолго до этого скончавшемуся , посветив ему очередную президентскую речь к ученикам академии. Рейнольдс сказал: “Если бы наша нация произвела достаточно талантов , что бы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имея Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей ее зачинающейся славы .” Действительно, этот замечательный мастер в итоге своих поисков и достижений создал яркий образ своей противоречивый эпохи.
В творчестве Гейнсборо пейзаж и сельские жанры играют не меньшую роль , чем портрет, и довольно распространённые представления о Гейнсборо только как о блестящим преуспевающем портретисте не справедливо . В нашей стране Гейнсборо оказался известен главным образом как мастер портрета от части и потому что в искуствоведческой литературе ему в отличие от Хогарда “не повезло” – о нем нет не специальных исследований , не популярных книг . Сам Гейнсборо считал себя в первую очередь пейзажистом .Обязанности портретиста всю жизнь тяготили его. Но пейзажи не имели тогда сбыта в Англии. Они вошли в моду и их стали покупать только к концу 18 столетия . И , может быть, это обстоятельство даже стимулировало появление некоторых особенностей портретов Гейнсборо , в которых он пытался слить человека и природы , разнообразно решая эту задачу наперекор установившемся канонам .
На склоне лет в художественных замыслах мастера все больше ей место стал занимать жанр как отражение реальной повседневной жизни. Нов какой бы области не творил бы Гейнсборо – в рисунках ,картинах, будь то портреты или пейзажи – во всем проявлялся его пленительный дар. Картины Гейнсборо принципиально отличаются от творчества его английских собратьев. Гейнсборо ищет своего рода эмоциональную правду – правду чувств . В ранних пейзажах Гейнсборо сочетаются непосредственность свежих наблюдений природы , криволинейные ритмы рококо с присущими голландским реалистом композиционной четкостью и тщательной проработкой деталей . Художник не признавал обязательности так называемых “исторических” картин, почитавшихся Рейнольдсом вершиной живописи. Вся жизнь Гейнсборо сопровождалась стремлением выразить в искусстве любовь к природе.” [14. 5-6 c.]
Заключение
Восемнадцатый век в Западной Европе
– последний этап длительного
перехода от феодализма к капитализму.
В изобразительном искусстве
возрастало значение непосредственно
реалистического отображения
Ценность знания английского искусства
18 века и актуальность ее изучения объясняются
интересом к данной теме. 18 век
английского искусства
В большинстве стран Европы 18 века
был беднее художественными ценностями,
чем 17 век. Англия являлась исключением:
в этой передовой европейской
стране, на полтора столетия раньше
Франции осуществившей
«Литературная» страна, Англия ценила
в искусстве программность, ценила
рассказ, построенный на материале современности
и содержащий моральные выводы.именно
на английской почве появился уже в первой
половине 18 века предтеча будущего критического
и сатирического реализма в живописи –
Уильям Хогарт. Плеяда портретистов второй
половины 18 века является гордостью английского
искусства. Достаточно назвать двух крупнейших,
которые в какой-то степени противопоставляли
себя друг другу, - Рейнлодс и Гейнсборо.
Деятель незаурядного масштаба и серьезный,
эрудированный теоретик искусства, Рейнлодс
обращался со своим крупным художественным
талантом, как опытный мастер со своим
инструментом, направляя его сознательно.
Он заранее рассчитывал художественный
эффект и достигал его обдуманно.
Томас Гейнсборо как портретист тоже был очень популярен в тех же кругах, что и Рейнольдс, часто им позировали одни и те же заказчики. Но, в отличии от Рейнолдса, Гейнсборо тянуло к природе и тишине. Портереты Гейнсборо сохраняют недосказанность. Зато они и не вызывают чувства пресыщения, той законченности, за которой уже ничего больше не следует.
XVIII век принято называть веком
Просвещения, хотя в
В этот период развивается искусство Просвещения. Вторая половина 17 века и 18 век — это период, к которому относятся формирование и выдающиеся успехи национальной английской художественной школы. Именно с 18 века отмечается яркий расцвет английской живописи.
Список литературы:
Информация о работе Английская живопись ХVIII века. Творчество Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо