Английская живопись ХVIII века. Творчество Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы подробно раскрыть все особенности и характерные черты английской живописи 18 века, а также рассмотреть творчество двух наиболее известных личностей, которые внесли огромный вклад в английскую живопись, Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо.
Задачи: выделить наиболее известных художников Великобритании; показать их вклад в мировое искусство; определить их краткие биографии; охарактеризовать жанры английской живописи в разные периоды.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1 Искусство Англии 18 века.
1.1.Своеобразие портретной живописи Англии.……………..…..….……........7
1.2. Искусство и вера…………………………………………………….……….9
1.3. Английский портрет XVIII века………………………..…………………..10

Глава 2. Творчество портретистов Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо……….….13

1.1. Творчество Д. Рейнолдса……………………...………………...……..…...13
1.2.Творчество Т. Гейнсборо…………………………………………….…...…15
Заключение……………………………………………………………...……..…18
Список литературы…………………………………………………...………….20
Приложения……………………………………………………………...………21

Файлы: 1 файл

курсач по изи новый.docx

— 422.47 Кб (Скачать)

 

«В большинстве стран Европы XVIII век был беднее художественными ценностями, чем XVII век, а в некоторых, как в Голландии, Фландрии, Испании, изобразительное искусство «галантного» столетия опустилось до уровня посредственности. Англия являлась исключением: в этой передовой европейской стране, на полтора столетия раньше Франции осуществившей буржуазную революцию, национальный гений рано и блистательно проявился в литературе, но поздно - в пластических искусствах. Только в XVIII веке Англия выдвинула живописцев всеевропейского масштаба. К этому времени после ренессансное искусство в других странах уже прошло большой исторический путь, и значительно прогрессировала теория, эстетическая мысль. И в самой Англии философия искусства опережала его практику, что сообщило особый отпечаток английскому искусству. Оно появилось на свет уже весьма «умным», рассуждающим, опирающимся на фундамент эстетики, на опыт литературы и театра.

«Литературная» страна, Англия ценила в искусстве программность, ценила рассказ, построенный на материале современности (мифология здесь никогда не была в почете) и содержащий моральные выводы. Знаменитый английский юмор уберегал от слишком пресного морализаторства, от мелочного дидактизма. Не меньше ценились в искусстве психология и характер. Впоследствии все это синтезировалось у Диккенса, гениального даже в своей сентиментальности, возвышенной пафосом любви к людям и несравненным юмором. «Диккенсовское» начало задолго до Диккенса формировалось в английской литературе; можно заметить его и в первых успехах изобразительного искусства англичан. Именно на английской почве появился уже в первой половине XVIII века предтеча будущего критического и сатирического реализма в живописи - Уильям Хогарт.»[5. 257]

«Однако в целом изобразительное искусство Англии XVIII века не пошло по пути повествовательности. Рассказ был предоставлен литературе, а живопись, наверстывая упущенное, совершенствовала свои собственные возможности главным образом в жанре портрета. Напомню, что портрет и ранее культивировался в Англии, беря начало от Гольбейна и Ван Дейка. Укрепленный литературой интерес к психологии поддержал эту традицию. Плеяда портретистов второй половины XVIII века является гордостью английского искусства. Достаточно назвать двух крупнейших, которые были в известном смысле антиподами, — Рейнолдса и Гейнсборо.»[5. 260 c.]

А сейчас я хочу перейти ко второй главе  и рассказать о двоих из самых знаменитых портретистах 18 столетия, об их творчестве и биографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Творчество портретистов Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо

К наиболее знаменитым английским портретистам XVIII века относятся ДжошуаРейнолдс и Томас Гейнсборо. Оба они начали развиваться под влиянием итальянского и французского искусства и со временем перешли к национальным мотивам в своем творчестве. Живопись Рейнолдса во многом близка стилю барокко, тогда как Гейнсборо работал в манере, близкой к рококо.

 

1.1.Творчество Д. Рейнолдса

Джошуа Рейнолдс (1723-1792)

 

Родился 16 июля 1723 года в Плимптоне в графстве Девоншир. Отец предназначал его к карьере медика, но рано обнаружившаяся любовь юноши исключительно к искусству и чтение трактатов портретиста Дж. Ричардсона (1665—1745) о живописи определили его настоящее призвание. Поступив в 1741 году в ученики к портретисту Т. Гудсону, в Лондоне, Рейнольдс занимался под его руководством три года, а затем провел еще три года в Девонпорте и явился снова в Лондон в 1746 году В 1749 году он отправился в Италию, где изучал произведения великих мастеров, преимущественно Тициана, Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. По возвращении в Лондон, в 1752 году, он вскоре составил себе громкую известность, как необычайно искусный портретист, и занял высокое положение среди английских художников.

По инициативе Рейнольдса в Лондоне впервые появились публичные художественные выставки. В 1763 году он, вместе сДжонсоном, Голдсмитом и др., основал литературное общество, а в 1768 году был избран в президенты новоучрежденной королевской академии художеств и по этому случаю возведен в дворянское достоинство. В 1784 году пожаловано ему звание первого королевского ординарного живописца.

За год до своей смерти он лишился  зрения.

 

“Сэр Д.Рейнольдс первый президент британской академии художеств , основанной в 1768 году, был образцом английского джентельмена. Он играл видную роль в политике , принадлежа к партии Вигов ; был так же остроумен , как и образован , сливки лондонского общества – ученые, писатели , философы, политические деятели – запросто собирались у него в гостях. Деятель незаурядного масштаба и серьезной эрудированный теоретик искусства , Рейнольдс общался со своим крупным талантом , как опытный мастер со своим инcтрументом, направляя его сознательно , может быть , слишком сознательно. Он заранее расчитывал художественный эффект и достигал его обдуманно. Физиономист и живописец он был превосходный,все его лица, особенно мужские, написаны в густых теплых тонах, энергично моделированные , поразительно жизнены, но Рейнольдсу этого не достаточно , его не удовлетворял просто портрет , ему всегда хотелось сделать из портрета подобие исторической картины или аллегорию . Полковника Тарлитона он пишет в пламени битвы , знаменитую актрису Сару Сиддонс в виде музы трагедии, лорда Хитфелда, засчитника Гибралтара, краснолициго старого воина , - на фоне крепости , с огромным ключем в руках . Рейнольдс в своей практике строго следовал своим же теориям. Рейнолльдс пишет полководца ,ученого или актрису, окружая их ориолом их деятельности и ее атрибутами. Как умный режисер он изобретает соответсвующую декорацию , повороты и жесты, как бы говоря зрителю: вот героический полководец, вот углубленный в свои знания ученый, вот великая артистка. Рейнольдса всегда от портретов влекло к исторической картине.”[5. 260-263c.]

 

1.3.2.Творчество Т. Гейнсборо

Томас Гейнсборо (1727-1788)

 

Томас Гейнсборо родился в маленьком, типичном для Восточной Англии городке, который некогда знал времена расцвета, но потом притих на берегу реки в окружении лугов и дубрав. Семейство Гейнсборо было типичным семейством почтенных купцов. Отец торговал сукном, дела его понемногу приходили в упадок, как у многих других в канун великой Промышленной революции. И только Томас, младший, девятый ребенок в семье оказался нетипичным. Вместо того чтобы приглядываться к работе отца, он, прогуливая школу, рисовал все, что видел вокруг, - деревья, зеленые изгороди, овраги, скалы, пастухов, крестьян, лошадей, собак, поросят и кошек. Много позже, став знаменитым художником, он назовет эти детские забавы «школой верховой езды». Когда мальчику исполнилось 13 лет, родственник увез его в Лондон и пристроил к серебряных дел мастеру. Ни в какой другой стране Запада, по словам современного историка Арнольда Тойнби, один-единственный город так не затмевал все остальные, как Лондон. Население страны было меньше, чем во Франции, Германии или даже Италии, а Лондон уже в конце XVII века стал крупнейшим городом в Европе. В нем кипела культурная жизнь, работали 17 театров, научные общества, существовала мощная художественная школа - целый мир, независимый и влиятельный, не последнее место в котором занимали меценаты, покровители талантов. Один из них и приметил способного мальчика, обеспечив Томасу возможность учиться в Академии св. Мартина (Королевская Академия художеств будет создана только через тридцать с лишним лет).

В 18 веке вклад в английское искусство  диктуется прежде всего творчеством таких художников как Хогард, Гейнсборо, Рейнольдс.

 

”В декабре 1788 года первый президент  лондонской королевской академии знаменитый портретист Д. Рейнольдс воздал должное своему собрату и сопернику Т.Гейнсборо незадолго до этого скончавшемуся , посветив ему очередную президентскую речь к ученикам академии. Рейнольдс сказал: “Если бы наша нация произвела достаточно талантов , что бы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имея Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей ее зачинающейся славы .” Действительно, этот замечательный мастер в итоге своих поисков и достижений создал яркий образ своей противоречивый эпохи.

В творчестве Гейнсборо пейзаж и  сельские жанры играют не меньшую  роль , чем портрет, и довольно распространённые представления о Гейнсборо только как о блестящим преуспевающем портретисте не справедливо . В нашей стране Гейнсборо оказался известен главным образом как мастер портрета от части и потому что в искуствоведческой литературе ему в отличие от Хогарда “не повезло” – о нем нет не специальных исследований , не популярных книг . Сам Гейнсборо считал себя в первую очередь пейзажистом .Обязанности портретиста всю жизнь тяготили его. Но пейзажи не имели тогда сбыта в Англии. Они вошли в моду и их стали покупать только к концу 18 столетия . И , может быть, это обстоятельство даже стимулировало появление некоторых особенностей портретов Гейнсборо , в которых он пытался слить человека и природы , разнообразно решая эту задачу наперекор установившемся канонам .

На склоне лет в художественных замыслах мастера все больше ей место  стал занимать жанр как отражение  реальной повседневной жизни. Нов какой  бы области не творил бы Гейнсборо  – в рисунках ,картинах, будь то портреты или пейзажи – во всем проявлялся его пленительный дар. Картины Гейнсборо принципиально отличаются от творчества его английских собратьев. Гейнсборо ищет своего рода эмоциональную правду – правду чувств . В ранних пейзажах Гейнсборо сочетаются непосредственность свежих наблюдений природы , криволинейные ритмы рококо с присущими голландским реалистом композиционной четкостью и тщательной проработкой деталей . Художник не признавал обязательности так называемых “исторических” картин, почитавшихся Рейнольдсом вершиной живописи. Вся жизнь Гейнсборо сопровождалась стремлением выразить в искусстве любовь к природе.” [14. 5-6 c.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Восемнадцатый век в Западной Европе – последний этап длительного  перехода от феодализма к капитализму. В изобразительном искусстве  возрастало значение непосредственно  реалистического отображения жизни. Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но и к широкой демократической  среде. В живописи на протяжении века сменялись и сосуществовали барокко, рококо, классицизм; в разных видах  и жанрах искусства начали проявляться  реалистические тенденции.

Ценность знания английского искусства 18 века и актуальность ее изучения объясняются  интересом к данной теме. 18 век  английского искусства интересен  для нас тем, что именно в этот период выдвигаются национальные художники, открывается национальная художественная академия, закладывается фундаментальные  основы английской живописи.                                                                          

В большинстве стран Европы 18 века был беднее художественными ценностями, чем 17 век. Англия являлась исключением: в этой передовой европейской  стране, на полтора столетия раньше Франции осуществившей буржуазную революцию, национальный гений рано и блистательно проявился в литературе, но поздно – в пластических искусствах. Только в 18 веке Англия выдвинула живописцев всеевропейского масштаба. К этому времени послеренессанского искусство в других странах уже прошло большой исторический путь, и значительно прогрессировала теория, эстетическая мысль. И в самой Англии философия искусства опережало его практику, что сообщило особый отпечаток английскому искусству. Оно появилось на свет уже весьма «умным», рассуждающим, опирающимся на фундамент эстетики, на опыт литературы и театра.                                                                                                         

«Литературная» страна, Англия ценила в искусстве программность, ценила рассказ, построенный на материале современности и содержащий моральные выводы.именно на английской почве появился уже в первой половине 18 века предтеча будущего критического и сатирического реализма в живописи – Уильям Хогарт. Плеяда портретистов второй половины 18 века является гордостью английского искусства. Достаточно назвать двух крупнейших, которые в какой-то степени противопоставляли себя друг другу, - Рейнлодс и Гейнсборо. Деятель незаурядного масштаба и серьезный, эрудированный теоретик искусства, Рейнлодс обращался со своим крупным художественным талантом, как опытный мастер со своим инструментом, направляя его сознательно. Он заранее рассчитывал художественный эффект и достигал его обдуманно.                                                                

Томас Гейнсборо как портретист тоже был очень популярен в  тех же кругах, что и Рейнольдс, часто им позировали одни и те же заказчики. Но, в отличии от Рейнолдса, Гейнсборо тянуло к природе и тишине. Портереты Гейнсборо сохраняют недосказанность. Зато они и не вызывают чувства пресыщения, той законченности, за которой уже ничего больше не следует.                    

XVIII век принято называть веком  Просвещения, хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства и братства.

В этот период развивается искусство Просвещения. Вторая половина 17 века и 18 век — это период, к которому относятся формирование и выдающиеся успехи национальной английской художественной школы. Именно с 18 века отмечается яркий расцвет английской живописи.

 

Список литературы:

 

  1. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства,- М., Издательство Академии художеств СССР,1963.-526с.
  2. Бенуа А.Н. История живописи. Т.1-3,- СПб.; Нева, 2004.-512с.
  3. Власов В.Г. Стили в искусстве,- СПб,Издательство: Кольна, т. 1-3, 1995.-1968с.
  4. Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара, – СПб. : Азбука-классика, 2010.-333с.
  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Выпуск 2,- М. 1975.-344с.
  6. Доброклонский М. и Чубова А. История искусства зарубежных стран, изд. Академии художеств СССР. Т.III, – М., 2008.-573с.
  7. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней, – М., изд. Юрайт,2012.-448с.
  8. Кантор А. М. Малая история искусств. Искусство XVIII века,- М.:Искусство 1977.-376с.
  9. Каменский А. Исторический лексикон XVIII века, энциклопедич. Справочник,- М.; Знание, 1996.-800с.
  10. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура,- М.: Высшая школа, 2005.-512с.
  11. Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII и XVIII вв.,- СПб.:Азбука классика, 2004.-440с.
  12. ГомбрихЭ. История искусств. -М.; АСТ,1998.-688с.
  13. Дукельская Л.А. Искусство Англии 16-19веков –Л., Изд. Искусство , 1983-120с.
  14. Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо.- М.: Изобразительное искусство, 1990.-224c.;ил.
  15. Некрасова Е.А.Романтизм в английском искусстве-Л.:Искусство,1975.-256.;ил.

Информация о работе Английская живопись ХVIII века. Творчество Д. Рейнолдса и Т. Гейнсборо