Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:10, курсовая работа
Целью является конструктивное построение гипсовой головы с ведением тона, но прежде всего это внутренняя основа – конструкция. А также комбинировать и согласовывать понимание формы со светом поверхности.
Видеть и понимать особенности конструкций предметов, передать трехмерность объема.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме
Выполнить все этапы практической части (композиционное, конструктивное построение, тоновое решение)
Сделать анализ проведенной работы
Подвести итоги работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Историческая справка…………………………………………………….5
Композиция листа………………………………………………………...8
Выбор материала и техники…………………………………………….10
Материалы учебного рисунка………………………………..10
Выбранный материал для работы……………………………11
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1 Первый этап – композиционный поиск………………………………13
2.2 Второй этап - объемно – конструктивное построение
формы головы и пластическая моделировка формы……………………..15
2.3 Третий этап - переход от общего
к частному и прорисовка деталей…………………………………………..16
2.4 Четвертый этап – подведение итогов работы – обобщение………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалом исполнения практической части курсовой работы нами был выбран карандаш. На начальных этапах (построение) нами были выбраны карандаши средней мягкости: «НВ» и «В», а при штриховке: «3В» и «4В», то есть преимущественно мягкие. На наш взгляд, он является одним из самых простых и популярных материалом исполнения работы в рисунке, но в тоже время, требует определенных знаний и навыков. С его помощью можно передать конструкцию, которая так нужна и важна в рисунке. Также карандаш не размазывает и не крошится, тем самым не загрязняя плоскости листа и он не оставляет следов после стирания резинкой.
Стоит отметить и правильность держания карандаша. Его необходимо положить на кончики пальцев со стороны ладони: прижать большим пальцем; отвести мизинец для опоры на лист; расслабить всю руку до плеча. На карандаш не нужно сильно давить, иначе после стирания могут оставаться следы, а чем меньше мы будем пользоваться резинкой, тем чище будет выглядеть работа по окончанию.
Техникой мы выбрали, наверное, самый распространенный метод – штриховку. С помощью этой техники можно легко показать свет, полутень и тень, а также показать переход из одной плоскости в другую. Также карандаш в зависимости от того какие цели перед собой ставит художник, может иметь различные способы штриховки. Штриховка – это нанесение штрихов различной толщины и силы нажима, вследствие чего штрихи приобретают различную тональность. Выразительность достигается тем, что можно использовать различную густоту штриховки, её разреженность, разное расстояние между штрихами, различный нажим, различную длину штриха.
Штрихи могут
быть вертикальными, горизонтальными,
косыми, а так же пересекаться. Не
обходится рисунок и без
2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНАВАНИЕ ПРОЦЕССА РАБОТЫ, ОТ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОИСКА ДО ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТАДИИ.
Прежде чем приступать к рисунку, мы должны проанализировать гипсовую голову со всех сторон, чтобы понять общий характер формы и посмотреть наклон головы.
2.1 Первый
этап – композиционное
Композиционное размещения изображения на листе бумаги, выявление наклона, общего характера формы и пропорций головы.
До начала работы проведем полный анализ головы человека со всех ракурсов, затем последует выбор понравившегося ракурса. Голову надо разместить на листе бумаге так, чтобы он не был ни слишком велик и не слишком мал в отношении размера листа, и зафиксировать наклон головы. Затем проводим вспомогательные линии, определяющие построение лицевой части.
Определение наклона и поворота головы. Следующим моментом нашего наблюдения модели явится определение положения массы головы и шеи относительно вертикали. Проводится это наблюдение с помощью длинного карандаша (или кисти): держа его перед собой вертикально на вытянутой руке, замечаем, насколько голова модели отклонена от карандаша вправо или влево.
Размер головы. Так как мы рисуем на некотором расстоянии от натуры, то и рисунок головы должен быть по размерам таким, какой голова кажется с данного расстояния, то есть чуть меньше натуры. Приступая к рисунку, прежде всего, отмечаем на листе бумаге легкими штрихами общий размер головы, учитывая степень отклонения вправо, и сейчас же наносим срединную линию, делящую голову пополам.
Важно установить на рисунке соотношение левой и правой половины лба, а также левой и правой половин подбородка, определив, насколько при данном повороте головы одна часть будет меньше другой. Наносим срединную линию сразу. Это будет линия вертикальная или почти вертикальная, в зависимости от наклона головы. Срединная линия должна пройти через середину лба, переносицы, середины губ и подбородка.
Откинувшись назад, проверяем найденные пропорции, сравнивая правую часть лица с левой на гипсовой голове и на работе.
Самое главное на этом этапе работы – правильно изобразить общий вид головы и её характер.
2.2. Второй этап – объемно – конструктивное построение формы головы и пластическая моделировка формы.
Выявление конструктивных особенностей строения формы помогает правильно передавать в рисунке объем и положение головы в пространстве. Чтобы свободно справиться с этой работой, необходимо ознакомиться с конструктивной схемой головы.
Поверхности, образующие объем, выражаются в рисунке линейно. Линии как бы расчерчивают форму головы на планы, раскрывая конструктивную сущность объема. Конструктивная схема помогает правильно построить изображение формы головы в любом повороте и ракурсе.
Срединная линия проведена, согласна выбранному нами положении головы. Её пересекают под прямым углом другие вспомогательные линии, которые проходят через глазничные впадины, образуя осевую глаз, через скуловые кости, лобную кость, подбородок.
Осевая линия глаз разделяет высоту головы на почти равные части (лицевую часть и черепную коробку). Осевая линия скул делит почти на равные части высоту от подбородка до верхней осевой линии лба. Размечать вспомогательные линии нужно с учетом пропорционального отношения частей лица к целому, а также характера натуры.
Приступая к рисунку головы должны внимательно следить за правильностью распределения парных и симметричных форм. Наметив правую скуловую кость, сразу намечаем левую; проводим параллельные линии от края каждой парной и симметричной формы к другой.
При работе над длительным рисунком точка зрения должна оставаться неизменной на протяжении всего процесса изображения.
2.3. Третий этап – переход от общего к частному и прорисовка деталей.
Итак, мы завершили работу над конструктивной основой всей головы человека. Другими словами, возвели под будущим рисунком фундамент, и чем он крепче, тем успешней будет идти последующая работа над рисунком.
В дальнейшей стадии рисования головы необходимо заняться определением тоновых соотношений объемов, не заботясь о форме мелких деталей. Когда большие поверхности света и тени будут определены в тоне, полезно проверить, в правильной ли пропорции взяты эти поверхности. При этом надо сравнивать рисунок с натурой не в отдельных деталях, а в отношениях, устанавливаемых для ряда деталей и для всей головы в целом.
От срединной
линии передней поверхности лобной
кости проведите срединную
Не пытайтесь
нос детализировать на этом
этапе рисунка. Это можно
Далее приступаем к рисунку глаз. Находим высоту и ширину глаза на вспомогательные осевой линии. Мы рисуем сразу оба глаза сразу: намечаем опорную точку на скуловой кости – намечая параллельную. Их свяжет поперечная осевая линия, идущая параллельно лицевым поверхностям головы в точку на линии горизонта, и таких линий в рисунке лицевой части головы может быть предостаточно.
Построим блок формы, включающий в себя носогубную часть и нижнюю часть подбородка. Срединная осевая линия проходит по передней площадке этого блока от носа до нижней части подбородка. Ширина площадки к подбородку увеличивается, и соответствует ширине передних площадок частей формы. Блок примыкает к лицевой части головы, на него опирается нос.
На данном этапе работы нужно особенно часто цельно смотреть на голову. Если смотреть на неё сразу, стараясь увидеть её целиком, то многие детали будут не заметны, в особенности те, которые находятся в тени или на заднем плане. Таким цельным восприятием надо определять, что больше бросается в глаза, что меньше.
При изображении головы необходимо внимательно относиться не только к силуэту головы, заметности её контура. Надо сохранить на рисунке тональное разнообразие границ деталей лица. Они тоже не везде имеют четкие границы, во многих местах их контуры расплываются.
2.4. Четвертый этап – подведение итогов работы – обобщение.
Подведение итогов работы начинаем с проверки и уточнения пропорций головы, характера формы, убедительности выражения объема.
Далее уточняем
тональное отношение, цельность
общей формы. Сначала разбираем
состояние освещения
Далее разбираем состояние освещения поверхностей формы относительно источника света по вертикали. Источник находится немного сверху. Средняя поверхность имеет полутон, а нижняя поверхность находится в области тени. На границе поверхностей находится светотень. Вводим частично тон: собственные тени, по мере удаления в глубину, становятся светлее.
После конструктивной проработке деталей головы человека в рисунке и их моделирования светотенью, необходимо привести рисунок к обобщенному состоянию. Количественный состав светлого тонового пятна, находится в гармоничном соотношении с количественным составом темного пятна.
Затем усиливаем тон собственных теней форм, стараясь привести их к обобщенному целостному состоянию. После моделировки формы светом и тенью мы переходим к обобщению. Выделение характерного достигается некоторыми его преувеличением, контрастом светотени, смягчением второстепенных деталей, удаление случайных. Не все детали головы должны быть проработаны в одинаковой степени. Центр лица: нос, рот и особенно глаза надо прорисовывать более подробно и конкретно. Уши, волосы, шея и другие детали прорабатываются менее тщательно. Так выявляется оптический и композиционный центр головы. Кроме того надо помнить, что каждый последующий этап работы предусматривает обязательную проверку предыдущих. Но на последнем этапе работы все нужно подчинить художественно – образной задаче.
Подводя итоги проделанной работы, проверяем, чтобы рефлексы не оказались в одной силе со светом, перечерненные тени не делали «дыр», контрасты света и тени на дальнем плане не «лезли» вперед. Чтобы легче было увидеть все эти недочеты, почаще отставляем рисунок на расстояние.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения курсовой работы было проведено теоретическое исследование данной темы, а также выполнена практическая часть, включающая в себя композиционные поиски, итоговую работу по конструктивному построению и тоновому решению гипсовой головы античной скульптуры.
Перед нами стояла цель – конструктивное построение гипсовой головы с ведением тона. С поставленными задачами справились; рисунок выдержан в тоне. Были предусмотрены, все нюансы светотени (освещения).
Также усвоили принципы и методы линейно – конструктивного построения. Эффект рисунка зависит не только от светотени, но и от правильного выражения конструктивных особенностей.
Самым главным, что послужило выбрать эту тему, то что преимущество у гипсовой головы это статичное положение натуры и однородность материала, что дает больше возможности в приобретении навыков моделирования формы светом и тенью, при этом сохраняя целостность её восприятия.
Выполнение данной курсовой работы дало богатый опят, научило правильно видеть и понимать характерные особенности строения головы, видеть, выделяя главное, подчиняя ему второстепенное, правильно строить изображение формы на плоскости бумаги.
В процессе
выполнения этой работы мы
научились применять
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Информация о работе Академический рисунок гипсовой головы античной скульптуры