Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

Зарубежные инвестиции играют, большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития будь то промышленно развитая или наименее развитая страна.
Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Зарубежные инвесторы не получают экономических преимуществ от роста производительности труда в форме большей прибыли в отличие от резидентов принимающей страны, которые имеют более высокий средний уровень доходов за счет притока ПЗИ (Прямые Зарубежные Инвестиции).

Оглавление

1.Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства……………………………………………………...3
Список использованной литературы………………………………...…………10

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

1.Влияние иностранных  инвестиций на экономическое  развитие принимающего государства……………………………………………………...3

Список использованной литературы………………………………...…………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Влияние иностранных  инвестиций на экономическое  развитие принимающего государства

 

Зарубежные инвестиции играют, большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития  будь то промышленно развитая или наименее развитая страна.

Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Зарубежные инвесторы не получают экономических преимуществ от роста производительности труда в форме большей прибыли в отличие от резидентов принимающей страны, которые имеют более высокий средний уровень доходов за счет притока ПЗИ (Прямые Зарубежные Инвестиции).

Создание зарубежных филиалов и дочерних компаний способствует повышению среднего уровня производительности труда. Различают две основные причины этого явления.

1. Зарубежные компании имеют более высокий уровень вложения капитала на единицу труда, что непосредственно влияет на рост производительности труда.

2. Как правило, зарубежные компании — более крупные структуры (по сравнению с национальными фирмами) и содействуют росту производительности труда за счет т.н. эффекта масштаба.

Инвестиционная политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии. Ее специфика зависит как от содержания и целей преобладающего направления внешнеторговой политики — импортной или экспортной политики, так и от соотношения между тенденциями внешнеторговой политики — между протекционизмом и либерализацией.

ПЗИ позитивно влияют на экономическое развитие принимающего государства, содействуя росту эффективности составляющих факторов экономического развития на основе реструктуризации экономики, развития инфраструктуры, содействия занятости местной рабочей силы, передачи технологий, управленческого опыта, права пользования торговой маркой компании и др. У государства, принимающего ПЗИ, нет явных причин ограничивать приток долгосрочного капитала в форме инвестиций. Но любое государство осуществляет регулирование притока иностранных инвестиций на основе разного рода мер, в том числе оказывая влияние на объем привлекаемых инвестиций, на их отраслевое распределение.

При разработке национальной политики регулирования инвестиционных потоков государство учитывает  их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков, следует выделить три момента:

1) вложение иностранного  капитала в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного (в форме капиталовложений) и вывезенного капитала (в форме прибыли и доходов). Таким образом, осуществляется «старение» инвестиций. Однако далеко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стимулировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат;

2) как известно, капитал (иностранный или национальный) вкладывается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики, если государство не будет регулировать направления капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически грязным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;

3) выделяют и психологический момент, а именно отрицательное отношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан принимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на определение стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.

Любое государство как  институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвестиций для:

- содействия экономическому  росту страны;

- обеспечения экономического суверенитета или получения максимально возможных экономических преимуществ.

Первая цель требует  установления более высокого уровня иностранной собственности в  уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами.

Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя:

- политику регулирования  инвестиций с целью получения  максимума прибыли на единицу  вложенного капитала.

- политику стимулирования для  привлечения максимально возможного  объема капитала. Здесь важнее обеспечить потенциально наибольший приток инвестиций, а не их эффективность.

Е.В. Язовских на основе изучения теорий и эффектов международного перемещения  капитала, воздействия иностранных  инвестиций на экономический рост стран импортеров капитала, выделила следующие основные принципы государственной инвестиционной политики:

1. Импорт прямых иностранных  инвестиций увеличивается при  повышении уровня таможенной  защиты внутреннего товарного  рынка страны и введения нетарифных  барьеров.

2. Объем привлечения иностранного капитала возрастает в страны с высокой емкостью внутреннего рынка и значительным экономическим потенциалом (ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский).

3. Импорт зарубежного капитала  увеличивается в страны с более  благоприятным инвестиционным климатом  и низким инвестиционным риском (экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный).

4. Транснациональные  корпорации осуществляют прямые  инвестиции, перемещают в страну-реципиент  капитала новые технологии, ноу-хау,  менеджмент, корпоративную культуру  и благодаря этому меняют отраслевую  структуру экономики в стране-реципиенте  капитала, экономят время и ресурсы для развития новых отраслей. При этом эволюция отраслевой структуры инвестиций определяется переходом от простых отраслей к более сложным.

5. Динамика иностранных  инвестиций объективно базируется  на фазах жизненного цикла  товара в международной торговле. На первом этапе иностранная продукция ввозится в страну, на втором этапе жизненного цикла с ростом внутреннего спроса на товар организуется отечественное производство. На третьем этапе страна становится производителем и экспортером данного товара, а в последующем – экспортером капитала.

6. Наибольшая эффективность  экономического развития обеспечивается  привлечением иностранного капитала  в экспортно-ориентированные отрасли  экономики и импортозамещающие  производства, сферу услуг.

7. Принцип экономической безопасности предполагает законодательно установленные ограничения на деятельность иностранных инвесторов и жесткий контроль за использованием национальных ресурсов. Государство обязано ограничивать деятельность иностранных компаний, приобретающих акции отечественных предприятий с единственной целью вывоза прибыли, не способствующих росту экономического потенциала страны.

8. Эффективная государственная  политика привлечения инвесторов  основана на создании в стране OLI-преимуществ: а) О-преимущества владения собственностью для иностранных инвесторов; б) L-преимущества географического размещения зарубежного производства; в) I-преимущества - степень интернализации компании. Принцип OLI-преимущества отражает мотивы зарубежных инвестиций.

9. Принцип зависимости иностранных и внутренних инвестиций означает, что увеличение притока иностранного капитала происходит, как правило, в условиях роста внутренних инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных предприятий является приоритетной задачей государственной инвестиционной политики, имеющей своим косвенным результатом рост зарубежных инвестиций.

Государственная политика регулирования иностранных инвестиций проводится в отношении зарубежной собственности, в налоговой и  таможенно-тарифной сферах, в валютной и ценовой областях и т.д. Наиболее динамичными считаются меры торговой политики благодаря либерализации в рамках многосторонних торговых переговоров в ГАТТ/ ВТО. Именно эти меры наиболее значительно влияют на объем и направления капиталопотоков.

В целом национальная политика принимающего государства  влияет на отраслевые направления инвестиционных вложений, и в меньшей степени  на величину привлекаемого капитала.

Наличие эффективных  правовых условий допуска и функционирования иностранных инвестиций — предварительный критерий оценки инвестиционного климата принимающей страны.

Более существенную роль играет наличие следующих макроэкономических факторов:

- емкость рынка принимающей  страны, определяемая объемом ВНП  и среднедушевым доходом. Привлекательность страны как базы последующего экспорта товаров на внешний рынок растет, что связано со снижением уровня торговых барьеров, транспортных издержек. Однако практика небольших по емкости внутреннего рынка экономик (Гонконг или Сингапур) подтверждает, что объем экономики не должен быть барьером на пути привлечения зарубежных инвестиций:

- уровень политического  риска страны. Этот показатель  определяется как специальными  подразделениями ТНК (данные показывают, что около 80% всех ТНК имеют подобные подразделения в рамках своей внутрифирменной структуры). Политический риск страны зависит от уровня политической стабильности и демократического характера политической системы страны.

- динамика валютного  курса национальной денежной  единицы — при повышении валютного курса стимулируется приток зарубежных инвестиций, растет вывоз прибыли по иностранным капиталовложениям; при падении, напротив, — сокращается, так как зарубежным инвесторам невыгоден вывоз прибыли, процентов, дивидендов.

Следует выделить и другие группы факторов:

- географические и  природно-климатические факторы;

- оценка предпринимательского  климата — издержки производства, специфика налоговой системы  и размер ставок корпоративного  и других налогов, специфика  системы финансовых льгот, стоимость и уровень квалификации рабочей силы, уровень развития транспортной инфраструктуры, стоимость арендной платы и коммунальных услуг, административные процедуры, помощь местных властей в подборе местных кадров, в получении финансовых стимулов и др.

В последние годы растет важность и других факторов:

- открытость национальной  экономики. Более открытая внешнему  миру экономика привлекает больше  инвестиций;

- уровень развития  инфраструктуры. Качество инфраструктуры  важно для развития мирового  производства и торговли, поэтому необходимо содействовать улучшению транспортной системы, логистики, телекоммуникаций.

Таким образом, стабильная политическая и макроэкономическая ситуация в стране, открытость национальной экономики, наличие адекватной инфраструктуры и коммуникаций, сохранение предсказуемой и эффективной правовой и институциональной среды лежат в основе инвестиционной привлекательности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования. – М., 2007г.

2. Лебедев В.М. Иностранные инвестиции в экономике России – тенденции развития // Финансы, № 8, 2009г.

3. М.М. Богуславский «Иностранные инвестиции: правовое регулирование», БЕК, М., 2008г.

4. А.В. Воронцовский «Инвестиции и финансирование», Изд. С.-Петербургского университета, 2010г.

5. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / Под редакцией А.Г. Светланова М.: ИГПАН. 2008г.




Информация о работе Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства