Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 35.52 Кб (Скачать)

Согласно проекту федерального бюджета России на 2011-2013гг., осуществление  государственных заимствований  на международных рынках капитала запланировано  в объеме 7 млрд долларов ежегодно. Согласно прогнозам Минфина, государственный  долг в 2011г. составит 13,6% к ВВП, в 2012г. - 15,7%, в 2013г. - 17,4%.

В период до 2014г. объем внешних  обязательств государства возрастет  в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн руб., внутренних - увеличится в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн руб.

Вопросы управления государственным  внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в  экономической и политической жизни  Российской Федерации. Это было обусловлено  как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению  и обслуживанию.

 

Глава 2.  Управление государственным  долгом России.

2.1. Сущность и способы управления государственным долгом.

«Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  экономической политики государства, связанной с его деятельностью  в качестве заемщика». Управление государственным  долгом заключается:

– в формировании политики в отношении государственного долга;

– в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);

– в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

– в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

Под управлением государственным  долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных  с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию  рынка государственных ценных бумаг.

Осуществление мероприятий  по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый  характер регулирования существующей задолженности.

В процессе управления государственным  долгом можно выделить несколько  функциональных элементов:

– непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;

– обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;

– контроль за состоянием государственного долга.

Система управления государственным  долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

Правительство Российской Федерации  в «Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально  общей формулировки основных целей  управления государственным долгом:

– сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

– сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;

– обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

– разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год, которая является выражением экономической политики государства в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;

– процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;

– исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Основные задачи, решение  которых необходимо для достижения целей управления государственным  долгом:

– своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;

– проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;

– осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;

– контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;

– контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;

– экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

– экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Ключевой целью долгового  управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

Из всего многообразия существующих методов управления государственным  долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение  только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление  государственным долгом» посвящена  только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным  долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. «Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов РФ и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов РФ». Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Система управления государственным  долгом непосредственно связана  с бюджетным процессом, поскольку  долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового  управления, важными элементами которой  являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств. Существующая в России система управления долгами  позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического  управления остается низкой. За последние  годы Правительством Российской Федерации  проделана определенная работа по формированию системы управления государственным  долгом, была значительно расширена  и усовершенствована соответствующая  законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших  к сокращению долговой нагрузки на экономику.

Активная долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и категориями  долга, усиление взаимодействия различных  ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных  в мировой практике методов управления государственным долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и т.п. Активная долговая политика также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.

Главными целями активной долговой политики должно быть решение  следующих задач:

– улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

– обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

– содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

– гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

– обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

– усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

– прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

– максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

– более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

– создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

– совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Анисимов А.С. Государственный долг России: монография. - М.: Экономика, 2009.- 350 с.
  2. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - №2. – 2010. – с.26-35.
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2009. ¾ 687 с.
  4. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2010. – 256 с.
  5. Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс].– Режим доступа: www.minfin.ru
  6. Официального сайта Счетной Палаты РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ach.gov.ru

 

 


Информация о работе Управление государственным долгом