Стратегия инноваций и инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:34, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности и аспектов инвестиционной и инновационной в целом и рассмотрение в отдельности инвестиционной и инновационной политики в России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность инвестиционной политики, как деятельности государства;
рассмотреть состав инвестиций, их источники и инвестиционную сферу;
изучить основные направления инновационной политики государства;
проанализировать инновационную политику в России.
выделить стратегии инноваций и инвестиций в России до 2020 года.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики в государстве….5
Глава 2. Сущность инновационной политики в государстве………...……….8
Глава 3. Стратегия инноваций и инвестиций в России до 2020 г. ……...…...15
Заключение…………………………………………………………………….....24
Список использованной литературы …………………………………………..26

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 56.19 Кб (Скачать)
  • псевдоинновации, деятельность по частичному улучшению

устаревшей  техники и технологии, не дающая эффекта для общества либо приносящая отрицательный эффект. [7, с.54]

Инновационная деятельность - процесс использования  результатов научно-технической  деятельности (открытий, изобретений, технических усовершенствований, промышленных образцов, проектов и т.п.) в производстве для расширения и обновления ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров и услуг), совершенствования технологии их изготовления. Инновационная деятельность охватывает как процесс освоения инноваций в производстве, так и содействие этой деятельности (информационные и иные услуги) и управления ею, а также научную и инвестиционную деятельность в части, относящейся к инновационному процессу. [9, c. 9]

Инновационная политика приносит разные новшества, однако, она должна развивать научно-технический  потенциал государства. Инновационный  процесс тесно взаимосвязан с  материальными и денежными отношениями. Это четко прослеживается в условиях рыночной экономики. Инновациями в  основном занимаются частные компании. Они представляют собой путь разрешения задач компании в сфере коммерции  или производства. Частные компании добиваются получения высокой прибыльности у других компаний. В данном случае инновации нужны только для повышения  прибыльности компаний. Инновации уже  не так важны, как средство науки, они принимают большое значение в сфере предпринимательства. [11, c. 45]

Прежде  чем ввести и разработать новшества, компании необходимо денежное равновесие, а так же наличие свободных  денежных средств. Вложения компаний связаны  с возможностью их лишения. Успех  нового произведенного продукта неоднозначен, исход моет быть разным. Только 8,7% составляют вероятность успеха нового товара. Вероятность мала и компании нередко  боятся рискнуть. По статистике около  одной идеи из 12 ждет успех и спрос  потребителей. [13, с. 67]

Инновационная политика в государстве необходима для устойчивой экономики в развитых странах. Эта политика является необходимой  для объединения производства и  науки. [11, с. 56]

Государство влияет на инновационную политику в  целом. Оно проводит меры по развития науки в качестве ее финансирования, подготовки необходимых кадров для  ее работы. Государство является разработчиком  множества программ для привлечения  инновационной активности в бизнес.

Государство помогает развитию науки за счет совершения заказов на нововведения, которые  в будущем будут не заменимы и  полезны в экономической сфере  страны. [6, с. 77]

Государство является посредником между академической  и прикладной наукой, стимулирует  промышленные инновации. Государство  может воздействовать как на прямую, так и косвенно. Та или иная мера может быть использована государством в различных экономических ситуациях. При спаде экономики важно применение кейнсианского подхода. В данном случае государство контролирует экономику, активно вмешиваясь в нее. Вторжение государства в экономику во все странах неоднозначно и может иметь отличия. [6, с. 33]

Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе  согласования интересов правительства  и бизнеса. [2, с.222]

Основными механизмами, обеспечивающими реализацию инновационной политики, приоритетное развитие высокотехнологичных и  наукоемких отраслей промышленности, являются финансово-кредитные механизмы, механизмы, обусловленные законодательными и нормативными правовыми актами, институциональные преобразования, механизмы в сфере образования, экспорта и таможенного регулирования. [3, с.78]

Механизмы финансово-кредитной политики включают в свой состав следующие основные элементы:

  • создание благоприятных условий для финансово-кредитных учреждений и страховых компаний, работающих в рамках корпоративных структур, связанных с освоением инновационной продукции;
  • применение возвратного финансирования высокоэффективных прикладных инновационных разработок;
  • развитие венчурного инвестирования;
  • разрешение государственным предприятиям - научным организациям, прошедшим государственную аккредитацию, использовать полученные при продаже научно-технической продукции на основе лицензионных соглашений средства (за вычетом прямых расходов и авторских вознаграждений) на научно-технические цели (выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупка спецоборудования и т.д.) в качестве целевого финансирования;
  • финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, инновационных проектов, связанных с развитием высокотехнологичных направлений;
  • поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций);
  • развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и приборов;
  • введение нелинейной амортизации для иностранных инвесторов производящих инновационную продукцию по международным коммерческим контрактам;
  • оказание финансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности, содействие в охране интеллектуальной собственности и поддержании прав на нее в странах СНГ и за рубежом;
  • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей, повышение удельного веса реализации в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов;
  • оказание содействия в участии малого предпринимательства в конкурсах по реализации инновационных программ и проектов за счет бюджетных средств. [9, с.104]

В перспективе  механизмы, регулирующие инновационную  деятельность, могут предусматривать  налоговые преференции. [15, с.89]

В составе  этих механизмов должно быть также  предусмотрено принятие законодательных  и нормативно-правовых актов, учитывающих  особенности налогообложения и  налоговые льготы для предприятий  и организаций. [15, с. 90]

Необходимо  также:

  • создание благоприятных условий для инвестирования средств в целях осуществления инноваций и развития инновационной деятельности (лизинг);
  • размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитие внешнеэкономической деятельности;
  • поддержка сбора и распространение информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности;
  • государственную поддержку подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность. [6, с.79]

В связи  с развитием и расширением  рынка научно-технической продукции  первоочередное значение приобретают  механизмы вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный  оборот. Для этого необходимо на законодательном уровне в целях  стимулирования создания, охраны и  использования интеллектуальной собственности  при осуществлении инновационной  деятельности закрепить соответствующие  положения, направленные на регулирование:

  • авторов и работодателей;
  • налогообложения физических и юридических лиц;
  • деятельности национальных (государственных) органов управления, в частности, патентных ведомств;
  • отношений в области морального стимулирования.

Необходимы  оценка интеллектуальной собственности  предприятий и ее инвентаризация с постановкой на баланс в виде нематериальных активов, уточнение  финансово-экономических механизмов обращения и бухгалтерского учета, создание механизма управления интеллектуальной собственностью, созданной с участием государства. Формирование рынка интеллектуальной собственности и вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности требуют законодательного обеспечения. Следует разработать механизмы использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в совместно создаваемые предприятия по производству новой продукции. [14, с. 58]

Институциональные преобразования должны быть направлены прежде всего на развитие высокотехнологичных производств в отраслях промышленности за счет:

  • объединения узкоспециализированных научных и проектных

организаций, ведущих научные исследования и  разработки в интересах преимущественно  одного заказчика, в единую научно-промышленную структуру;

  • образования центров науки и высоких технологий на основе

крупных научных  организаций, занимающих лидирующее положение  в соответствующих областях науки  и техники;

  • реструктуризации части отраслевых научно-исследовательских и

проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой  и коммерческой инфраструктурой;

  • формирования совместно с вузами инновационно-

технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, технологических и научных парков, ориентированных на производство и реализацию наукоемкой продукции с привлечением национальных и иностранных инвестиций и использованием как национальной, так и зарубежной торговой сети;

  • создания инфраструктуры малого бизнеса для обслуживания

программ  по реализации высоких технологий, а также создания базовых региональных и межрегиональных инновационно-технологических центров. [11, с.100]

Глава 3. Инновационные и инвестиционные стратегии России до 2020 г.

 

Минэкономразвития опубликовало проект СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ страны на период до 2020 года под  названием «Инновационная Россия - 2020». СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ России базируется на основе положений «Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 г.», подготовленной в 2008 г.

Основными ведомствами-координаторами реализации стратегии ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ России будут являться Минэкономразвития, Минобрнауки, Минпромторг и Минкомсвязи, говорится в документе.

Долю  России на мировых рынках высокотехнологичных  товаров и услуг, согласно проекту  ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ, планируется довести до не менее 5-10% к указанному сроку, а удельный вес таких товаров в общем мировом объеме экспорта - до 2% против 0,35% в 2008 г.

Также к  указанному сроку стоит цель увеличить  количество патентов, ежегодно регистрируемых россиянами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии с 63 в 2009 г. до более 2500-3000. Удельный вес инновационной продукции в общем промышленном объеме должен увеличиться с 4,9% в 2009 г. до 25-35%.

Для того чтобы достичь этих и ряда других показателей, предлагается осуществить 20 ключевых шагов. Реализовывать стратегию в два этапа. Первый (2011-2013 гг.) предлагается направить на повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014-2020 гг.) будет происходить рост доли частного финансирования R&D, а также рост финансирования образования, науки и инфраструктуры инновационной экономики.

20 ключевых  шагов стратегии ИННОВАЦИОННОГО  РАЗВИТИЯ России:

Инновационный бизнес:

1. Радикальное наращивание инновационной активности в государственном секторе экономики - в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях, в том числе через принятие и реализацию ими программ инновационного развития;

2. Формирование «дорожных карт» развития ключевых технологий с определением мер поддержки и выделением необходимой степени международной кооперации при их создании (покупка за рубежом/совместная разработка с зарубежными партнерами/самостоятельная разработка);

3. Последовательное и предсказуемое на долгосрочную перспективу ужесточение экологических, технических, санитарно-эпидемиологических требований, а также требований к энерго- и ресурсоемкости продукции (услуг) и используемых технологий, определение системы соответствующих поощрений и санкций, стимулирующих их создание и внедрение, по ключевым направлениям технологического развития российской экономики;

4. Обеспечение полноценного участия бизнеса в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития, в том числе через запуск деятельности технологических платформ;

5. Введение дополнительных льгот (в том числе налоговых) для развития инжиниринга и информационных технологий;

 

Инновационный человек:

1. Значительное повышение качества и престижа инженерного образования, в том числе за счет создания специальной стипендиальной программы для студентов инженерных специальностей, более тесной интеграции обучения с практикой на ведущих промышленных предприятиях, а также мер по содействию в получении (аренде или ипотеке) жилья инженерами, устраивающимися на работу по специальности;

2. Корректировка образовательных стандартов и внедрение новых технологий обучения в базовом образовании (включая дошкольное и школьное) в целях большей его ориентации на формирование навыков, необходимых для инновационной экономики;

3. Выстраивание системы поиска и продвижения талантливых детей (в первую очередь, по естественнонаучным и техническим направлениям);

Информация о работе Стратегия инноваций и инвестиций