Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

Российская экономика задыхается от нехватки инвестиций. Но почему-то никто не спешит спасать тонущий корабль. Напротив, несмотря на все запреты, инвестиции все быстрее бегут из России тайными и явными путями. Как переломить эту тенденцию?

Файлы: 1 файл

Инвестиционный анализ.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

Что касается личных вкладов  населения, то, во-первых, чем выше экономический  потенциал группы регионов и чем  ниже инвестиционный риск, тем больше и абсолютные, и душевые размеры  вкладов населения . Во-вторых, по группам регионов в зависимости от степени инвестиционного риска наиболее любопытные результаты были получены при сопоставлении отклонений от среднероссийских показателей объема ВРП и остатков вкладов населения в Сбербанке в расчете на один регион. Если во всех группах регионов с незначительным риском (1А, 2А и 3А) относительная величина вкладов населения превышала аналогичный показатель по ВРП, то во всех группах высокорисковых регионов (группы 1С, 2С и 3С) это соотношение было обратным. Это показывает, что высокая инвестиционная "рисковость" чутко ощущается населением, в большей степени опасающимся делать вклады именно в этих регионах.

Инвестиционная  деятельность и инвестиционный климат

Удельный вес накопленных  капитальных вложений и иностранных  инвестиций также снижается по мере снижения инвестиционного потенциала региона. При этом иностранные инвестиции в большей мере согласуются с  уровнем инвестиционного риска, в то время как российские следуют за инвестиционным потенциалом . Иностранные инвесторы более осторожны и стараются действовать наверняка, а российские либо недоучитывают риски, либо сознательно идут на избыточный риск, преодолевая угрозу потери инвестиций чисто российскими способами.

Сопоставление рейтингов  каждого региона по инвестиционному  потенциалу, по капитальным вложениям  и по иностранным инвестициям  позволило выявить относительно "недоинвестированные" и "переинвестированные" регионы (Очевидна условность этих терминов - едва ли хотя бы один регион России страдает от избытка инвестиций.) Их распределение по территории является весьма характерным. Значительная часть староосвоенных регионов с наиболее высоким и разнообразным инвестиционным потенциалом на Северо-Западе, в Центральной и Южной России, а также Новосибирская область обходятся вниманием как российских, так и иностранных инвесторов. Зато к числу "переинвестированных" относятся преимущественно ресурсно-сырьевые регионы.

Это показывает, что как отечественные, так и иностранные инвесторы стараются извлечь прибыль, используя так называемые конкурентные преимущества низкого порядка, связанные с использованием дешевой рабочей силы, сырья и энергии. Более того, можно достаточно уверенно предположить, что российские инвесторы (включая само государство) проводят такую инвестиционную политику "примитивизации" российской экономики даже более активно, нежели иностранные, доступ которых в некоторые лакомые регионы (Урал, Мурманская область и др.) явно или скрыто ограничивается.

Законодательные условия и региональная инвестиционная политика

Анализ инвестиционного  законодательства позволил сделать  вывод, что оно не играет необходимой  роли в формировании региональной инвестиционной политики. Выявлена обратная зависимость между рейтингами регионов по потенциалу и риску и степенью благоприятности правовых условий инвестирования. То есть более благоприятное законодательное поле в целом имеют регионы с наиболее низкими потенциалами и высокими рисками. Однако эти законодательные преференции "не работают". Так, из 30 регионов с наиболее благоприятными законодательными условиями для отечественных инвесторов к числу "переинвестированных" относятся лишь 5, а из такого же списка для иностранных инвесторов.

В регионах, где созданы  наиболее благоприятные законодательные  условия инвестирования, предпочтение отдается иностранным инвесторам.

Особо удручает низкая законодательная  активность в инвестиционной сфере  региональных органов власти. приведен исчерпывающий перечень регионов, имеющих хоть какие-то льготные условия для инвесторов. А уж специальные региональные законы, регулирующие деятельность российских инвесторов, приняты лишь в двенадцати регионах, иностранных инвесторов - и вовсе в пяти

Представленный рейтинг  является частью большой аналитической  и статистической работы по изучению российских регионов. В частности, наш  журнал планирует издать справочник "Регионы России", в котором  мы попытаемся максимально полно  представить информацию по всем 89 субъектам  федерации.

Таблица 1. Рейтинги субъектов  федерации по инвестиционному потенциалу

Интегр. рейтинг потенциала

Рейтинг без ресурсной составл.

Регионы России

Составляющие (виды) инвестиционного  потенциала

ресурсно- сырьевой

в т. ч. топливно- сырьевой

производ ственный

потреби тельский

инфрастру ктурный

интеллек туальный

институ циональный

иннова ционный

1

6

Свердловская область

6

45

2

6

55

24

4

4

2

3

Московская область

45

89

3

3

3

7

3

29

3

1

Москва

89

89

1

1

2

1

1

2

4

2

Санкт-Петербург

89

89

4

2

1

2

2

3

5

5

Ростовская область

34

8

15

10

26

32,5

8

14,5

6

4

Самарская область

60

28

5

12

23

13

7

19

7

15

Белгородская область

5

89

31

28

7

31

56

16,5

8

12

Краснодарский край

21

38

17

4

13

66,5

6

26

9

13

Челябинская область

26

34

11

13

40

36,5

17

31

10

9

Саратовская область

39

40

24

21

35

47,5

20

6

11

8

Тульская область

49

20

28

22

5

28

32

22

12

27

Кемеровская область

1

1

16

5

52

52,5

15

34,5

13

11

Новосибирская область

50

35

18

19

57

15

12

20

14

10

Республика Татарстан

53

19

12

8

36

50,5

11

7

15

18

Рязанская область

38

36

44

46,5

20

26

43

8

16

16

Владимирская область

44

89

38

39

11

36,5

39,5

10

17

14

Воронежская область

51,5

89

25

16

16

36,5

34

24

18

20

Волгоградская область

32

51

19

20

48

29

14

36,5

19

7

Нижегородская область

71

89

10

9

33

50,5

10

1

20

26

Тюменская область (юг)

24

33

9

23

79

20

5

47,5

21

32

Пермская область

4

24

14

14

63

62

18

25

22

24

Республика Башкортостан

27

23

7

11

47

81

9

5

23

28

Алтайский край

22

62

32

17

49

54

26

18

24

33

Красноярский край

2

3

6

7

86

36,5

16

47,5

25

25

Ленинградская область

41

30

33

35

10

39,5

33

47,5

26

21

Тверская область

51,5

44

43

32,5

24

43

41

10

27

19

Калининградская область

63

57

59

58

4

9

30,5

36,5

28

36

Хабаровский край

13

26

29

44

75

11,5

25

50,5

29

42

Иркутская область

7

7

13

15

80

34

23

59

30

17

Ярославская область

75

89

26

29

22

20

36

33

31

41

Курская область

10

89

46

37,5

8

79,5

66,5

16,5

32

22

Удмуртская Республика

64

31

36

31

39

39,5

24

22

33

23

Калужская область

59

25

53

46,5

18

11,5

38

42

34

43

Приморский край

16

16

21

26

51

30

13

89

35

37

Оренбургская область

25

11

23

32,5

44

68,5

21

31

36

47

Мурманская область

8

15

41

48

56

5

35

89

37

46

Архангельская область

15

21

39

40

72

22

45

52

38

44

Республика Коми

19

6

35

36

78

14

39,5

55

39

35

Ульяновская область

42

49

40

27

32

52,5

54

27,5

40

30

Брянская область

62

89

47

34

14

66,5

55

14,5

41

29

Смоленская область

68

37

50

45

12

26

59

39

42

40

Республика Северная Осетия -- Алания

43

89

76

72

6

6

70,5

44,5

43

31

Липецкая область

65

89

30

42,5

9

32,5

60

47,5

44

56

Республика Саха (Якутия)

3

5

27

52,5

84

8

29

89

45

51

Ханты-Мансийский авт. округ

12

4

8

24

85

26

30,5

89

46

38

Ставропольский край

61

41

22

18

41

62

27,5

42

47

34

Чувашская Республика

74

89

48

49

19

64

45

12

48

48

Пензенская область

48

61

49

42,5

38

79,5

47

10

49

39

Омская область

69

58

20

25

61

56

27,5

34,5

50

50

Томская область

31

22

45

54

82

16

45

55

51

62

Республика Бурятия

18

17

60

63,5

73

20

51

59

52

55

Республика Карелия

30

89

58

61

46

18

52

89

53

58

Астраханская область

35

9

61

57

45

17

50

89

54

45

Орловская область

72

89

62

50

21

62

73

13

55

59

Мордовская Республика

40

89

69

63,5

27

68,5

75

22

56

63

Сахалинская область

36

13

66

67

53

10

53

89

57

49

Ивановская область

76

89

52

52,5

34

43

49

39

58

69

Магаданская область

11

29

74

75

66

4

63

89

59

65

Камчатская область

28

48

72

68,5

71

3

48

89

60

60

Вологодская область

54

89

34

30

62

58

42

55

61

57

Республика Дагестан

58

50

73

55

37

65

22

55

62

54

Тамбовская область

66

89

55,5

37,5

29

60

69

50,5

63

53

Новгородская область

70

89

64

61

28

47,5

64

42

64

52

Псковская область

73

89

65

66

15

56

70,5

39

65

71

Амурская область

20

12

55,5

51

65

47,5

37

89

66

64

Костромская область

56

59

63

56

54

47,5

65

44,5

67

72

Читинская область

14

14

51

59

70

77,5

61

55

68

67

Кабардино-Балкарская Республика

47

89

70

68,5

25

23

66,5

89

69

73

Ямало-Ненецкий авт. округ

9

2

37

61

87

43

62

89

70

61

Кировская область

80

60

42

41

59

73

57

27,5

71

68

Республика Марий-Эл

55

89

68

70,5

42

43

68

59

72

66

Курганская область

77

89

57

65

50

76

58

31

73

70

Республика Адыгея

82,5

47

54

73

17

43

74

89

74

76

Республика Хакасия

33

10

67

70,5

68

59

76

89

75

74

Республика Ингушетия

85

56

79,5

83,5

30

74,5

19

89

76

79

Еврейская авт. область

37

89

79,5

78

58

71

81,5

89

77

80

Республика Тыва

23

32

78

80,5

77

71

79

89

78

78

Республика Карачаево-Черкессия

46

53

75

74

43

77,5

72

89

79

77

Чеченская Республика

57

52

71

89

31

74,5

80

89

80

81

Чукотский авт. округ

29

42

87

82

67

82

81,5

89

81

75

Республика Хальмг Тангч

85

55

77

77

60

56

77,5

89

82

87

Таймырский авт. округ

17

18

81,5

83,5

83

88

89

89

83

83

Республика Алтай

79

89

81,5

76

74

84

77,5

89

84

82

Корякский авт. округ

85

54

88

86

64

85

89

89

85

84

Ненецкий авт. округ

67

27

85

86

89

71

89

89

86

85

Усть-Ордынский Бурятский  авт. округ

78

39

84

80,5

69

86

89

89

87

86

Коми-Пермяцкий авт. округ

81

43

83

79

81

83

89

89

88

88

Агинский Бурятский авт. округ

89

89

86

86

76

87

89

89

89

89

Эвенкийский авт. округ

82,5

46

89

88

88

89

89

89



Таблица 2. Регионы с наиболее высоким инвестиционным потенциалом

 

для российских инвесторов

для иностранных  инвесторов

1

Свердловская область

Свердловская область

2

Москва

Московская область

3

Московская область

Москва

4

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

5

Ростовская область

Ростовская область

6

Самарская область

Самарская область

7

Белгородская область

Белгородская область

8

Краснодарский край

Краснодарский край

9

Челябинская область

Челябинская область

10

Тульская область

Саратовская область

11

Саратовская область

Кемеровская область

12

Кемеровская область

Тульская область

13

Новосибирская область

Новосибирская область

14

Республика Татарстан

Республика Татарстан

15

Нижегородская область

Волгоградская область

16

Тюменская область (юг)

Рязанская область

17

Рязанская область

Владимирская область

18

Владимирская область

Воронежская область

19

Волгоградская область

Нижегородская область

20

Воронежская область

Тюменская область (юг)



Информация о работе Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России