Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:49, реферат

Краткое описание

Инвестициями являются имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль или доход. Такими ценностями могут быть:

Денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги;
Движимое и недвижимое имущество ( здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);
Имущественные права, вытекающие из авторского права, опыт и другие интеллектуальные ценности;
Права пользователя землей и другими природными ресурсами и иные имущественные права.

Файлы: 1 файл

Инвестициями являются имущественные и интеллектуальные ценности.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

       Государственное регулирование инвестиционного  процесса.

         Вопрос государственного регулирования инвестиционного процесса следует рассматривать по двум направления:

  1. регулирование инвестиционного процесса, осуществляемого инвесторами данного государства;
  2. регулирование инвестиционного процесса, осуществляемого иностранными инвесторами.

       В части регулирования инвестиционного  процесса внутри страны следует заметить, что в рыночной экономике инвестиции в производство осуществляют в основном предприниматели. Государство же в  целях обеспечения макроэкономического равновесия должно лишь создавать благоприятные условия для инвестиционной деятельности доступными ему методами регулировать ее в интересах как отдельных инвесторов, так и общества  в целом. К основным условиям, обеспечивающим благоприятный инвестиционный климат, относят:

  • создание четкой правовой базы для инвесторов в финансовом, валютном, налоговом, тарифном регулировании и обеспечении стабилизации законодательства;
  • формирование уровня налогов, тарифов льгот, обеспечивающих реализацию конкурентоспособный инвестиционных проектов;
  • создание гибкого механизма в реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение приоритетных целей в развитии общественного хозяйства;
  • проведение амортизационной политики, направленной на ускоренное обновление основных производственных фондов в соответствии с меняющимися рыночными условиями;
  • решение проблем страхования инвестиционных рисков;
  • создание нормативно – правовых и экономических условий для стимулирования сбережений населения в сети различных институциональных инвесторов: инвестиционных фондах, банках, страховых компаниях и т.п., и следующей трансформации аккумулируемых в них средств в инвестиции.

       Основными инструментами, с помощью которых  государство регулирует инвестиционный процесс, являются:

  1. Процентные ставки.

     Государство в лице Центрального  (Национального) банка через установление величины учетной ставки, нормы обязательных резервов, операций на открытом рынке казначейских ценных бумаг может увеличивать или уменьшать предложение денег и воздействовать на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками.

       Если  процентные ставки по вкладам в коммерческих банках привлекательны для населения, то оно, ограничивая текущее потребление, увеличивает сбережения, что влечет за собой расширение инвестиционной базы и рост инвестиций. И наоборот, если процентные ставки по вкладам низкие, население увеличивает текущее потребление и сокращает сбережения. Инвестиционные источники, а значит и сами инвестиции, сокращаются.

       В то же время снижение учетных ставок со стороны Центрального банка позволяет коммерческим банкам осуществлять кредитование инвестиционных проектов по более низким собственным процентным ставкам, что делает займы в коммерческих банках выгодными. Инвестиционный процесс расширяется.

       Таким образом, государство, не вмешиваясь напрямую в  инвестиционный процесс, через инструменты денежно – кредитной (монетарной) политики может существенно влиять на него.

  1. Налоги.

       Это второй, наиболее мощный рычаг государственного воздействия на инвестиционный процесс. Увеличение или снижение налогов, взимаемых с предпринимателей, снижает или увеличивает норму их чистой прибыли, а значит стимулирует рост или снижение инвестиций.

       Процентные  ставки и налоги как инструменты  государственного регулирования инвестиционной деятельности относятся к экономическим методам. Однако у государства есть мощный административный рычаг воздействия на инвестиционный процесс. Желание предпринимателя получить от инвестиций максимальную прибыль часто вступает в противоречие с общественным интересом: загрязняется окружающая среда, нерационально используются природные ресурсы, создается угроза здоровью и жизни людей и т.п. Поэтому государство наряду с экономическими использует волевые (административные) методы: ограничивает или вообще запрещает те инвестиционные проекты, которые наносят ущерб обществу.

       Иностранные инвестиции.

       Любое государство в период перехода к новой системе хозяйствования и отсутствия собственных инвестиционных источников заинтересовано в привлечении иностранных инвесторов.

       Какими  же критериями руководствуется иностранный инвестор, принимая решение о капиталовложении в какую – либо страну, и что должно учитывать государство для создания ему благоприятного инвестиционного климата? Мировая экономика показывает, что такими критериями являются:

  • Привлекательность рынка товаров и услуг.
  • Доступность рынка.
  • Наличие качественной рабочей силы и ее дешевизна.
  • Валютный риск.
  • Возвращение капитала.
  • Налоговое законодательство в стране приложения капитала.
  • Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • Политическая стабильность.
  • Защита прав интеллектуальной собственности.
  • Макроэкономическая и торговая политика страны приложения капитала.
  • Наличие соответствующей рыночной инфраструктуры и т.п.

       Мировые эксперты в вопросе привлечения  иностранных инвестиций исходят из следующего:

  • В странах, не имеющих адекватной системы регулирования притока иностранного капитала, финансовая система может получить настолько гипертрофированное развитие, что возможен банковский крах.
  • Государства, недавно реформировавшие свою внешнюю политику в направлении стимулирования экспорта, могут столкнутся с тем, что массированный приток иностранного капитала будет сдерживать экспорт в результате неизбежного роста курса национальной валюты и стимулировать импорт со всеми вытекающими политическими последствиями для правительства.
  • Заметный рост иностранных инвестиций вызывает, как правило, экспансию финансовой сферы и одновременно свертывание собственного материального производства. В случаи резкого сокращения иностранных инвестиций национальное правительство будет вынуждено предпринимать болезненные меры по стабилизации экономики.
  • Приток иностранных инвестиций может быть настолько значителен, что обострит проблему платежного баланса по текущим операциям, подрывая кредитоспособность страны и даже содействуя вследствие этого оттоку иностранных инвесторов.

В связи  с этими обстоятельствами эксперты Мирового банка основное место в  подъеме национальной экономики  отводят собственной эффективной  экономической политике.

Именно  она должна способствовать созданию такой мощной экономики, которая могла бы сама справится с любой нестабильностью.

        

Информация о работе Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности