Политика стимулирования иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая жизнь России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 80-х гг. пытается активно использовать и иностранные инвестиции.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.

Файлы: 1 файл

Инвистиции.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Министерство транспорта РФ

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВПО ДВГУПС

ИИФО

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра: «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Экономика и управление инвестициями»

Тема: Политика стимулирования иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст-ка К09-К-263(п)

К.А. Хитрова

Проверила: М.А. Немчанинова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2011

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическая жизнь  России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 80-х гг. пытается активно использовать и иностранные инвестиции.

Использование иностранных  инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия  экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.

Согласно закону об иностранных инвестициях, иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации. В литературе также часто широко используется еще один термин – инвестиционный климат – это комплекс объективных условий инвестирования, охватывающий экономические, политические и социальные компоненты: природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т. д.

Эта работа посвящена  изучению политики стимулирования иностранных  инвестиций, подробному рассмотрению основных положений политики стимулирования иностранного инвестирования и основных проблем этой политики.

 

1. Сущность и виды иностранных инвестиций

 

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в  различные виды предпринимательской  деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе  этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации  инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам.

Так, по формам собственности  на инвестиционные ресурсы иностранные  инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.

- Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.

- Частные (негосударственные) инвестиции - это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

- Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера  использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские  и ссудные.

- Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда.

- Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при  анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

Прямые иностранные  инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Согласно классификации  ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям  относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор или "материнская фирма") с их контролем за хозяйственной организацией, расположенной в принимающей стране.

К разряду портфельных  инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.

В соответствии с положениями  ЮНКТАД портфельные инвестиции, в  отличие от прямых, представляют собой  вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

1.2. Инвестиционный климат

 

Возможности привлечения иностранных инвестиций во многом зависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданы в принимающей стране, насколько благоприятен ее инвестиционный климат.

 Инвестиционный климат - весьма сложное и многомерное  понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона).

Оценка инвестиционного  климата предполагает учет:

• экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных  производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.);

• государственной инвестиционной политики (степени государственной  поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.);

• нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса  регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);

• информационного, фактологического, статистического материала о  состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат.

Оценка различных составляющих инвестиционного климата позволяет  определить уровень инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления вложений. Методики оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Так, в Японии используются описательные характеристики инвестиционного климата без количественных оценок. В США методика оценки инвестиционного климата предполагает определение четырех агрегированных показателей, характеризующих деловую активность, потенциал развития хозяйственной системы, экономическую эффективность инвестиций и основные составляющие налоговой политики. Результаты оценок публикуются в "Ежегодной статистической карте".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные положения  политики стимулирования иностранного  инвестирования

 

 

Главная цель политики стимулирования - воздействовать на направление, величину и характер инвестиционных потоков.

 Перспективными формами привлечения  иностранных инвестиций в России  являются:

1. Лизинг – одна из наиболее эффективных форм инвестиционной деятельности, не требующая от предприятий крупных единовременных затрат собственных или привлечённых средств. Суть его в том, что компания (лизингодотель) вместо предоставления кредита предприятию сама финансирует и приобретает для него оборудование, которое передаёт предприятию( лизингополучателю) во временное пользование (лизинг).

Предприятие расплачивается за оборудование в течение срока использования. После окончания этого срока ему предоставляется возможность выкупить оборудование.

2. Соглашение о разделе продукции(  СРП) – новая для России  специфическая форма инвестиционной  деятельности.

Федеральный закон « О соглашениях о разделе продукции» № 225 был принят 30 декабря 1995 г. Закон открыл перед иностранными инвесторами широкие возможности участия в хозяйственном использовании богатейших месторождений полезных ископаемых России, в первую очередь углеводородного сырья. Он направлен также на освоение нефтегазовых месторождений на шельфе полярных и дальневосточных морей и Восточной Сибири. Закон рассчитан на всех потенциальных инвесторов, но отдельные положения – только на иностранных инвесторов.

3. Свободные экономические  зоны ( СЭЗ)- зоны с особым юридическим  и экономическим статусом, создающим  благоприятные условия для привлечения  зарубежных инвестиций на основе  предоставлении ряда льгот. В  качестве льгот для инвесторов  в СЭЗ предусматривалось понижение ставки платы за пользование землей и иными природными ресупсами, а также предоставление прав на их долгосрочную аренду. При создании СЭЗ выдвигались разнообразные задачи: интенсивное привлечение иностранных инвестиций, совершенствование отраслевой структуры и т.д.

Отдельным аспектом регулирования  иностранных инвестиций в СЭЗ  являлся режим реинвестирования. К сожалению, опыт деятельности СЭЗ  оказался недолговечен: в связи с  активацией экономических реформ, созданием  налогового и таможенного режима в России льготы были отменены.

Одним из примеров создания свободной экономической зоны является СЭЗ «Находка». Исходя из выгодного  географического положения и  особых транспортных условий города-порта  Находки, через который проходит до 40% внешнеторговых грузов России, решено развивать её как транспортно-торговую зону. Использование уже имеющихся мощностей и транспортной инфраструктуры, не требуя серьёзных капиталовложений на начальном этапе, позволяет аккумулировать капитал для создания в перспективе на территории СЭЗ обрабатывающих наукоёмких производств. СЭЗ «Находка» за короткое время сформировалась как жизнеспособный хозяйственный организм и стала лидером среди всех свободных зон России.

4. Концессионные договоры.

Концессия- договор о  передаче на определённый срок принадлежащих государству или местным органам власти источников природных богатств, предприятий, других хозяйственных объектов иностранным фирмам или частным лицам. Сегодня в условиях рыночной экономики для проведения полноценной инвестиционной политики в России становится необходимым создание надёжной правовой среды, стимулирующей вложение как иностранными, так и отечественными инвесторами производственного капитала в отечественную экономикцу.

5. Оффшорные операции.

Оффшорная деятельность – любая официально разрешённая зарубежная коммерческая деятельность иностранных юридических и физических лиц с расчётами в иностранной валюте через территорию страны регистрации с юридическими и физическими лицами- резидентами зарубежных стран в льготном валютном, таможенном, налоговом и административном режиме.

6.Совместные предприятия(  СП)-  предприятия, создаваемые  одной или несколькими иностранными  фирмами для разработки и добычи  природных ресурсов с участием  государственных организаций принимающих  стран.

Характерная особенность - более широкое участие в таких компаниях государственного капитала развивающихся стран. Привлечение государственного и национального капиталов предприятий развивающихся стран к участию в совместных компаниях обусловлено, с одной стороны, требованиями этих стран, их заинтересованностью в ряде случаев в привлечении иностранного капитала и, с другой стороны, стремлением транснациональной компании (ТНК) «прикрыть» создаваемые в развивающихся странах предприятия с местной вывеской в целях получения определённых льгот и привилегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная инвестиционная политика: опыт зарубежных стран

 

Анализ государственной  инвестиционной политики, проводимой в странах с рыночной экономикой, свидетельствует, что она не сводится к созданию общих условий инвестиционной деятельности, часто называемой инвестиционным климатом, а предусматривает активную роль государства в создании системы долгосрочного финансирования экономики. Многие развитые страны, в том числе государства Евросоюза, хотя и предъявляют к иностранным государствам жесткие требования по минимизации государственного вмешательства в экономику, сами проводят активную государственную протекционистскую политику. Это вызвано тем, что решение ряда инвестиционных задач, поставленных государством, неизбежно требует такого вмешательства.

Информация о работе Политика стимулирования иностранных инвестиций