Политические риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:16, реферат

Краткое описание

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ мирового рынка туристических услуг:
• динамика мирового туристического потока;
• динамика объемов мирового рынка туристических услуг;
• структура мирового туристического потока по регионам и странам мира;
• структура мирового рынка туристических услуг в денежном выражении;

Файлы: 1 файл

кузьмина маркетинговые исследования.docx

— 63.95 Кб (Скачать)

1.Введение. 
 
Туризм является фундаментальной и динамичной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве). Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл. По оценкам специалистов туризм - самый прибыльный вид бизнеса.[1]          

 Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений  активно влияют на различные  сектора экономики, что способствует  формированию собственной туристской  индустрии.  На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов[2].  Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. По оценке ВТО число туристов к 2010 году возрастет до  8 миллионов человек. Общие мировые концепции туризма предусматривают как минимум равный баланс въездного и выездного туризма.

 

Туризм оказывает огромное влияние  на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма. Анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен. Однако, прежде чем погружаться в текущие проблемы туристского бизнеса, целесообразно раскрыть содержание понятия «туризм». 
 
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ мирового рынка туристических  услуг:

•           динамика мирового туристического потока;

•           динамика объемов мирового рынка туристических услуг;

•           структура мирового туристического потока по регионам и странам мира;

•           структура мирового рынка туристических услуг в денежном выражении;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы развития туризма

Прежде чем проводить анализ развития туризма в какой-либо стране необходимо выделить определенные позиции, которые влияют на туризм в целом  и тормозят его развитие во всех странах. 
 
Все эксперты в области туризма следующие факторы, влияющие на рост туристического потока: 
 
политические; 
 
экономические; 
 
социально-демографические; 
 
культурные; 
 
научно-технический прогресс. 
 
Далее обо всех подробнее. 
 
Политические факторы. Один из самых важных факторов развития туристического бизнеса в стране - это стабильная политическая обстановка. Также, для развития туризма в той или иной стране важны сложившиеся международные отношения, сложившиеся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международные отношения в мире или в отдельно взятом регионе. 
 
Экономические факторы. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса, а также широко представлена категория лиц с высокими доходами, формирующие спрос на высоко комфортабельные условия размещения и обслуживания. 
 
На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует появлению различных новых видов делового туризма. 
 
Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность, экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма. 
 
 
Для многих стран мира характерна тенденция изменения соотношения рабочего и свободного времени. С увеличением свободного времени в жизни людей обозначились две главные тенденции - дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми. 
 
 
Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при поездках на отдаленные расстояния; усовершенствуется сервисное обслуживание на транспорте, который становится более комфортабельным для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д. 
 
Развитие туризма существенно зависит от информированности туристов о местах отдыха и различных путешествиях. Быстрое усовершенствование средств массовой информации позволило туристским организациям продвигать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги. 
 
Подводя небольшой итог можно выделить что все факторы, влияющие на развитие туристской отрасли, можно разделить на две группы: 
 
1) внешние факторы, которые действуют вне зависимости от функционирования организаций индустрии туризма (политические, экономические, социально-демографические и культурные); 
 
2) внутренние факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые туристскими организациями в своем функционировании. 
 
При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов. 
 
Дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации туристской индустрии; рационального использования имеющихся материальных ресурсов; применения современных технологий обслуживания туристов. 

 Инновационная деятельность  в туризме 
Инновационная деятельность - комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства: 
 
- выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;  
 
- использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов; 
 
- использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример - путешествия туристов на космических кораблях; 
 
- изменения в организации производства и потребления традиционного туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент; 
 
- выявление и использование новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи). 
 
Основу инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного сервиса и туризма. 
 
Научно-техническая революция не только стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии. 
 
Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма. 
 
Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д. 
 
Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности. 
 
 
^ 4. Статистика туристских потоков 
 
Статистика международного туризма включает два основных раздела: статистика туристских потоков и статистика туристских доходов и расходов. Для каждого из них ВТО разработала перечень основных показателей, информативных и относительно легко измеряемых. Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания. 
 
Под количеством прибытий (отбытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год. 
 
Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактическая численность туристов меньше количества прибытий. 
 
Статистика прибытий (отбытий) содержит количественное описание туристских потоков в мире. К концу 90-х годов XX в. число международных туристских поездок превысило 650 млн. Несмотря на кратковременные колебания и спады в отдельные годы, в развитии туризма прослеживается устойчивая тенденция к повышению. Средние ежегодные темпы прироста туристских прибытий за период с 1950 по 1999 г. составляют 7%. 
 
Статистические данные о прибытиях группируются по целям путешествия, видам используемого транспорта, месяцам заездов, регионам и странам происхождения туристов. 
 
ВТО выделяет шесть, несколько отличных по составу от принятых в отечественной географии, туристских макрорегионов мира: 
 
Европейский - страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция); 
 
Американский - страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна; 
 
Азиатско-Тихоокеанский - страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания; 
 
Африканский - страны Африки, кроме Египта и Ливии; 
 
Южно - Азиатский - все страны Южной Азии; 
 
Ближне - Восточный - страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия. 
 
Региональное распределение международных туристских потоков в главных чертах сложилось давно. С начала массовых туристских обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяется Европа (386 млн. прибытий в 1999 г.). Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а также жителей США и Канады. Вторую позицию долгие годы прочно удерживает Америка (127 млн. прибытий в 1999 г.). Европа и Америка, прежде всего Северная, являются ключевыми туристскими регионами. На них приходится 4/5 всех прибытий в мире. 
 
Динамика международного туризма по регионам мира в последние 45 лет обнаруживает существенные различия. При общем 20-кратном увеличении туристских потоков на планете в Европе и Америке они росли темпами, близкими к среднемировым (6,6 и 5,9% в год соответственно). Молодые туристские регионы - Азиатско-Тихоокеанский, Ближне - Восточный и Африканский - развиваются быстрее. В отдельные годы темпы прироста туристских прибытий в них выражаются двузначными цифрами. Однако они менее устойчивы к воздействию, часто отрицательному, политических и экономических факторов. Периоды ускоренного роста туризма в них сменяются стагнацией и спадами. 
 
За прошедшие десятилетия наиболее динамичным был Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором средние многолетние темпы роста числа прибытий в 9 раз опережали среднемировые. Некоторое сокращение туристской активности в странах Восточной, Юго-Восточной Азии и Океании в 1997-1998 гг. было связано с мировым финансовым кризисом. Но уже в 1999 г. регион преодолел его последствия, поставив новый рекорд по туристским прибытиям - 94 млн. поездок. 
 
Африканский континент и Ближний Восток, посещаемость которых увеличивается сравнительно быстро, при низких абсолютных значениях показателя прибытий оказывают слабое влияние на мировую динамику туризма. 
 
Неравномерность темпов роста международного туризма в территориальном разрезе привела к изменению его региональной структуры в 90-х годах по сравнению с 1950-1970 гг. Доля Европы и Америки снизилась при одновременном повышении удельного веса Азиатско-Тихоокеанского региона и некоторой стабилизации положения остальных регионов мира. 
 
В XXI в. территориальная структура международного туризма будет продолжать меняться при сохранении прежних тенденций развития. По прогнозам ВТО на 2020 г., Европа удержит доминирующие, хотя весьма ослабевшие, позиции на рынке туризма (717 млн. прибытий). Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (438 млн. прибытий). Америка, переместившись на ступень ниже, будет замыкать тройку лидеров (284 млн. прибытий). 
 
Количество прибытий (отбытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение. Прибытия (отбытия) учитываются в абсолютном выражении в виде числа поездок за тот или иной отрезок времени. Однако абсолютные показатели туристских потоков не позволяют судить об уровне туристской активности, так как они зависят от общей численности населения. Поэтому для оценки интенсивности туристских обменов количество прибытий (отбытий) рассчитывается на 100 человек населения, т.е. выражается в виде относительной величины. 
 
По данным ВТО, на 100 человек приходится в среднем 10 поездок. По отдельным регионам и субрегионам значения показателя существенно отклоняются от среднемирового уровня. Если в Центральной Африке и Южной Азии в 1995 г. регистрировалось 0,5 прибытий на 100 человек населения, то в Карибском бассейне и Океании не менее 40. 
 
Самая высокая туристская активность отмечается в Европе. Во всех субрегионах - Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европе - количество прибытий, а также поездок за границу в расчете на 100 человек больше среднемирового уровня. Для прибытий максимальные значения показатель принимает в Южной и Западной Европе - свыше 60 прибытий на 100 человек, для поездок за границу в Северной и Западной Европе - более 70 отбытий на 100 человек.

 

3 Механизм ценообразования  в международном туризме  

Большой интерес представляет механизм ценообразования на туруслуги. Существуют ли мировые цены на туруслуги, как  в мировой торговле такими традиционными товарами, как нефть, лес, зерно, хлопок, металл? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить цены на сопоставимые туруслуги, действующие в различных странах и туристских центрах.

Анализ цен на услуги размещения, питания, транспортировки, экскурсии и другие, одинаковые по функциям, качеству и количеству, но производимые в разных странах, показывает большое различие между ними. Например, можно наблюдать наиболее высокие цены на туруслуги в странах Северной Европы и Америки, где затраты на их производство (стоимость строительства и эксплуатации отелей, ресторанов, транспортных средств и др.) из-за суровых климатических условий достаточно высоки

 

В то же время умеренные и даже сравнительно низкие цены на соответствующие туруслуги действуют в странах субтропического и тропического климата, в которых их производство связано со значительно меньшими затратами. Разница между самыми высокими и самыми низкими уровнями национальных цен на сопоставимые туруслуги, обращающихся на мировом рынке международного туризма, может достигать двух-трехкратной величины.

Исследуя причины обращения  на международном туристском рынке  различных по уровню национальных цен, следует указать на особенности  потребительской стоимости туруслуг, которые выступают как категории, имеющие уникальный характер. Это, например, экскурсии и осмотр Колизея в Риме, Триумфальной арки или собора Парижской Богоматери, лондонского Тауэра, афинского Акрополя, Кремля в Москве, Эрмитажа в Санкт-Петербурге и многих других архитектурных и исторических, культурных, этнографических, природно-климатических памятников и достопримечательностей разных стран. Монопольное положение тех или иных туристских достопримечательностей создает условия для образования монопольных цен на соответствующие услуги. Мы знаем, что в основе выбора туристского маршрута за границу лежат мотивы, которые носят исключительно индивидуальный характер. Для каждого туриста выбор страны посещения начинается с выбора интересующих его туристских достопримечательностей. Только определив страну, турист решает вопрос о наборе и качестве услуг и приемлемых для него ценах.

Монопольное положение туристских достопримечательностей и производимых на их основе туруслуг служит естественным ограждением от конкуренции со стороны  цен на туруслуги в других странах  и регионах. Эта монополия позволяет  разным странам и турцентрам выступать  на рынке международного туризма  с национальными или региональными  ценами, отличающимися от цен;

на сопоставимые услуги в других странах и турцентрах.

Однако необходимо подчеркнуть, что  монопольное положение туристских достопримечательностей является лишь естественным препятствием на пути к выравниванию уровней национальных цен на туруслуги и ни в коей мере не определяет их уровень, так как данный уровень определяется национальными условиями производства, а именно такими ценообразующими факторами, как:

стоимость рабочей силы, банковский процент, норма прибыли, рента. В  тех странах, где эти экономические  категории оцениваются высоко, цены на туруслуги в большей или меньшей степени превышают цены на соответствующие услуги в странах с более низким уровнем заработной платы, прибыли, ренты.

Итак, отсутствие единых мировых цен  на туруслуги, обращение на международном  рынке различных по уровню национальных цен освобождает от поиска каких-то всеобщих ценовых нормативов при формировании собственных экспортных цен на туруслуги, позволяет определять их уровень, исходя из наших экономических интересов.

Цены на туруслуги постоянно  растут. Их рост является всеобщим и отличается в разных странах только темпами. В его основе лежит общее повышение стоимости жизни, вызванное такими социально-экономическими процессами, как галопирующая хроническая инфляция и обесценивание бумажных денег, «удушение» свободной конкуренции монополистическими структурами, падение стоимости денег на мировом рынке, рост налогового обложения, которое переносится на цены на туруслуги.

 

 

 

Ценообразование в сфере  услуг и в туризме в частности  имеет целый ряд особенностей: 
 
1 Услуги туризма представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги - это розничные цены. 
2. Устойчивость спроса на туристские услуги зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на них следует учитывать следующий психологический момент: цена не должна вызывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей. 
3. Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов; спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер. 
4. Туристские услуги реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынках, поэтому при оценке качества и стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как цены для иностранных туристов, как правило, более высокие, чем для отечественных, и устанавливаются в свободно конвертируемой валюте. 
5. Цены на туристские услуги должны включать потребительские стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму (например, национальные парки, исторические памятники) или не являются продуктами труда, а созданы природой (горы, водопады). 
 
Цена на туристские услуги имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом выступает себестоимость произведенного товара (туристского пакета), а верхний предел определяется спросом на данный товар. Следовательно, величина цены на турпродукт определяется его стоимостью и спросом на этот продукт. Кроме того, на цену турпродукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания, используемое транспортное средство, форма обслуживания (групповая или индивидуальная), конъюнктура рынка туруслуг, сезонность предоставления услуг, эффективность рекламы и т. п. 
 
Структура цены на турпродукт представлена на рис. 3.11.

  
Рис. 3.11. Структура цены на турпродукт

При разработке цен на турпродукт (например, размещение в гостинице) учитываются следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам: комиссия для оптовиков - туроператоров, которые  разрабатывают программы и реализуют  их самостоятельно или через посредников; розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы  туроператоров или сами бронируют  гостиничные номера; комиссия для  других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и гостиницей. 
 
Цена на турпродукт определяется методом нормативной калькуляции и включает расходы на людей, сопровождающих группу по маршруту. Таким образом, стоимость туристской путевки определяется по формуле

где Ц - цена турпакета на одного туриста в рублях;  
И - себестоимость услуг, входящих в турпакет туроператора;  
Н - косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг;  
П - прибыль туроператора в рублях; 
С - скидка, предоставляемая туроператором туристу с отдельных видов услуг, входящих в турпакет; 
К - комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (надбавка к цене турпакета или скидка с цены туроператора в пользу турагента); 
Т - количество туристов в группе; 
Э - количество сопровождающих группу (эскорт). 
 
Кроме указанных выше особенностей ценообразования в туризме, следует помнить следующее: 
 
- цены на определенные виды услуг туризма не входят в Стоимость турпакета (например, экскурсии); туристы заказывают и оплачивают их дополнительно в соответствии со своими вкусами и интересами; 
- при групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе: чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека; 
- цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как детям и школьникам предоставляются скидки на многие услуги туризма; 
- прибыль, закладываемая в цену турпродукта, устанавливается турфирмой в процентах к себестоимости затрат (размер процента зависит от спроса на данный турпродукт и может колебаться от 5 до 100 % и более). 
 
Расчет цены на турпродукт производится исходя из нормативной себестоимости услуг. Калькуляция - это определение стоимости одной единицы услуг или товара. 
 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Сенин В.С. «Организация международного  туризма» М., 2000 г.

2.Александрова А.Ю. «Международный  туризм» М., 2001 г.

 

http://www.polina.in/2008/03/22/faktory-vlijajushhie-na-razvitie-turizma.html

 

http://buklib.net/component/option,com_jbook/task,view/Itemid,99999999/catid,236/id,10518/

Информация о работе Политические риски