Отраслевые проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

Оглавление

Введение 2
Отраслевые проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций 4
Региональные проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций 8
Заключение 10
Литература 11

Файлы: 1 файл

иностранные инвестиции.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение 2

Отраслевые проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций  4

Региональные проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций 8

Заключение 10

Литература 11

 

Введение

Иностранные инвестиции- это долгосрочные вложения капитала и интелектуальной собственности зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики c целью получения прибыли и достижения продолжительного социального эффекта. Экспорт предпринимательского капитала в другие страны осуществляется в основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национального капитала.

В связи с  продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь  нужно изучить конкретное состояние  в области привлечения иностранных  инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.

Учитывая серьезное  технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Опыт многих стран «третьего мира», особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отраслевые  проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций.

России пока не удалось превратить приток ПИИ  в действенный фактор активизации  инвестиционного процесса. Она заметно  отстает от среднемирового уровня, от ряда стран с переходной экономикой и «возникающих рынков» по доле накопленных ПИИ в ВВП, а так же их годового  притока в инвестициях в основной капитал.

Секторальное или отраслевое распределение ИИ во многом  зависит от их состава по видам. Крайне неблагоприятной остается видовая структура привлекаемых в страну ИИ. Доля кредитов всех видов в их составе в

2011 -2012 гг. превышала 80%, весьма низкой остается доля вложений в основной капитал – всего 5% в 2012 г. Это увеличивает внешний долг  страны и нагрузку, связанную с его погашением и обслуживанием. Если с суверенным долгом государство вполне успешно справляется, то корпоративный внешний долг становится все более серьезной проблемой.

Бесспорное предпочтение заслуживает привлечение ИИ в  виде ПИИ, поступающих в реальный сектор экономики. Именно ПИИ показали наибольшую устойчивость в условиях финансового кризиса. Их нынешняя низкая доля в годовом притоке иностранного капитала (23.3% в 2012 г.) не соответствует современным потребностям нашей экономики, так же как преобладание прочих инвестиций, то есть в основном займов.

Определенные изменения произошли в секторальном распределении ИИ. При отнесении, как это принято в международной практике, к первичному сектору экономики добывающих отраслей, сельского, лесного и рыбного хозяйства, к вторичному – обрабатывающей промышленности, к третичному – сферы услуг в широком понимании их доли в 2012 г. составили: первичного сектора – 24.9%, вторичного – 25.2, третичного – около 50%.

Нетрудно заметить, что  изменения в секторальном распределении  ИИ в Российской экономике не соответствует  общемировым тенденциям. На фоне чрезвычайно высоких цен на нефть резко возросла доля поступлений ИИ в первичный сектор экономики при заметном снижении доли вложений во вторичный и третичный секторы. Следует отметить, что в силу общего уровня развития и отраслевой специализации экономики России доля инвестиций из-за рубежа, привлекаемых в первичный сектор экономики, и так остается значительно выше, а во вторичный и третичный – заметно ниже среднемировых показателей.

Что касается отраслевой структуры ИИ, то на конец 2012 г. по доле в их накопленном объеме лидировали (%): промышленность – 44.5, оптовая и розничная торговля - 25.9, операции с недвижимым имуществом – 9.3. Далее следовали транспорт и связь – 9%, финансовая деятельность – 5.1%. В роли аутсайдеров выступали сельское, лесное и рыбное хозяйство – 0.8%, строительство 0.6, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 0.5, здравоохранение и социальные услуги – 0.1%.

Сложившееся распределение  ИИ по отраслям экономики довольно сложно оценить однозначно. С одной  стороны, тот факт, что в сферу  материального производства поступает  лишь около половины годового притока  иностранного капитала, который по-прежнему тяготеет к торгово-финансовому сектору, не может не вызывать тревоги в связи с хронической недоинвестированностью отраслей реального сектора, старением их производственного аппарата, растущей аварийностью.

С другой стороны, направление значительных объемов  ИИ на развитие рыночной инфраструктуры, в том числе финансовой, способствует ее укреплению и продвижению реформ. Кроме того, нельзя не учитывать, что доля ИИ, поступающих в отдельные, наиболее «рыночные» отрасли сферы услуг, в России до сих пор значительно ниже, чем в развитых странах. Так, в 2011 г. доля финансовых услуг в общем объеме ПИИ в третичный сектор экономики развитых стран составила 31%. а услуг, связанных с коммерческой деятельностью, - 22%.

Некоторое повышение  доли ПИИ в промышленность произошло  именно за счет их растущего притока в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего нефтедобычу. Вместе с тем, несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объем инвестиций в ее развитие остается недостаточным, и положение дел ухудшается. Серьезную проблему представляет масштабный отток за рубеж доходов отрасли, превосходящий поступление оттуда ресурсов. Вполне реальна перспектива сокращения нефтегазового экспорта из страны, а затем и превращение ее в нетто-импортера первичных энергоресурсов со всеми вытекающими из этого неблагоприятными социально-экономическими последствиями.

 

Региональные проблемы привлечения прямых иностранных  инвестиций

На 20 ведущих  российских регионов приходится свыше 93% годового притока ИИ, что характеризует их крайне высокую территориальную концентрацию.

Вместе с тем  и в ведущих российских регионах-реципиентах  приток иностранного капитала, за весьма редкими исключениями, пока не стал достаточно весомым фактором активизации  инвестиционного процесса. Так, по оценке журнала «Эксперт», в 2011 г. привлечь ИИ в пропорции, соответствующей инвестиционному типу развития (15 -17%), смогли лишь пять регионов. Затем среди ведущих российских регионов таких осталось три – г. Москва, Московская  и Сахалинская области.

По данным Центра экономической конъюнктуры при  Правительстве РФ по структуре распределения  иностранным валютных инвестиций по экономическим районам России, абсолютным лидером стал Центральный район, на долю которого приходится около 3/4  всех вложений (73,8%). Из них 66% приходится на столицу. Около 5 - 6% валютных поступлений приходится на долю Северо-Западного, Западного-Сибирского, Дальневосточного районов. В региональном аспекте на ведущих местах находятся Москва, сырьевые регионы, крупные машиностроительные центры, а также регионы близко расположенные к границе пребывания инвестора.[5]

Территориальное распределение ИИ, приток ПИИ в  отдельные регионы до сих пор во многом определяется их сравнительными преимуществами, оснащенностью традиционными базовыми факторами производства – обильными природными ресурсами, дешевой квалифицированной рабочей силой, концентрацией использующих их отраслей. На втором плане пока конкурентные преимущества регионов, регионов, связанные с их научно-техническим и инфраструктурным потенциалом, развитостью рыночных институтов. Это объективно закрепляет невыгодную для России специализацию в системе международного разделения труда и требует усиления регулирующей роли государства.

Разумеется, в  столь обширной стране, как Россия, с чрезвычайно разнообразными природно-климатическими и социально-экономическими условиями  не могут не существовать весьма заметные различия между отдельными регионами по инвестиционному климату и связанной с ним интенсивности инвестиционной деятельности, включая, приток ПИИ.

Для сглаживания  накопившихся и углубляющихся территориальных  диспропорций в распределении ИИ и оптимизации их региональной структуры представляется полезным осуществить целый комплекс мер.

 

 

 

 

 

Заключение

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

  • улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства;
  • организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;

В настоящее  время в России, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / под ред. академика С.А. Ситаряна. - М.: Наука, 2012.
  2. Бард B.C. Теория и практика финансирования инвестиционного комплекса России в современных условиях: Автореферат диссертации доктора экономических наук.-М.: 2010.
  3. Богатин Ю.В., Швандар В.А. «Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов»- М: «ЮНИТИ-ДАНА», 2010.
  4. Бухвальд Е.М. Инвестиционная политика в регионе / Е.М.Бухвальд, И.Т.Павлов. – М.2009.
  5. Вознесенская М. Иностранные инвестиции – М.: Инфра-М, 2012.
  6. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. «Основы региональной политики: Учебник» - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008.
  7. Крупко С.И. «Инвестиционные споры между государством и иностранным инвестором» - М.:БЕК, 2012.



Информация о работе Отраслевые проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций