Основы планирования инвестиций в форме капитальных вложений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:11, реферат

Краткое описание

Во всех странах мира любое предприятие, любая фирма независимо от формы собственности, прежде чем начать предпринимательское дело, предварительно разрабатывает детальный план (проект) мероприятий с определением финансовых затрат и конечного результата.
С переходом отечественной экономики на рыночные отношения роль планирования как на макро- так и на микроуровне не снизилась, а возросла. Существенно изменилась и методология планирования.

Файлы: 1 файл

рЕФЕРАТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ.docx

— 36.46 Кб (Скачать)

Введение

 

Во всех странах мира любое предприятие, любая фирма независимо от формы  собственности, прежде чем начать предпринимательское  дело, предварительно разрабатывает детальный план (проект) мероприятий с определением финансовых затрат и конечного результата.

С переходом отечественной экономики на рыночные отношения роль планирования как на макро- так и на микроуровне не снизилась, а возросла. Существенно изменилась и методология планирования.

В бытность плановой экономики каждому  предприятию доводились контрольные  цифры, на основе которых оно составляло пятилетние планы с разбивкой  по годам. Основной формой планирования в этот период были пятилетние и годовые планы. Предприятия были хорошо обеспечены официальными материалами методического характера по разработке плана экономического и социального развития. Для предприятий разработка этого

плана была обязательной. С переходом  на рыночные отношения с предприятий  уже никто его не требовал. И  многие из них отказались от планирования, особенно детального, и тем самым сделали существенную ошибку.

Анализ показывает, что именно те предприятия, которые с переходом  на рыночные отношения мало обращали внимание на внутрифирменное планирование, оказались в тяжелейшем финансовом положении или вовсе банкротами.

Прогнозирование и планирование являются важнейшими составными управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная его работа.

Прогнозирование и планирование позволяют  предприятию:

  • предвидеть перспективу развития на будущее;
  • более рационально использовать все ресурсы;
  • избежать риск банкротства;
  • более целенаправленно и эффективно проводить научно-техническую и инвестиционную политику;
  • предвидеть позитивные и негативные факторы, которые могут повлиять на финансовое состояние и своевременно принять необходимые меры;

План инвестиций является одним  из разделов плана экономического и  социального развития предприятия, поэтому этот план в первую очередь  зависит от запланированной производственной программы предприятия, от научно-технической и инвестиционной политики предприятия.

Таким образом, план инвестиций тесно  связан со стратегией предприятия на будущее, с научно-технической и инвестиционной политикой на предприятии.

Осуществление капитального строительства  во всех сферах экономики, предприятиях (организациях) немыслимо без планирования капитальных вложений.

В современных условиях методика планирования капитальных вложений на предприятии должна быть существенно изменена по следующим причинам. Во-первых, в связи с переходом на рыночные отношения. И, во-вторых, предприятия в настоящее время должны планировать не только капитальные вложения, реальные инвестиции, но и финансовые (портфельные) инвестиции. Планирование инвестиций на предприятии - очень важный и сложный процесс. Его сложность заключается в том, что необходимо учитывать многие факторы, в том числе и непредвиденные, а также степень риска вложения инвестиций.

Важность этого процесса для  предприятия заключается в том, что, планируя инвестиции, тем самым закладывается основа его работы на будущее. Если хорошо спланирован и организован план инвестиций, предприятие будет работать хорошо, плохо - в будущем оно может стать банкротом.

1. Основы планирования инвестиций в форме капитальных вложений

 

1.1Задачи и принципы планирования капитальных вложений

 

Планирование капитальных вложений - это система прогнозных и плановых расчетов по воспроизводству основных фондов на базе капитальных вложений на предстоящий период.

План капитальных вложений в  воспроизводство основных фондов охватывает важнейшие стороны этого процесса, обеспечивает его единство и пропорциональность с источниками финансирования и вместе с тем оптимальность плановых зданий.

В плане каждого предприятия (организации), района и отрасли находят отражение  основные задачи планирования капитальных  вложений. На основе теоретических  разработок и опыта специалистов и трудящихся масс выявляются основные задачи планирования капитальных вложений и улучшения показателей их эффективности.

Основными задачами планирования капитальных  вложений являются:

  • увеличение производственных мощностей и основных фондов;
  • эффективное использование капитальных вложений.

Для решения этих задач планирование капитальных вложений осуществляется на основе ряда принципов, среди которых важнейшими являются следующие:

  1. Конкретность и обоснованность плана. Этот принцип проявляется в том, что в плане предусматриваются конкретные мероприятия. При разработке плана учитываются конкретные условия, в которых будут осуществляться капитальные вложения. План капитальных вложений должен давать четкое представление о затратах финансовых средств на предстоящий период. Это означает, что разрабатываемые планы требуют необходимых технико-экономических обоснований и расчетов потребности в капитальных вложениях на строительство конкретных объектов.
  2. Сбалансированность объемов капитальных вложений с источниками их финансирования. При разработке плана капитальных вложений объемы капитальных вложений (централизованных и нецентрализованных) по всем источникам финансирования должны быть увязаны и сбалансированы с финансовыми и материальными ресурсами, а при необходимости и с мощностями подрядных строительных организаций. При этом должны учитываться нормы продолжительности строительства объектов и соответственно распределяться капитальные вложения по годам.
  3. Стабильность планирования, проявляющаяся в неизменности принятых планов, в их постоянстве в предстоящем периоде. Это означает, что стабильный план должен быть документом, неизменным в течение всего планового периода. Любые существенные изменения вызывают неизбежную перестройку строительного производства, что приводит к дополнительным затратам и потерям.  Корректировки плана допускаются в том случае, если они не нарушают ритма работы строительных организаций и принятого финансирования объекта. Корректировки плана допускаются также в случае перевыполнения плановых заданий прошлого года и принятия дополнительных обязательств по досрочному вводу объектов строительства в эксплуатацию. Во всяком случае подобные изменения должны быть внесены в план не позднее 15 февраля планового года.
  4. Непрерывность планирования. Этот принцип означает, что организация, фирма, объединение, предприятие должны разрабатывать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны уточняться и конкретизироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования.
  5. Научность планирования. Этот принцип означает, что планы должны составляться, на научной основе, т.е. на основе научных методов, научно разработанных нормах и нормативах, последних достижениях в науке и технике, а также достоверной информации [1].

В последнее время в России вновь  стали осуществляться важные меры по повышению научного уровня разработки планов государственных централизованных капитальных вложений для федеральных нужд, экономической обоснованности этих планов.

Правильное сочетание планирования централизованных капитальных вложений с местной инициативой стало  иметь важное значение в капитальном строительстве.

 

    1. Формирование плана централизованных и нецентрализованных капитальных вложений в России

 

Капитальные вложения в зависимости  от порядка их планирования и источников финансирования делятся на централизованные и нецентрализованные.

К централизованным относятся государственные  капитальные вложения, по которым основные показатели определяются федеральными либо республиканскими органами власти.

Финансирование государственных  централизованных капитальных вложений осуществляется за счет средств, предусмотренных  в федеральном бюджете и (или) бюджетах субъектов РФ.

Планирование государственных  централизованных капитальных вложений является основным методом государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Прямое государственное регулирование  инвестиционной деятельности, государственная  поддержка инвестиционных строительных проектов осуществляются в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных и целевых программ и на другие федеральные государственные нужды, определяемые законодательством Российской Федерации.

Централизованные капитальные  вложения за счет средств государственного бюджета выделяются на следующие цели:

  • осуществление государственных долгосрочных целевых программ;
  • строительство государственных объектов производственной сферы, в том числе оборонной промышленности, средств связи, атомных и гидроэлектростанций, ТЭЦ и др.;
  • строительство железных и автомобильных дорог, морских портов, сооружение других объектов для федеральных нужд.

В соответствии с Федеральным законом  «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти [2].

Государственные капитальные вложения, согласно этому закону -- предусматриваются:

  • в федеральном бюджете при условии, что расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ;
  • в бюджетах субъектов РФ при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ.

В соответствии с государственной  инвестиционной программой формируется перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, подлежащих финансированию с привлечением средств федерального бюджета.

Формирование перечня строек и  объектов осуществляется по этапам в  следующем порядке:

  1. Министерство экономического развития РФ устанавливает и сообщает государственным заказчикам в сроки, определяемые Правительством РФ, предварительные объемы государственных централизованных капитальных вложений на соответствующий период.
  2. Государственные заказчики представляют в Министерство экономики РФ в порядке и сроки, установленные этим Министерством, предложения по инвестиционным проектам с учетом предварительных объемов государственных и централизованных капитальных вложений.
  3. Государственные заказчики в обоснование своих предложений представляют:
  • перечень строек и объектов на весь период строительства с разбивкой по годам;
  • технико-экономические обоснования и расчеты по формам, установленным Министерством экономики РФ.
  1. Министерство экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ, Госстроя РФ и Министерства промышленности или других ведомств рассматривает предложения, представленные заказчиками по вновь начинаемым стройкам и объектам и принимает решение о включении (или невключении) их в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.
  1. Принятые Министерством экономики РФ решения о включении вновь начинаемых строек и объектов в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд является основанием, в соответствии с которым государственные заказчики определяют застройщиков по строительству данных объектов и организуют проведение подрядных торгов.
  2. Министерство экономики РФ и Министерство финансов РФ на основе результатов подрядных торгов и заключенных на их основе контрактов (договоров подряда) уточняют объемы капитальных вложений, размеры и источники их финансирования по стройкам, включенным в перечень [1].

К нецентрализованным относятся капитальные  вложения, осуществляемые:

  • государственными предприятиями;
  • муниципальными предприятиями;
  • производственными кооперативами;

 

  • потребительскими кооперативами и союзами потребительской кооперации;
  • акционерными обществами;
  • общественными организациями;
  • частными предприятиями.

При планировании нецентрализованных капитальных вложений предприятия, организации, акционерные общества и иные организации принимают решения самостоятельно, в пределах их компетенции, в соответствии с законом и источниками финансирования.

При разработке планов нецентрализованных капитальных вложений предприятия  и организации, акционерные общества руководствуются общими задачами в области капитального строительства по повышению эффективности использования капитальных вложений, повышению качества и снижению стоимости строительства, увеличению мощностей предприятий (организаций) исходя из их потребности.

 

    1.  Показатели плана капитальных вложений

 

План капитальных вложений неразрывно связан с конечной целью строительного производства - вводом в действие производственных мощностей, вводом в эксплуатацию основных фондов и других объектов. Эта связь капитальных вложений с конечной продукцией строительства предопределяет перечень основных показателей плана капитальных вложений.

Основными показателями плана капитальных  вложений являются:

  • план ввода в действие мощностей, в том числе расширение действующих и строительство новых предприятий;
  • ввод в эксплуатацию основных фондов;
  • объем капитальных вложений;
  • титульные списки строек и объектов.

Ввод в действие мощностей является главным показателем плана капитального строительства.

Ввод в действие мощностей, отдельных  объектов и предприятий предусматривается в планируемых показателях раздельно по каждому направлению. Например, по объектам торговли такими показателями служат:

Информация о работе Основы планирования инвестиций в форме капитальных вложений