Механизмы стимулирования инвистиционной деятельности в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:07, реферат

Краткое описание

Целью этой работы является оценка инвестиционного климата в Казахстане и разработка предложений по его улучшению. К задачам можно отнести проведение исследования экономической сущности и форм инвестиций, рассмотрение источников инвестиций, изучение методики оценки инвестиционного климата, оценку инвестиционного климата в Казахстане и разработку предложений по его улучшению.

Файлы: 1 файл

Введени переделанный 21%.docx

— 33.26 Кб (Скачать)

Введение. 
В настоящее время экономика Казахстана находится на подъеме: профицит бюджета, снижение уровня инфляции, повышение деловой активности в экономике. Однако структура казахстанской экономики, в которой основной акцент сделан на добывающую промышленность, не претерпевает существенных изменений. Соответственно, модернизация предприятий является ключевым фактором успешного развития экономики Казахстана в ближайшие годы.   
В связи с этим, основной и наиболее актуальной задачей государственной политики в сфере модернизации промышленности страны является создание условий для динамичного инвестиционного процесса. В качестве примера можно рассмотреть страны, которые за сравнительно короткий срок после второй мировой войны модернизировали свою экономику (Япония и некоторые западноевропейские государства). Их отличительной чертой являлся очень высокий удельный вес инвестиций в валовом национальном продукте. Стимулирование инвестиций в целях модернизации промышленной структуры проводилось и в США как в начале 60-х годов, так и в 80-е годы.  
Проблема инвестиций в Казахстане усложняется тем, что многие  инвесторы помнят последствия финансового кризиса 2008 года. До сих пор, многие зарубежные инвесторы, покинувшие  рынок после кризиса 2008 года, так и не вернулись обратно. В связи с этим государственные органы в последнее время уделяют особое внимание инвестиционному климату в Казахстане, который отражает риски и эффективность вложения средств.  
Целью этой работы является оценка инвестиционного климата в Казахстане и разработка предложений по его улучшению. К задачам можно отнести проведение исследования экономической сущности и форм инвестиций, рассмотрение источников инвестиций, изучение методики оценки инвестиционного климата, оценку инвестиционного климата в Казахстане и разработку предложений по его улучшению. 

1. Экономическая  сущность и формы инвестиций. 
Понятие “инвестиции” достаточно многогранно. В целом, под инвестициями в экономической литературе понимается любая текущая деятельность, которая увеличивает будущую способность экономики производить продукцию. Соответственно, вложение денежных средств и других капиталов в реализацию различных экономических   проектов с целью последующего их увеличения называется инвестированием. Юридические и физические лица, осуществляющие инвестиционные вложения, являются инвесторами.  
Экономическим мотивом инвестирования средств является получение дохода от их вложения. Другими словами, к инвестициям относятся только те вложения, которые преследуют своей целью получение прибыли, увеличение объема капиталов. Потребительские вложения, например, в приобретение бытовой техники, автомобилей для бытового личного пользования и других товаров по своему экономическому содержанию к инвестициям не относятся.  
В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:  
1. реальные инвестиции;  
2. портфельные инвестиции;  
3. инвестиции в нематериальные активы.  
  
Инвестиции в экономической литературе обычно классифицируют по следующим основным признакам: 

- По характеру участия в инвестировании: 

1. прямые инвестиции — непосредственное вложение средств инвестором в объекты инвестирования (данный вид инвестирования осуществляют, в основном, подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования);  
2. косвенные инвестиции — инвестирование, опосредованное другими лицами (инвестиционными или финансовыми посредниками). Эти инвестиции осуществляют инвесторы, не имеющие достаточную квалификацию для выбора объектов инвестирования и дальнейшего управления ими. В этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными или другими финансовыми посредниками (например, инвестиционные сертификаты инвестиционных фондов и инвестиционных компаний), а последние, собранные таким образом инвестиционные средства размещают по своему усмотрению — выбирают наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуют в управлении ими, а полученные доходы распределяют затем среди своих клиентов.  
- По периоду инвестирования:  
1. краткосрочные инвестиции — вложение капитала на период, не более одного года (например, в быстрореализуемые коммерческие проекты, краткосрочные депозитные вклады и т.п.);  
2. долгосрочные инвестиции — вложение капитала на период более одного года (как правило, в крупные и долговременные инвестиционные проекты).  
В практике инвестиционных компаний и банков долгосрочные инвестиции детализируются следующим образом: до 2 лет, от 2 до 3 лет, от 3 до 5 лет, больше 5 лет.  
- По форме собственности:  
1. частные инвестиции - вложения средств, осуществляемые гражданами, а также негосударственными предприятиями и организациями;  
2. государственные инвестиции - вложения, осуществляемые центральными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов, а также государственными предприятиями за счет собственных и заемных средств;  
3. иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами;  
4. совместные инвестиции - вложения, осуществляемые лицами данной страны и иностранных государств.  
2. Внутренние и внешние источники инвестиций. 
Инвестиции, в особенности реальные (капиталообразующие) инвестиции, могут осуществляться как за счет внутренних (национальных), так и за счет внешних (иностранных) источников. Оба источника инвестиций играют значительную роль для активизации привлечения капитала и развития экономики страны.  
Первоначально, рассмотрим внутренние источники инвестиций. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Так, население может откладывать определенные средства на будущее,  компании могут реинвестировать часть полученной от своей деятельности прибыли, а правительство накапливать средства за счет превышения поступлений средств в бюджет над расходами. В то же время, объем сбережений непосредственно влияет на объем инвестиций в стране, поскольку часть средств направляется на потребление, а оставшаяся часть – на инвестиции.  
Исходя из этого, можно выделить следующие основные внутренние источники инвестиций: 

1. прибыль

2. банковский кредит

3. эмиссия ценных бумаг

4. бюджетное финансирование

5. амортизационные отчисления

6. прямые  иностранные инвестиции

7. портфельные  иностранные инвестиции

8. иностранные кредиты  

3. Оценка инвестиционного  климата в стране. 
Совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и иных факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Наиболее часто понятие инвестиционного климата используется при рассмотрении иностранных инвестиций, хотя его можно также использовать при анализе национальных инвестиций.  
Оценкой инвестиционного климата различных стран занимаются независимые рейтинговые агентства. К общепризнанным в мировом сообществе рейтинговым агентствам относятся Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch. Их основной задачей является  анализ текущей ситуации в различных странах с точки зрения их кредитоспособности и инвестиционной привлекательности, а также присвоение им определенного рейтинга. Присвоенный ими рейтинг служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны для инвесторов. Рассмотрим методику и факторы, влияющие на присвоение суверенного рейтинга (рейтинга страны), на примере ведущего рейтингового агентства Standard & Poor’s.  
Рейтинговая шкала Standard & Poor’s варьируются от наивысшей категории — «ААА» до самой низкой — «D». Рейтинги в интервале от «АА» до «ССС» могут быть дополнены знаком «плюс» или «минус», обозначающим промежуточные рейтинговые категории по отношению к основным категориям. Рейтинги категорий «ААА», «АА», «А» и «ВВВ» - рейтинги инвестиционного класса. Рейтинги категорий «ВВ», «В», «ССС», «СС» и «С» - рейтинги, обладающие значительными спекулятивными характеристиками.  
Для определения суверенного рейтинга Standard & Poor's использует как глобальные системные факторы согласно данным прошлого опыта, так и фундаментальные факторы, влияющие на кредитоспособность каждого конкретного национального правительства. Анализ ведется по восьми основным направлениям, что позволяет принять в расчет все наиболее важные факторы. Согласно методике каждое правительство оценивается по шкале от одного (самый высокий результат) до шести (самый низкий результат) баллов по каждой категории анализа в сравнении со всеми другими правительствами мира (независимо от того, присвоены ли им рейтинги или нет). Затем полученные результаты суммируются в единый рейтинг.  
Каждое направление анализа тесно связано как с экономическими, так и с политическими рисками, которые являются основными детерминантами степени кредитного риска. Экономические риски определяют наличие у правительства возможности своевременно погашать свои долговые обязательства и находятся в функциональной зависимости как от количественных, так и от качественных факторов. Политические риски отражают степень готовности правительства платить по своим долгам.  
К ключевым экономическим и политическим рискам, которые эксперты Standard & Poor's принимают в расчет при определении суверенных рейтингов, относятся следующие: 

1. стабильность политических институтов и степень участия широких масс в политическом процессе;

2. структура доходов населения и структурная организация экономики;

3. налогово-бюджетная политика и степень ее гибкости;

4. кредитно-денежная политика и факторы инфляционного давления;

5. долговое бремя государственного и частного секторов и исторические сведения по обслуживанию долга.

Соответственно, определение  суверенного рейтинга является комплексной  задачей, при решении которой  эксперты Standard & Poor's рассматриваются следующие факторы:  
1) Политические риски 

- форма правления и степень адаптируемости политических институтов;

- степень участия широкого населения в управлении страной;

- упорядоченность процедуры передачи властных полномочий (преемственность власти);

- наличие широкого консенсуса относительно целей и задач экономической политики;

- степень интеграции в глобальную торговую и финансовую систему;

- внутренние и внешние угрозы национальной безопасности;

2) Структура  доходов населения и структурная  организация экономики 

- условия жизни и уровень доходов населения, распределение общественного богатства;

- рыночная - нерыночная экономика;

- наличие ресурсов и степень их диверсификации;

3) Перспективы  экономического роста 

- объем и структура сбережений и капиталовложений;

- темпы и характер экономического роста;

4) Степень  гибкости налогово-бюджетной политики 

- итоги фискальной деятельности национального правительства и сбалансированность бюджета;

- конкурентоспособность системы налогообложения, степень гибкости в сфере повышения ставок налогообложения;

- факторы, которые могут способствовать росту государственных расходов;

5) Бремя  государственного долга 

- финансовые активы национального правительства;

- бремя государственного долга и процентных выплат по государственному долгу;

- валютная структура государственного долга;

- обязательства государства по выплате пенсий;

- условные обязательства банковской системы, корпораций и других юридических лиц;

6) Стабильность  цен 

- тенденции развития ценовой инфляции;

- темпы роста денежной массы и объемов эмиссионного финансирования государственного бюджета;

- курсовая политика;

- степень независимости Центрального банка;

7) Гибкость  платежного баланса 

- влияние налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики на состояние счетов внешних операций;

- структура счета текущих операций;

- структура потоков капитала;

8) Внешний  долг и ликвидность 

- объем и валютная структура внешнего государственного долга;

- объем условных обязательств, взятых на себя банками и другими государственными и частными субъектами под государственную гарантию;

- сроки выплат в счет погашения государственного долга и бремя по обслуживанию долга;

- объем и структура государственных резервов и других внешних активов;

- исторические сведения по обслуживанию долга.

На основании количественной и качественной оценки этих факторов странам присваиваются суверенные рейтинги. Наиболее высоким рейтингом «ААА» обладают такие страны, как  США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция, Дания и т.д. Это означает, что эти страны отличаются долгосрочной политической стабильностью, взвешенной кредитно-денежной и налогово-бюджетной политикой и относительно низким уровнем инфляции и высокой степенью международной экономической интеграции.  
Тот факт, что в странах постсоветского пространства  политические институты находятся на этапе становления, не позволяет присвоить им достаточно высокие рейтинги, даже несмотря на состояние их экономик. В то же время, в случае успешного завершения рыночных реформ в переходных странах Восточной Европы суверенные кредитные рейтинги по крайней мере некоторых из них могут в конечном итоге могут приблизиться к рейтингам западноевропейских стран, в которых существуют вековые рыночные традиции.  
 
4. Инвестиционный климат в Казахстане и  
предложения по его улучшению  
Привлечение инвестиций в казахстанскую экономику является жизненно важным источником модернизации экономики. Однако для того, чтобы инвесторы пошли на такие вложения, необходимы значительные положительные изменения в инвестиционном климате страны.  
За последние несколько лет Казахстан достиг определенных положительных результатов в проведении социально-экономической политики, о чем свидетельствует макроэкономическая стабилизация и положительная динамика многих макроэкономических показателей.  
В целом, оценка международными агентствами инвестиционного климата в Казахстане является достаточно низкой.  
Для улучшения инвестиционного климата Правительство Казахстана должно предпринимать целый комплекс мер, рассчитанных на снижение политических рисков и улучшение экономики страны. При этом, следует уделить внимание как внешним, так и внутренним источникам инвестиций.  
Исходя из факторов, влияющих на инвестиционный климат в стране, а также из анализа инвестиционного климата, представляется возможным рассмотреть следующие направления по его улучшению:  
1. Обеспечение политической стабильности и последовательности реформ в стране. 
В целях улучшения инвестиционного климата в Казахстане  необходимо последовательно проводить заранее запланированные политические реформы, всемерно способствовать политической стабильности в стране, а также способствовать привлечению инвестиций в страну.  
2. Проведение мероприятий по дальнейшему сокращению инфляции.  
Эксперты международных рейтинговых агентств считают инфляцию одним из важных факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в стране.  
Финансирование значительной части бюджета за счет привлеченных денежных ресурсов ведет к росту ценовой инфляции, что в свою очередь может привести к потере правительством поддержки со стороны населения. В связи с этим правительства, как правило, вынуждены принимать определенные антиинфляционные меры. Если этого не сделать, допустив дальнейший рост цен, можно нанести серьезный ущерб экономике страны и подорвать общественное доверие к институтам политической власти.  
Помимо этого, высокий уровень инфляции постоянно обесценивает вложенные инвесторами средства. Соответственно, инвестирование в долгосрочные проекты будет являться достаточно рискованным, в особенности для национальных инвесторов, поскольку такие проекты дают определенную финансовую отдачу лишь через несколько лет.  
Если правительству удается сдерживать инфляцию в планируемом диапазоне, это положительно отражается на инвестиционном климате и, соответственно, на рейтинге Казахстана.   
3. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности. 
Особую роль в улучшении инвестиционного климата играет государственная политика в области налогообложения.  
В 1990-х годах Правительством Казахстана были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства.  
В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах  Казахстана на рынке инвестиционных капиталов.  
Для эффективного использования инвестиций в национальной экономике должен быть определен перечень приоритетных отраслей промышленности и объектов инфраструктуры, требующих инвестиций.  Соответственно, наибольшие налоговые льготы должны касаться этих приоритетных отраслей. Все это будет способствовать увеличению притока и повышению эффективности использования инвестиций с целью ускорения структурной перестройки нашей экономики.

Информация о работе Механизмы стимулирования инвистиционной деятельности в Казахстане