Контрольная работа по "Инвестициям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

1. Перспективы и особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию
2. Участие иностранного капитала в процессе приватизации в России
3. Законодательно-правовые нормы об иностранных инвестициях в России
4. Психологическая проблема привлечения инокапитала

Файлы: 1 файл

1. Перспективы и особенности привлечения иностранных инвестиций в.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

1. Перспективы и  особенности привлечения  иностранных инвестиций  в Россию

В настоящее  время открываются новые перспективы  притока иностранных инвестиций в российскую экономику.

Первое, самое главное направление привлечения иностранного капитала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности. Второе направление - расширение и диверсификация экспортного потенциала России. Третье направление - создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов. Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инфраструктуры. Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-Западный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.

От российского  правительства требуются вполне конкретные практические меры по улучшению  работы с иностранными инвесторами - в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по привлечению иностранных инвестиций.

Учитывая, что  вопросами регулирования и координации  привлечения иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени занимались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, правительство России приняло решение о возложении функций по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное решение облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспечить:

• систематическую, увязанную с другими направлениями  экономической политики правительства, разработку предложений в сфере  международного финансово-инвестиционного  сотрудничества;

• формирование и реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями;

• работу по заключению международных договоров о поощрении  и взаимной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных инвесторов.

Приток иностранных  инвестиций жизненно важен и для  достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщение потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управленческой культуры.

Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом  плацдарме для получения прибыли  за счет обширного внутреннего рынка  России, ее природных богатств, квалифицированной  и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.

Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначительна, а встречный  поток инвестиций из России в экономику  зарубежных стран, источником которых  служат, помимо легальных контрактов, и осевшие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько раз превышает ввоз капитала в Россию.

Спад производства, инфляция, растаскивание национального  богатства и утрата управляемости  процессом социально-экономического развития общества привели экономику России в упадок и вызвали инвестиционный кризис. В обычной схеме при отсутствии инфляции амортизация, включенная здесь в состав валовых капитальных вложений, обеспечивает простое воспроизводство. Но в современных условиях она “работает” на суженное воспроизводство, поскольку инфляция непрерывна, а переоценка основных фондов дискретна.

Разрыв этой цепной реакции, выход из затягивающегося  общественно-экономического кризиса  возможен только на основе активизации  инвестиционной деятельности, направленной на развитие и кардинальное повышение эффективности производства. Для этого должна быть срочно разработана и реализована система стимулирующих и направляющих и направляющих мер:

• стимулирование сбережений предприятиями всех форм собственности и населением, а также блокирование “проедания” доходов с целью расширения “национальных инвестиций”;

• предоставление весомых налоговых льгот производственным инвесторам и банкам, кредитующим  производственное строительство, которые  компенсировали бы им недобор прибыли  по сравнению с использованием средств в качестве торгового или финансового капитала;

• возврат к  системе оплаты за конечную строительную продукцию; - формирование национальной системы мониторинга инвестиционного  климата России и ее регионах и  ряд других. Наряду с этими мерами важную роль играют предотвращение оттока национального капитала за рубеж и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций.

Публикация Госкомстата, Министерства финансов, Министерства экономики и различных экспертов, как отечественных, так и зарубежных, дают совершенно различные данные об объеме прямых иностранных инвестиций в России.

Назовем лишь наиболее существенные факторы, обуславливающие  столь значительные расхождения  в статистике (факторы, увеличивающие  исследуемую величину обозначены знаком “+”, а уменьшающую ее, знаком “-“)

• разные источники  оперируют различным кругом форм иностранных инвестиций (скажем, включают или не включают в их величину портфельные  инвестиции, вложения в покупку нерезидентами  недвижимости на территории России и т.д.) (+);

• в условиях падения государственной дисциплины местные статистические органы направляют в Госкомстат неполные сведения об иностранных инвестициях (-);

• многие российские коммерческие структуры, используя  учредительные документы (выписки из торгового реестра и банковского счета) иностранных коллег, вносят за них необходимый вклад в уставной фонд и, зарегистрировав предприятие с иностранными инвестициями, используют его как “крышу” для получения льгот в своей коммерческой деятельности (-);

• предприятия  с иностранными инвестициями реинвестируют  часть своей прибыли в производство, при этом неизвестно, как отражаются их капитальные вложения в тех  или иных данных (+);

Общая сумма  фактически инвестированного капитала на 1 января 1996 года составляла 6-6.5 млрд. долларов, то есть 0.2% от накопленных прямых иностранных инвестиций мирового сообщества. Эта цифра, сама по себе столь мизерная по сравнению с масштабами внутреннего рынка России и ее долей в территории, населении, природных ресурсах, производственном и научно-техническом потенциале мирового сообщества, говорит о скудости притока иностранных инвестиций. В большинстве своем это не серьезные капитальные вложения, а маркетинговые затраты с целью изучения российского рынка и первоначального закрепления в нем. Наиболее общая причина нежелания частных иностранных инвесторов вкладывать свой капитал в Россию - ее плохой инвестиционный климат.

Слабый приток прямых иностранных инвестиций в  российскую экономику объясняется  нестабильной политической обстановкой в стране (разногласиями между исполнительной и законодательными властями, Центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах), социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и др. Эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее богатые природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и “барометром” для иностранных инвесторов.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно и ангажированными.

Подобно программам США по обеспечению благосостояния - нам следует назвать отправку денег в Россию трансфертными  платежами , т.е. передачей собственности  на деньги от одного лица другому. Независимо от того, посылаются ли в Россию правительственные средства от налогов или частный капитал, жители Запада теперь знают, что это не инвестирование .

Вот некоторые  интересные сведения. Республиканский  национальный банк в Нью-Йорке и  другие нью-йоркские банки перевели в 1996 году 220 тонн стодолларовых банкнот в Москву по просьбе российских организаций. В общей сложности это 20 млрд долларов. Сиэтл Таймс подсчитала, что по весу это эквивалентно 41 африканскому слону-самцу. Банки США приобрели эти средства у Федерального резервного банка в Нью-Йорке. А это - множество сальдо российских банков на счетах американских банков.

Прочие текущие  депозиты российских государственных  чиновников и бизнесменов на счетах 7000 западных банков оцениваются в 270 млрд долларов США. Общий приток в  Россию денежных средств от правительств Германии, Европы, Соединенных Штатов и др. составил 300 млрд долларов США за последние 36 месяцев. Все они шли из долларов наших налогоплательщиков. Так что все американцы оказались основательными донорами .

20 млрд долларов  США наличными - это рекордный отток наличных, который, согласно Сиэтл Таймс , был охарактеризован Питером Бакстанским, представителем Федерального банка в Нью-Йорка, как крупнейший на нашей памяти . Неплохо для начинающих капиталистов! Официальные лица США не знают, для каких целей и почему переводятся эти деньги. Власти в обеих странах говорят, что наличные деньги нужны для того, чтобы скрывать взятки и контрабанду, уклонение от налогов и обход законов, соблюдение которых должно держать массы российских граждан в состоянии обнищания. Очевидно, что люди, контролирующие эти средства, втихую грабят российский народ и западных инвесторов. Нужно ли россиянам больше денег? Да, нужно. В каком объеме? Я бы сказала, у них не было бы проблем с финансированием первых 200 млрд долларов на промышленную перестройку, будь они на стадии, когда россияне верят, что Россия стала тем местом, куда можно вкладывать деньги. Такое время еще не наступило.

Страна, где никто  ничем не владел в 1989 году, теперь имеет  миллион миллионеров. И это чудо происходит в период, когда валовой национальный продукт снизился на 50% - результат похуже, чем депрессия 1929 года в Соединенных Штатах. А я и не знал, что капитализм может так быстро срабатывать при отсутствии закона и при абсолютной власти в выполнении коммерческих контрактов посредством правительственных указов. Мы забыли сказать им, что капитализм означает создание денег, а не воровство имеющихся денег у соседа и западных партнеров .

Но конечным результатом этого грабежа является то, что ВНП продолжает падать, а население приближается к черте, за которой невозможно обеспечить выживание (ниже уровня нищеты). В следующем году те, кто называет себя российским правительством, скажут россиянам, что они не готовы к демократии. Ельцин останется у власти при поддержке одного миллиона тех, кто теперь владеет Россией.

Коммунистическо-социалистическое общее владение 150 миллионами граждан  заменено капиталистическим владением 1 миллионом, причем 149 миллионов оставлены  ни с чем.

Согласно Центральному разведывательному управлению США, половина из 2000 банков в России остаются во владении или под контролем мафии. Банки отвечают, что они - жертвы чиновников российских правоохранительных органов, которые хотят заблокировать экономические реформы путем дискредитации частного сектора. Сальдо же на их счетах в иностранных банках противоречит факту создания какого бы то ни было барьера правоохранительными органами против грабежа России. Российские банки рассчитывают на полнейшее сотрудничество с чиновниками, ответственными за соблюдение правил для уклонения от этих самых правил.

Если этот этап бездействия по отношению к реально  происходящему продолжится вплоть до 1998 года, то мы еще можем достичь  исходного пункта экономической  перестройки России. До конца года рубль должен упасть до отметки 10000 руб за 1 доллар США. Продажа рубля без покрытия имеет хорошие шансы - так же, как и продажа без покрытия российских нефтяных акций. Может быть, позже, когда мы дойдем до того, что россияне осознают, что честность - это сила , и настанет время, когда люди с Запада смогут оказывать влияние с тем, чтобы привить этические нормы и принципы и восстановить закон, порядок и здравый ум, может быть тогда сможет начаться перестройка России.

Почему же российское правительство нуждается в капитале? Ответ прост: правительство - банкрот. Банкрот, потому что большая часть средств, поступивших в Россию и предназначенных правительству, покинула Россию в виде частного капитала. Этим объясняется отсутствие какого бы то ни было экономического эффекта от всего притока средств. Тот факт, что россияне смогли снять 20 млрд долларов наличными на депозите в банках США и имеют сальдо в 270 млрд долларов в прочих местах , должен просто устрашить всякого.

Общий государственный  долг России составляет всего 80 млрд долларов США. Они заявляют, что не могут заплатить даже проценты по нему. Факты не подтверждают этого заявления. Зачем же тогда МВФ дает России кредит еще на 6 млрд долларов для стабилизации рубля? Если вдуматься, то быть может у политики правительства США имеется какая-то политическая подоплека. Всякий знает, что 6 млрд долларов не стабилизируют рубль и что они провалятся в ту же самую черную дыру. Украина заявила, что они там могли бы предотвратить повторный взрыв Чернобыля, прикрыв станцию, если получат соответствующий объем инвестиций . Наше правительство инвестировало 40 млн долларов на бесплатные дома для офицеров российской армии в Восточной Европе, которые не собирались выезжать, пока не будут уверены, что им будет где жить по возвращении в Россию. Можно продолжать примеры. Картина ясная, когда понимаешь, о чем речь. Может быть, в настоящий момент не в национальных интересах Америки довести такое понимание до частных инвесторов.

Предоставление  Международным валютным фондом очередного кредита России в 6 млрд долларов США  бессмысленно с точки зрения обеспечения  положительных перемен. До тех пор, пока мы не признаем, что российское правительство - несостоятельно, и не примем тот факт, что Россия - несостоятельна из-за того, что деньги находятся в прочих местах , доллары налогоплательщиков всего мира будет продолжать обогащать 1 миллион россиян, контролирующих ресурсы и правительство России. За этим может стоять какая-то причина. Частный капитал должен говорить, но держаться в сторонке.

В России сегодня  проживает, вероятно, до 500000 прибывших  с Запада, которые делятся своими знаниями на всех уровнях. Через 24-36 месяцев  Россия может достичь той точки  реформирования, с которой станет возможной перестройка. По примеру нашей истории российский народ знает, что, когда наступит время, они могут рассчитывать на американских пионеров и предпринимателей.

2. Участие иностранного  капитала в процессе  приватизации в  России

С самого начала приватизации в России предусматривалась возможность участия в этом процессе инокапитала, прежде всего из-за отсутствия средств у отечественных собственников. При этом предусматривалось установить одинаковый правовой режим для иностранных и отечественных инвесторов. Однако в действительности права иностранных субъектов были ограничены, в результате чего их участие в приватизации весьма незначительно. Например, во Владимирской области одно чисто иностранное предприятие и два предприятия с иноинвестициями, причем участие в инвестиционных торгах по приобретению акций приватизируемых предприятий. Недостаточная заинтересованность иностранных инвесторов объясняется тем, что механизм приватизации плохо согласован с рядом нормативных документов Госимущества России по процедуре приобретения иностранцами приватизируемых предприятий.

Трудности участия  иностранных инвесторов можно показать на конкретном примере. В августе 1993 г. во Владимирской области сгорел цех  акционерного предприятия «Мещералес», у которого 44 % акций еще не были проданы Фондом имущества. Дирекция предприятия обратилась к итальянской фирме «Интертранспортс центр С.п.А.» с предложением восстановить цех с внедрением там новых технологий в обмен на приобретение нереализованных акций. Но для осуществления этой сделки итальянской фирме потребовалось прежде всего согласие местных органов власти на продажу ей 44 % акций. Кроме того , областной фонд имущества потребовал от иностранного инвестора заключение международного аудита о состоятельности итальянской фирмы (хотя все необходимые документы, подтверждающие ее статус. были представлены), разрешение Министерства Финансов РФ на приобретение приватизационных чеков, и еще пять требований. Все это заставило итальянскую фирму отказаться от участия в торгах и искать другие, менее легитимные, но вполне нормальные с точки зрения здравого смысла пути участия в приватизации. В результате указанный пакет акций по просьбе иностранного инвестора был приобретен российской посреднической организацией под его финансовые гарантии. Это позволило инвестору избежать излишних формальностей и неоправданных платежей и к удовлетворению всех заинтересованных сторон быстро решить возникшие проблемы по участию иностранного капитала в восстановлению цеха.

После выполнения инвестиционной программы итальянской фирмой «Мещералес» стала называться «Интермещералес» и приняла решение об увеличении размера уставного капитала. Казалось бы, операция простая и не требует особых затрат и усилий инвестора. Но на деле получилось не так. Для официальных регистраций всех изменений в Уставе «Интермещералес» и получения прав на беспошлинный ввоз технологического оборудования в счет уставного капитала, потребовалось 19 видов различных документов. Документы не рассматриваются параллельно, а только последовательно, что затягивает процедуру на три-пять месяцев. Такая заформализованность препятствует расширению участия иностранных инвесторов в экономической деятельности.

Но несмотря на проблемы, связанные с приватизацией, иностранные инвесторы с пристальным  вниманием следят за перипетиями приватизации, всеми ее падениями и взлетами. До осени 1994 г. рынок ценных бумаг в России был на большом подъеме. В Госкомимущества любовались на новые фондовые пики,

строили дальнейшие планы разгосударствления и акционирования, рассчитывая пустить в продажу акции и госпакетов акций, закрепленных в госсобственности в нефтяных и других отраслях. Именно под влиянием этой эйфории возникла уверенность, что можно перечислить в бюджет 9 трлн. руб. от приватизации.

Планов было много. Им не суждено было сбыться. В конце осени фондовый рынок неожиданно рухнул. И не сумел подняться даже на треть от прежних показателей до июня 1995 г. Тяжелейшая стагнация воцарилась в первом полугодии. Оно было потрачено на то, чтобы хотя бы устоять на ногах, подготовиться к лучшим временам.

Попыткам ГКИ  приблизить их мешал парламент, который  выступал резко против реализации ценных бумаг нефтяных АО. То была не единственная причина неудач в прогнозах. В  конце 1994 г. все международные новые  рынки потряс мощнейший непредвиденный кризис в финансовом секторе Мексики. Оказалась втянутой и Россия. Напуганные мексиканскими событиями зарубежные инвесторы не только не пошли в российскую экономику. Они начали в массовом порядке сбрасывать «вэбовки», «еврооблигации», другие бумаги Минфина. Страхов добавил также «фактор Полеванова», потребовавшего национализировать (и поддержанного в парламенте) ряд приватизированных отраслей, что тут же вызвало сброс, но уже акций многих российских АО. Не прибавила оптимизма война в Чечне, вызвавшая сомнения в способности российских властей отвечать по своим обязательствам.

Однако « план 9 трлн.» оставался, и ГКИ нужно  было срочно что - то сделать для  его выполнения. В мае 1995 г. вышел  указ президента, который потребовал от правительства резко сократить госдолю в смешанных АО, чтобы стало возможным продать на рынке больше акций, чем намечалось ранее.

Радикально была снижена выкупная цена на землю, занимаемую предприятиями. До мая она в 200 раз  превышала годовой земельный  налог. У производств просто не было таких средств. Президентским указом цену уменьшили до 10-кратной. Процесс выкупа участков сразу пошел очень интенсивно. Около 1,5 тыс. предприятий стали землевладельцами. Особенно малые и средние. Крупным трудней мобилизовать необходимую сумму. То есть удалось добиться того, чего не сумели в 1992-1994 гг. Правда, и сегодня приходится преодолевать ожесточенное сопротивление в Госдуме, где готовится Земельный кодекс, прямо запрещающий куплю-продажу земли.

В дополнение к  этим двум источникам поступлений от приватизации в федеральный бюджет Госкомимущества сумел в апреле собрать с регионов их планы-графики продаж акций, согласовать и утвердить со всеми субъектами Федерации. Речь идет о примерно 6 тыс. предприятий, 80% из которых уже проданы.

В отличие от реализации земли под производствами, которую указ запустил немедленно, для раскрепления госпакетов требовалось специальное постановление правительства. Категорически против выступали ряд отраслевых комитетов и ведомств. Процесс шел очень трудно и вместо июля завершился лишь в сентябре. Средства от продажи земли остаются в основном в местных бюджетах, что уменьшило поступления в федеральную казну. В августе ситуация стала просто критической для ГКИ: запланированных доходов от приватизации не набиралось. Ни от реализации участков, ни 6 тыс. предприятий, ни госдолей в АО.

В августе начался  некоторый подъем на рынке ценных бумаг, который быстро угас из-за полной непредсказуемости результатов  парламентских выборов. Чтобы переломить ситуацию, в ГКИ вернулись к  идее консорциума коммерческих банков, предложивших в марте прокредитовать правительство под залог акций. Схема теперь видоизменилась (что отразилось в указе президента от 31.08.95. о раскреплении и продаже ценных бумаг). Сформировался новый спрос инвесторов, в том числе иностранных, которого прежде не было. Если у участника нет конкретной кредитной схемы, он выбывает из игры. Сохраняются и другие ограничения. По ст.9 Закона о приватизации запрещено участвовать в торгах юридическим лицам, где госдоля свыше 25%. Сильно лимитирован доступ на аукционы по залогу самих эмитентов, чьи акции выставляются на тендер. Купить можно не более 10% и держать их разрешено не дольше одного года.

Другой проект Госкомимущества состоит в отборе 136 эффективных АО, чьи акции ГКИ  намерен продавать под своим жестким контролем, не доверяя регионам. Это ряд лесных холдингов, пользующихся больших спросом у инвесторов, нефтяных компаний (существующих и вновь создаваемых), транспортных (в частности, речных) предприятий. Графики реализации уже опубликованы.

Третий план Госкомимущества: совместно с Российским центром приватизации организовать продажу 49% акций Связьинвеста. После  переговоров с крупными банками  и финансовыыи компаниями оказалось, однако, что сразу реализовать  такой большой пакет нереально. Решено в 1995 г. остановиться на 25%, а в 1996 г. разместить 24%. По правилам Мирового банка был проведен тендер. Победил консорциум, который возглавляет банк « Ротшильд энд Санс» уже заключивший с ГКИ контракт и приступивший к работе. Первый вице-премьер А.Чубайс встречался с другими стратегическими инвесторами, готовыми приобрести вторую часть пакета.

Начались аукционы по залогу. Планируется выставить  на них акции еще ряяа предприятий - ЮКОСа, Сибнефти, Братского ЛПК  и др. В итоге всех этих программ ГКИ надеется выполнить задания по приватизации. От продажи земли и региональных аукционов собрать в федеральный бюджет 500-700 млрд. руб. От реализации 136 предприятий - 1-1,5 трлн. руб. От схемы по залогу - 2-3 трлн. руб. От продажи бумаг Связьинвеста - 1,5 трлн. руб. Т.е. Госкомимущества выходит на выполнение правительственного задания.

В 1996 г. заканчиваются  сроки закрепления госпакетов многих АО. В т.ч. ЮКОСа, ЛУКойла, Сургутнефтегаза, что тоже дает шанс на получение  средств в федеральный бюджет. Предполагается полная приватизация финансовых институтов с большой долей в уставных капиталах - Сбербанка, Внешторгбанка, совзагранбанков, Ингосстраха, Росгосстраха и др. Их бумаги планируется реализовывать по индивидуальным схемам для формирования лучшего спроса. ГКИ намерен и дальше заниматься административным пробиванием новых эффективных вариантов подготовки предприятий к приватизации, продажи их акций. На 1996 г. запланированы 11 трлн. руб., что с учетом дефлятора сохраняят прежнее задание в 9 трлн. руб. Реализуемость этих планов решается сейчас. Все ждут, получит ли Госкомимущество намеченные суммы.

 

3. Законодательно-правовые  нормы об иностранных  инвестициях в  России

Основные  проблемы переходного этапа нашей  экономики связанны с отсутствием  достаточно понятных , корректных, стабильных «правил игры», т.е. законодательной базы, регулирующей инвестиционную деятельность. Основу национального законодательства об иноинвестициях составляют правовые гарантии, непосредственно влияющие на международный инвестиционный процесс. Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих стран и иностранных инвесторов. Другими словами, иностранная частная собственность - инвестиции - как бы приравниваются по правовому положению к частной собственности отечественных инвесторов.

Однако, для взаимовыгодных отношений это недостаточно. Ведь иноинвесторам приходится нести  дополнительные расходы на транспорт, связь и многое другое. Поэтому  национальное законодательство принимающих  стран предусматривают предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий ( в отношении налогообложения, таможенных пошлин, и др.)

В настоящее  время основным законодательным  актом, регулирующим деятельность по иностранному инвестированию, является Закон РФ от 4 июля 1991 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Статья 6 Закона указывает, что иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной правовой защитой, а статья 7 декларирует гарантии от принудительных изъятий. Согласно закону, иностранные инвестиции не подлежат национализации, реквизиции или конфискации кроме как в исключительных, предусмотренных законодательством случаях. При этом иностранные инвесторы имеют право на возмещение возникающих убытков. Налоги инвесторы платят в соответствии с законами РФ.

Предусмотрены некоторые льготы совместным предприятиям с иностранными инвестициями - право без лицензии экспортировать продукцию и импортировать товары для собственных нужд, оставлять валютную выручку полностью в своем распоряжении.

До недавнего  времени большая проблема было связана со взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые практически не имели никаких преимуществ перед российскими инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать размеры своих инвестиционных программ на величину взимаемых пошлин и налогов. Но 25 января подписан Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» В качестве таких мер установлено снижение в 2 раза таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров, если ввозящие их иностранные компании являются учредителями предприятий по производству аналогичных товаров и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ. Тоже относится к налогообложению компаний с долей иностранного капитала более 30% (или не менее 10 млн $), оно приравнено фактически к налогообложению малых предприятий; инвесторы освобождены от таможенных пошлин, НДС и акцизов при поставке оборудования для действующих предприятий и при вкладе их в уставной капитал.

Но все равно, законодательная база, регулирующая иноинвестиции, не доработана. Так, все  бизнесмены мира ведут свое дело на основе законов, у нас же им приходиться  руководствоваться указами, распоряжениями, постановлениями и другими нормативными документами, которые постоянно меняются, дополняются, уточняются, разъясняются, что затрудняет реализацию любых экономических программ.

 

4. Психологическая  проблема привлечения  инокапитала

Следует учитывать еще одну проблему, связанную  скорее с психологическими, чем экономическими факторами, мешающими привлечению капитала. Это психологическое несовпадение возможностей инвестора и заказчика, которое кроется в различной их нравственной организации, разном восприятии хозяйственных процессов и представления о них. Умственная неорганизованность представителей российского малого и среднего бизнеса проявляется в бессистемности хозяйственного мышления, маловариантности представлений о развитии хозяйственных событий, безответственности и пассивности. Все это не соответствует психологическому поведению зарубежных инвесторов, их постоянной нацеленности на системное решение хозяйственных задач, умению дифференцировать экономические процессы по значимости и т.д. Несовпадение менталитетов и уровней экономической культуры российских и зарубежных инвесторов препятствует реализации ряда инвестиционных программ.

Большим барьером реализации инвестиционных программ является проявление иждивенчества в различных  формах. Иностранные и российские партнеры по-разному понимают роль и значение инвестиционного бизнеса. Одни - как способ заработать трудовые деньги, другие - как дармовую возможность их тратить. Российские заказчики нередко предлагают для инвестирования случайные и бесперспективные проекты, стремятся прежде всего залатать собственные производственные и финансовые дыры за счет зарубежных средств. Зарубежные же инвесторы скрупулезно разрабатывают свои бизнес-планы для сфер помещения своих капиталов, тщательно подсчитывают экономическую эффективность капитальных вложений и ищут пути сокращения сроков их окупаемости.

Таким образом, эта проблема заключается в несовпадении целей и непонимании инвестиционных программ иностранных инвесторов российскими, а российских инвесторов - иностранными, их разными менталитетами.

 

Информация о работе Контрольная работа по "Инвестициям"