Инвестиционный процесс в Азербайджане

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:37, реферат

Краткое описание

Всевозрастающая необходимость обеспечения ускоренных темпов развития экономики республики требует создания инвестиционно-ориентированной экономической среды. Именно приток инвестиций обеспечивает расширение масштабов производства и выход экономики на новый, более качественный уровень социально-экономического развития.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

     До  недавнего времени в республике не велась системная работа по привлечению иностранных инвестиций. Некоторые министерства и ведомства самостоятельно, без гарантии правительства заключали договоры по привлечению иностранных инвестиций в те или иные отрасли экономики. В результате допускались грубые нарушения по целевому и эффективному использованию инвестиций. Поэтому в соответствии с указом президента страны о контроле над предприятиями, получившими кредиты от различных международных финансовых организаций, был ужесточен контроль по целенаправленному и эффективному использованию иностранных инвестиций. Сегодня во взаимоотношениях налоговых органов и предприятий с иностранным капиталом существует принудительная практика перечисления налогов в бюджет, срок которых еще не наступил. Это отрицательно влияет на финансово-хозяйственную деятельность иностранных инвесторов, снижает кругооборот денежных средств и приводит к сокращению их прибыли. С другой стороны - это не что иное, как приписки в выполнении основного финансового плана государства. Такая практика приводит к недовольству инвесторов, оттоку из республики иностранных инвестиций.

     Для дальнейшего развития экономики  республики была разработана Государственная  инвестиционная программа на 2003-2005 гг., в которой приоритеты отданы энергетической, легкой, пищевой промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроению и другим отраслям. Программа оценивается в 5 млрд. долл., из которых примерно 300 млн. предусмотрено направить на малое и среднее предпринимательство.

     В целях более широкого привлечения  иностранных инвестиций в экономику 7-9 мая 2003 г. в Баку была проведена международная инвестиционная конференция. В ее оргкомитет было представлено более 300 инвестиционных проектов и бизнес-планов, из которых отобран 131 на сумму 2052, 8 млн. долл. Инвестиционные проекты разработаны по секторам экономики, в числе которых инфраструктура и туризм - 54 проекта на сумму 1760 млн. долл.; производство (не нефтяные отрасли промышленности) - 47 и 231, 1 млн.; сельское хозяйство и продукция пищевой промышленности - 29 и 60, 5 млн.; финансы - 1 проект на сумму 1, 2 млн. долл.

     Кроме того, для дальнейшего развития регионов республики указом президента утверждена "Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской  Республики на 2004-2008 годы", направленная на решение еще остающихся проблем. Размещение в Баку большей части промышленного потенциала и связанных с этим объектов инфраструктуры, а также ослабление или полное приостановление деятельности многих находящихся в регионах предприятий и обслуживающих объектов усилили приток населения в столицу страны. Эти факторы в свою очередь оказали негативное воздействие на развитие экономики с региональной точки зрения, привели к увеличению различий между развитием регионов, обострению во многих местах социально-экономической, демографической и экологической ситуации.

     Поэтому основная цель этой программы - развитие отдельных отраслей в районах  республики путем рационального  использования имеющегося потенциала, дальнейшего расширения деятельности производственных предприятий, стимулирования производства экспортной продукции; улучшение уровня жизни населения за счет развития местного предпринимательства, увеличения уровня занятости, в частности молодежи, полезным трудом; обеспечение динамичного развития экономики страны. Для достижения поставленной цели предусматривается выполнить следующие задачи: восстановить производственную деятельность предприятий и создать новые; повысить эффективность использования местных ресурсов; обеспечить создание и развитие инфраструктуры, необходимой для развития регионов; ускорить второй этап реформ в аграрном секторе, создать для этого в регионах различные сервисные центры для оказания помощи фермерам и другим работникам сельского хозяйства, улучшить обеспечение техникой и осуществить другие необходимые меры; создать благоприятные условия для привлечения инвесторов в регионы; способствовать образованию новых рабочих мест; улучшить обеспечение населения коммунальными услугами.

     Программа составлена по экономическим районам. Такая классификация районирования предусматривает усовершенствование степени специализации по отраслям экономики в отдельных районах и ее структуры путем более эффективного использования имеющегося потенциала регионов страны.

     Однако  экономические районы отличаются по своему потенциалу, природным ресурсам, уровню занятости населения, на что влияют экономико-географическое положение, уровень народонаселения, отраслевое и территориальное устройство региона, особенности исторического развития. Непропорциональное распределение продуктивных сил среди регионов содействовало резкому различию в уровне их социально-экономического развития.

     В результате проводимых земельных и  аграрных реформ большая часть проживающего в районах населения стала  владельцами земли или другого  недвижимого имущества, однако отсутствие у людей в достаточном количестве начального капитала, а также условий, обеспечивающих развитие аграрного сектора, в том числе техники, консультативной службы, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий ограничивает эффективное использование полученных возможностей.

     Для социально-экономического развития районов  программой предусматривается финансирование мер, подлежащих осуществлению за счет следующих источников: средств местных  и иностранных предпринимателей; государственного бюджета республики; Национального фонда помощи предпринимательству; внебюджетных государственных фондов; кредитов коммерческих банков и небанковских кредитных организаций; финансовых средств международных организаций, иностранных государств и др. Для активизации притока иностранного капитала в азербайджанскую экономику необходимо восстановление доверия зарубежных инвесторов к стране, улучшение ее имиджа на мировых финансовых рынках, развитие системы стимулирования инвесторов в реальный сектор экономики, принятие международных стандартов инвестиционного сотрудничества.

     Среди вопросов, требующих решения, - необходимость  как можно скорее пересмотреть закон  о защите иностранных инвестиций и другие нормативно-правовые документы, ограничивающие права иностранных инвесторов, разработать новую программу приоритетных отраслевых возможностей с учетом реальных конкретных инвесторов и источников финансирования тех или иных проектов, прекратить практику внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия правил хотя бы до пяти лет. По мере дальнейшего развития различных отраслей промышленности приток инвестиций в реальный сектор экономики во многом будет зависеть от развития финансового рынка, рынка лизинга, способности банковской системы и рынка ценных бумаг мобилизовать внутренние и внешние ресурсы.


Информация о работе Инвестиционный процесс в Азербайджане