Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:37, реферат
Всевозрастающая необходимость обеспечения ускоренных темпов развития экономики республики требует создания инвестиционно-ориентированной экономической среды. Именно приток инвестиций обеспечивает расширение масштабов производства и выход экономики на новый, более качественный уровень социально-экономического развития.
До недавнего времени в республике не велась системная работа по привлечению иностранных инвестиций. Некоторые министерства и ведомства самостоятельно, без гарантии правительства заключали договоры по привлечению иностранных инвестиций в те или иные отрасли экономики. В результате допускались грубые нарушения по целевому и эффективному использованию инвестиций. Поэтому в соответствии с указом президента страны о контроле над предприятиями, получившими кредиты от различных международных финансовых организаций, был ужесточен контроль по целенаправленному и эффективному использованию иностранных инвестиций. Сегодня во взаимоотношениях налоговых органов и предприятий с иностранным капиталом существует принудительная практика перечисления налогов в бюджет, срок которых еще не наступил. Это отрицательно влияет на финансово-хозяйственную деятельность иностранных инвесторов, снижает кругооборот денежных средств и приводит к сокращению их прибыли. С другой стороны - это не что иное, как приписки в выполнении основного финансового плана государства. Такая практика приводит к недовольству инвесторов, оттоку из республики иностранных инвестиций.
Для дальнейшего развития экономики республики была разработана Государственная инвестиционная программа на 2003-2005 гг., в которой приоритеты отданы энергетической, легкой, пищевой промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроению и другим отраслям. Программа оценивается в 5 млрд. долл., из которых примерно 300 млн. предусмотрено направить на малое и среднее предпринимательство.
В целях более широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику 7-9 мая 2003 г. в Баку была проведена международная инвестиционная конференция. В ее оргкомитет было представлено более 300 инвестиционных проектов и бизнес-планов, из которых отобран 131 на сумму 2052, 8 млн. долл. Инвестиционные проекты разработаны по секторам экономики, в числе которых инфраструктура и туризм - 54 проекта на сумму 1760 млн. долл.; производство (не нефтяные отрасли промышленности) - 47 и 231, 1 млн.; сельское хозяйство и продукция пищевой промышленности - 29 и 60, 5 млн.; финансы - 1 проект на сумму 1, 2 млн. долл.
Кроме
того, для дальнейшего развития регионов
республики указом президента утверждена
"Государственная программа
Поэтому основная цель этой программы - развитие отдельных отраслей в районах республики путем рационального использования имеющегося потенциала, дальнейшего расширения деятельности производственных предприятий, стимулирования производства экспортной продукции; улучшение уровня жизни населения за счет развития местного предпринимательства, увеличения уровня занятости, в частности молодежи, полезным трудом; обеспечение динамичного развития экономики страны. Для достижения поставленной цели предусматривается выполнить следующие задачи: восстановить производственную деятельность предприятий и создать новые; повысить эффективность использования местных ресурсов; обеспечить создание и развитие инфраструктуры, необходимой для развития регионов; ускорить второй этап реформ в аграрном секторе, создать для этого в регионах различные сервисные центры для оказания помощи фермерам и другим работникам сельского хозяйства, улучшить обеспечение техникой и осуществить другие необходимые меры; создать благоприятные условия для привлечения инвесторов в регионы; способствовать образованию новых рабочих мест; улучшить обеспечение населения коммунальными услугами.
Программа составлена по экономическим районам. Такая классификация районирования предусматривает усовершенствование степени специализации по отраслям экономики в отдельных районах и ее структуры путем более эффективного использования имеющегося потенциала регионов страны.
Однако экономические районы отличаются по своему потенциалу, природным ресурсам, уровню занятости населения, на что влияют экономико-географическое положение, уровень народонаселения, отраслевое и территориальное устройство региона, особенности исторического развития. Непропорциональное распределение продуктивных сил среди регионов содействовало резкому различию в уровне их социально-экономического развития.
В результате проводимых земельных и аграрных реформ большая часть проживающего в районах населения стала владельцами земли или другого недвижимого имущества, однако отсутствие у людей в достаточном количестве начального капитала, а также условий, обеспечивающих развитие аграрного сектора, в том числе техники, консультативной службы, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий ограничивает эффективное использование полученных возможностей.
Для
социально-экономического развития районов
программой предусматривается
Среди вопросов, требующих решения, - необходимость как можно скорее пересмотреть закон о защите иностранных инвестиций и другие нормативно-правовые документы, ограничивающие права иностранных инвесторов, разработать новую программу приоритетных отраслевых возможностей с учетом реальных конкретных инвесторов и источников финансирования тех или иных проектов, прекратить практику внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия правил хотя бы до пяти лет. По мере дальнейшего развития различных отраслей промышленности приток инвестиций в реальный сектор экономики во многом будет зависеть от развития финансового рынка, рынка лизинга, способности банковской системы и рынка ценных бумаг мобилизовать внутренние и внешние ресурсы.