Инвестиционная привлекательность Волгоградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – рассмотреть особенности инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Волгоградской области.

Оглавление

Введение 3
1. Экономическая сущность инвестиций в системе региональной экономики 5
2. Инвестиционный климат в регионе 12
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современная инвестиционная ситуация, сложившаяся  в России, характеризуется комплексным  воздействием на нее совокупности следующих негативных факторов.

     Во-первых, сохраняется тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды, что объективно неизбежно  в переходный период в процессе смены  режимов воспроизводства основного капитала, когда планово-распределительная система государственного материально-технического снабжения уже разрушена, а рыночные саморегулирующиеся механизмы еще не заработали в полную меру.

     Во-вторых, анализ капитальных операций Российской Федерации показывает, что Россия продолжает оставаться крупнейшим иностранным нетто-инвестором, причем в роли донора выступают как государство, так и частный сектор. Иными словами, при огромных инвестиционных потребностях российской экономики национальный частный капитал предпочитает инвестироваться в зарубежные, преимущественно краткосрочные активы. При этом вывоз российского капитала, включая осуществляемый в противоправных формах, сопоставим с размерами западной финансовой помощи, оказываемой нашей стране, или даже превышает их.

     В-третьих, отсутствует стимул для трансформирования  в инвестиции огромных сбережений российского  населения. Большая их часть вкладывается в иностранную валюту, не создавая ресурсов для инвестирования в национальную экономику, что означает предоставление беспроцентного кредита стране происхождения валюты, т.е. инвестирование американской а не отечественной экономики.

     В-четвертых, несмотря на прилагаемые усилия, государственной  власти не удалось добиться перераспределения  мировых инвестиционных потоков в пользу нашей страны, объем прямых иностранных капиталовложений в российскую экономику незначителен, в силу чего Россия продолжает оставаться на периферии интересов стратегических иностранных инвесторов. Таким образом, страна переживает тяжелейший инвестиционный кризис, являющийся важнейшей составляющей национального общеэкономического кризиса.

     В системе новых стратегических приоритетов  важнейшее место принадлежит  инвестиционной стратегии. Волгоградская область нацелена на ускорение экономического роста на основе повышения инвестиционной привлекательности области, создания нормативных правовых и инфраструктурных условий, активного привлечения в экономику Волгоградской области капиталов отечественных и иностранных инвесторов.

     Цель  данной дипломной работы – рассмотреть особенности инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Волгоградской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Экономическая сущность инвестиций в системе региональной экономики 

     На  современном этапе развития отечественной  экономики ключевым звеном усиления рыночных позиций страны является соответствие высшим стандартам мирового технологического уровня.

     Основные  направления развития инновационной  деятельности, приоритеты инновационной  политики определяются потребностями  национальной экономики в техническом и технологическом перевооружении и необходимостью обеспечить высокий уровень производительности труда и соответственно достойного качества жизни населения страны. Создание благоприятных условий для развития инноваций позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и повысить уровень конкурентоспособности отечественной продукции до мировых стандартов.

     Одним из первоочередных вопросов устойчивого  функционирования территории является перевод региональной экономики на инновационный путь развития в условиях реформирования межбюджетных отношений, расширения самостоятельности и повышения ответственности субъекта Федерации за темпы социально-экономического прогресса. Эффективность работы в этом направлении требует формирования региональной инновационной политики, ориентированной на тенденции развития мировой экономики. При этом основная роль государства должна состоять в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры и развития инновационного предпринимательства.

     Мировая экономика обозначила приоритетные направления инновационного развития. Это новые технологий в области  информационных систем и защиты окружающей среды; исследования в области живой  материи, медицины, технологий создания альтернативных источников энергии и энергосбережения. В последнее время важнейшими считаются направления, связанные с искусственным интеллектом, сверхпроводимостью, нанотехнологиями и микромашинами, использованием солнечной энергии, глубокой переработкой отходов.

     Инвестиции  затрагивают основы хозяйственной  деятельности, определяя процесс  экономического роста в целом. В  современных условиях они выступают  важнейшим средством обеспечения  условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро – и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

     Инвестиции  затрагивают основы хозяйственной  деятельности, определяя процесс  экономического роста в целом. В  современных условиях они выступают  важнейшим средством обеспечения  условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро – и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований

     Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных  богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом  потенциале и квалифицированных  кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии – 30%. Аналогично дело обстоит и в Ростовской области – удельный вес инновационной продукции в промышленности составляет около 15%, а инновационно активных предприятий – не более 5%.

     Анализ  научно-технического развития передовых  стран показывает, что его осуществление  основывается на инновационно ориентированную  политику, причем одним из ключевых моментов является поддержка малого инновационного бизнеса.

     На  основе учета мировых тенденций  определены три основных направления  государственной инновационной  стратегии в Российской Федерации.

     Первое  направление – поддержка прорывных  технологий, основанных на собственных изобретениях и разработках (прежде всего, в рамках малого инновационного предпринимательства), которые могут обеспечить высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации проектов.

     Второе  направление – организация совместной с иностранными участниками разработки, производства и поставки на рынок  конкурентоспособной современной  продукции с опорой на отечественные  и зарубежные лицензии, рассекреченные отечественные изобретения и технологии двойного назначения.

     Третье  направление – использование  зарубежного опыта в отраслях, где нет достаточного отечественного научного задела и инновационного потенциала.

     Обобщение и анализ зарубежного опыта развития инновационных процессов показали, что сегодня на региональном уровне при разработке стратегических направлений необходимо обеспечить:

     – концентрацию ресурсов на развитие профильных отраслей региона и приоритетных направлений его развития;

     – максимальное использование геополитических и социально-экономических преимуществ региона;

     – создание действенных механизмов стимулирования инновационного развития, в том числе систем венчурного кредитования инновационных разработок (проектов) и страхования инновационных рисков.

     – сочетание современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов, а также защищающих их интересы союзов и организаций.

     Инвестирование  играет ключевую роль в экономических процессах, протекающих как на уровне всей экономики, так и на уровне отдельных предприятий. Производственный потенциал страны, эффективность его функционирования, решение многих социальных проблем связаны с масштабами инвестиционного процесса и его эффективностью.

     Объектами инвестиций органов власти регионов в теоретических работах являются инвестиционные проекты социальной и производственной сферы, осуществляемые предприятиями и организациями  на его территории.

     С позиций регулирования инвестиционной деятельности регион можно рассматривать как совокупность производственных, финансовых и властных структур, объединенных интересами спроса и предложения финансовых и материальных инвестиционных ресурсов, осуществляющих взаимодействие и реализацию проектов и программ, нацеленных на достижение главной цели регионального развития – повышение общего благосостояния населения.

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе обеспечивается региональными  органами власти в пределах их компетенции  с целью поддержания, стимулирования или предотвращения инвестиционных процессов и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов и т.д.

     Формы регулирования инвестиционной деятельности соответствуют положениям Федерального закона и включают: выделение приоритетов, налоговое регулирование, предоставление финансовой помощи инвесторам, условия осуществления финансовых инвестиций, экспертизу инвестиционных проектов при разработке государственных инвестиционных программ, защиту инвестиций, условия вывоза капитала для осуществления инвестиций за рубежом.

     Методы  регулирования инвестиционной деятельности органами управления региона подразделяют на три группы:

     – непосредственного (прямого) воздействия на хозяйственную деятельность (путем прямого безвозвратного вложения бюджетных средств в соответствии с выбранными приоритетами);

     – опосредованного централизованного воздействия; в их составе методы конкурсного размещения средств бюджетов на возвратной, срочной и платной основах или на условиях закрепления в государственной собственности части акций;

     – предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального и регионального бюджетов;

     – косвенного воздействия, базирующиеся на создании благоприятного инвестиционного климата в регионе (путем установления специальных налоговых режимов, механизма начисления амортизации, защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, принятия антимонопольных мер).

     Использование инвестиционных механизмов и финансовых рычагов регулирования процессов  социально-экономического развития муниципальных образований осуществляется в рамках региональной инвестиционной политики, которая, на мой взгляд, должна совершенствоваться в следующих направлениях:

     1. Всемерное повышение инвестиционной  привлекательности региона и  создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. Это осуществляется за счет мобилизации и повышения эффективности использования экономических, социальных, политических, правовых, административно-управленческих и природных факторов роста производительности вкладываемого капитала; улучшения условий функционирования бизнеса на основе укрепления здоровой конкуренции и минимизации риска для инвестора потерять капитал и прибыль.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность Волгоградской области