Инвестици: сущность, формы и эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотрение роли инвестиций в экономике государств
Задачи исследования:
1.Рассмотреть функции и виды инвестиций.
2.Рассмотреть факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса.
3.Рассмотреть роль государства в регулировании инвестиций.
4.Исследовать инвестиционный климат РФ.

Оглавление

Введение
Глава I: Теоретические аспекты анализа инвестиций.
1.1.Сущность, виды и функции инвестиций____________________________5
1.2.Инвестиционный рынок: спрос, предложение, равновесие и его факторы__________________________________________________________8
1.3.Теория мультипликатора- акселератора____________________________19
1.4.Государственные инвестиции____________________________________23
Глава II: Проблемы и перспективы развития инвестиционной сферы.
2.1. Инвестиционный климат в современной России____________________28
2.2.Источник инвестиций __________________________________________33
2.3.Инвестиционная политика государства____________________________39
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 88.29 Кб (Скачать)

В действительности структура инвестиционного рынка  далека от идеальной модели. Отсутствие чистой конкуренции ограничивает динамизм инвестиционного спроса и предложения, уменьшает возможности их балансирования, а следовательно, и установления цены на равновесном уровне. Потенциальные  участники инвестиционной деятельности не имеют равного доступа к  инвестиционному рынку, различаются  их возможности получить инвестиционные товары по рыночной цене. Крупные олигополистические инвесторы находятся в более  благоприятном положении, чем конкурирующие, так как, контролируя предложение  и манипулируя ценами, они могут  перекладывать свои затраты на потребителей. Кроме того, вследствие своего высокого рейтинга они могут использовать средства финансового рынка на более  выгодных условиях, чем другие фирмы, норма ожидаемой чистой прибыли  которых может быть выше.

Отсюда  следует, что в реальной экономической  практике инвестиционный рынок не выполняет  идеально функцию оптимального распределения  инвестиций. Это, однако, не исключает  необходимости абстрактного моделирования  экономических процессов, поскольку  именно на данной основе можно выявить  существенные связи, закономерности, определить условия равновесия элементов, из которых складывается совокупность экономических явлений согласно закону свободной конкуренции. 

                 1.3.Теория мультипликатора- акселератора Кейнса.

Кейнс придавал решающее значение для выхода экономики из кризиса инвестициям, так как они порождают действия мультипликатора и акселератора, в результате чего возрастают темпы  экономического роста, объемы производства ВНП, увеличиваются масса и норма  прибыли фирм и обеспечивается полная занятость всех экономических ресурсов и, прежде всего, существенно уменьшается  безработица.

             Механизм возникновения и действия мультипликатора

Мультипликатор  начинает практически сразу работать, как только осуществляются хотя бы в некоторых точках рыночной экономики  первичные (автономные) инвестиции, потому что в этих точках начинает расширяться  производство, увеличиться спрос  на инвестиционные товары и повысится  заработная плата, а тогда увеличивается  спрос и на потребительские товары. Этот прирост потребительских и  инвестиционных товаров должны обеспечить другие фирмы, которым для этого  тоже нужно расширять производство и увеличивать спрос уже на инвестиционные товары своих поставщиков, нанимать новых работников. И так  по технологической цепочке начнется расширение производства в других фирмах, и, следовательно, будет увеличиваться  спрос и на инвестиционные и на потребительские товары.

Мультипликатор - множитель, показывающий превышение прироста национального дохода над приростом первоначальных автономных инвестиций в каких-то конкретных фирмах.

H - прирост национального дохода

J    - прирост первоначальных инвестиций

М  - мультипликатор

Другими словами, прирост национального  дохода равен приросту произведения первоначальных инвестиций на мультипликатор.

Мультипликатор  увеличивает прирост национального  дохода, потому что первичные инвестиции каких-то конкретных фирм, увеличивают  спрос сначала на инвестиционные товары, которые должны производить  другие фирмы, а затем спрос и  на потребительские товары. Всё это  по технологическим цепочкам будет  передаваться другим фирмам. Безработица  будет уменьшаться, а спрос на потребительские товары будет увеличиваться.

Чтобы дать анализ действию мультипликатора, Кейнс вводит в научный оборот два новых термина:

 Предельная склонность к потреблению - доля прироста потребления в приросте национального дохода.

Предельная  склонность к сбережению - доля прироста сбережений в приросте национального дохода.

Мультипликатор  прямо пропорционален предельной склонности к потреблению, так как чем  большая часть прироста национального  дохода в этом же году будет потреблена, тем больше мультипликатор. Но мультипликатор обратно пропорционален предельной склонности к сбережению, особенно сбережениям в абсолютно ликвидной  форме домашних хозяйствах, так как  В результате спрос в данном году сокращается и мультипликатор уменьшается.

Мультипликатор  начинает действовать в экономике  не сразу, а постепенно, при этом эффекты мультипликатора наслаиваются друг на друга и именно от этого  зависит совокупный кумулятивный эффект мультипликатора, который растягивается  обычно в экономике на полтора-два  года. А затем мультипликатор как  бы сходит на нет, его действие заканчивается, но только тогда, когда весь национальный доход уходит в сбережения. Но существует и другая точка зрения. Дело в  том, что мультипликатор

перестает действовать тогда, когда весь национальный доход равен приросту сбережений в абсолютно ликвидной форме.

                   Мультипликатор обычно не действует в условиях:

1.В условиях полной занятости всех экономических ресурсов, так как для расширения производства, а это и есть инвестиции, нужны свободные экономические ресурсы. Но в этой ситуации может сыграть положительную роль парадокс бережливости: если сберегается какая-то часть национального дохода в условиях полной занятости, то сокращается спрос на потребительские товары, а значит производственные мощности можно высвободить для производства инвестиционных товаров, то есть для расширения производства.

2.В условиях фазы спада, так как никто не занимается инвестициями, склады и так завалены товарами и нет реализации.

                     Мультипликатор активно действует в условиях:

1.В условиях неполной занятости всех экономических ресурсов, так как можно активно расширять производство.

2.В условиях фазы подъема, так как торговля идет бойко и не все ресурсы заняты, а, значит, и есть смысл расширять производство.

В рыночной экономике мультипликатор в одиночку не действует, он обязательно начинает действовать совместно с акселератором, который он и порождает.

                           Механизм возникновения и действия акселератора:

Акселератор возникает в результате действия мультипликатора, а, точнее, в результате того, что мультипликатор обусловливает  рост национального дохода, так как  увеличиваются доходы домашних хозяйств и фирм. Для акселератора особенно важен прирост денежных доходов  домашних хозяйств, потому что тогда  увеличивается спрос на потребительские  товары, а, значит, их нужно больше производить. Фирмы начинают расширять производство этих товаров, в результате увеличивается  спрос и на инвестиционный товары. Но в любой  рыночной экономике действует давно замеченная закономерность: если увеличивается спрос на потребительские товары, то в ещё большей степени увеличивается спрос на инвестиционные товары, что объясняется особенностями воспроизводства основного капитала. Дело в том, что увеличение производства потребительских товаров можно осуществить постепенно, а вот увеличение основного капитала и создание каких-то новых производственных мощностей нужно осуществлять одномоментно, то есть сразу закупать какую-то новую технику в полном комплекте, расширять для этого производственные мощности и закупать дополнительный оборотный капитал, без которого прирост основного капитала не заработает. И всё это будет составлять спрос на инвестиционные товары и проводить к дальнейшему приросту национального дохода. И всё должно быть вменено действию акселератора, в результате чего в экономике усиливается и совокупный эффект мультипликатора и акселератора.

Словом, мультипликатор вызывает действия акселератора, а акселератор усиливает эффект мультипликатора.[1]. 

                         1.4. Государственные инвестиции

                 Роль государства в регулировании инвестиций

Роль  государства в инвестиционной сфере  экономики определяется целым рядом  факторов, среди которых степень  развития рыночных отношений, специфика  экономической ситуации, характер поставленных задач национального развития и  др.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности- в Российской Федерации определённые в законодательном формы и  методы администрирования экономического характера со стороны органов  федерального управления, органов управления субъектов Федерации, направленные на проведение государственной  и  региональной инвестиционной политики, обеспечивающие государственные задачи социально- экономического развития страны и её территорий, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий жизнедеятельности населения, охраны окружающей среды.

Развитие  науки, культуры, создание социально  значимых объектов, охрана окружающей среды не всегда могут принести доход частным инвесторам, а чаще всего являются убыточными. Поэтому государственное регулирование инвестиционной сферы - это нормальная мировая практика, направленная на решение первоочерёдных задач, связанных с развитием общества. Инвестиционная деятельность государства обоснованна и необходима при решении общенациональных и социальных проблем отдельного региона, при изменении экономической стратегии региона, при реализации социально значимых, но убыточных инвестиционных проектов и т.п.[9].

Функции государственного управления инвестиционной сферой:

  • определение направлений экономического развития страны и разработка государственных инвестиционных программ;
  • проведение исследований и формирование прогнозов развития инвестиционного рынка;
  • создание экономических основ осуществления инвестиционной деятельности;
  • выработка экономической и финансово- кредитной политики государства с учётом мер по стимулированию, регулированию и контролю инвестиционной деятельности;
  • организация финансирования особо важных проектов;
  • мониторинг инвестиционной деятельности;
  • разработка нормативной базы;
  • лицензирование отдельных видов деятельности.

Государственное регулирование  может осуществляться прямыми (административными) и экономическими методами. Государственное регулирование инвестиционной деятельности прямыми методами осуществляется  на основе законодательных актов.  

Создание  благоприятных условий  для развития инвестиционной деятельности:

  • совершенствование налогообложения, установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
  • совершенствование механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • защита интересов инвесторов;
  • принятие антимонопольных мер;
  • публикация рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • развитие финансового лизинга и др.

         Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:

  • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов;
  • предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • экспертиза инвестиционных проектов;
  • разработка и утверждение стандартов, норм и правил и контроль над их соблюдением и т.д.

К экономическим  методам государственного регулирования  инвестиционной деятельности относятся  амортизационная политика, кредитная  и валютная политика, система налогообложения, бюджетное инвестирование, система  финансирования и кредитования капитальных  вложений и др. [8]. 

                                  Государственные инвестиции

В самом  общем смысле мы можем определить «государственные инвестиции» (иногда их также называют «бюджетными инвестициями») как финансирование, направленное на увеличение стоимости активов государства, на развитие человеческих ресурсов, на возобновление природных ресурсов с целью получения различных  экономических выгод или достижения определенного социально-экономического эффекта. Государственные инвестиции представляют собой вложения, осуществляемые местными и центральными органами власти за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, а также государственными предприятиями – за счет собственных и заемных средств.[9].

По направлению  использования государственные  инвестиции подразделяются на три категории: реальные инвестиции — капитальные вложения в приобретение недвижимости (земли и строений), закупка машин, оборудования, технологий, нематериальных активов и т.д.; финансовые инвестиции — государственные кредиты государственным и частным структурам для реализации инвестиционных проектов, вложения в ценные бумаги, паи, доли в уставных (складочных) капиталах; капитальные трансферты — ассигнования министерствам, ведомствам, региональным органам власти на капитальные затраты.

Информация о работе Инвестици: сущность, формы и эффективность