Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:18, реферат
Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжает играть сложившееся на Западе представление о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой. Представители разных стран постоянно ставят вопросы о необходимости создания более благоприятного инвестиционного климата в России, о совершенствовании законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере энергетики, о совершенствовании системы налогообложения зарубежных инвесторов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Сущность, виды и формы иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Динамика иностранных инвестиций в экономику
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России . . . . . . . . 14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Учитывая это, Минэкономразвития ожидает основного притока прямых инвестиций в 2009 г., благодаря чему уровень инвестиций относительно ВВП может повыситься до примерно 2,5% ВВП в 2009 году. При этом критически отмечают разработчики документа, несмотря на увеличение прямых инвестиций в долларовом выражении за четыре года более чем вдвое, их относительный уровень по-прежнему значительно уступает параметрам стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдоналдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.
Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен приоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации).
Проанализируем далее, из каких государств преимущественно привлекаются иностранные инвестиции в Российскую экономику, инвесторы каких государств предпочитают использовать благоприятные условия инвестирования в России.
В 2007 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 108 стран мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно развитые страны, среди которых доминируют немецкие, американские и западноевропейские компании. Основные страны-инвесторы в I полугодии 2008г. - Великобритания, Нидерланды, Кипр, Франция, Люксембург, Германия, Швейцария, Индия, США. На долю этих стран приходится 83,6% от общего объема иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых - 84,7% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.
Кроме того, привлечение
иностранного капитала и создание совместных
предприятий расширяют
Однако анализ деятельности
иностранного капитала в России, к
сожалению, свидетельствует о том,
что пока зарубежные капиталовложения
не стали катализатором
Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику остается незначительным. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла лишь с 3% в 1993 г. до 17% в 2007 г. Приведенные данные наглядно свидетельствуют о довольно незначительной доле иностранного капитала в российской экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности.
Следует подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа совместных предприятий, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.
3. Правовое
регулирование иностранных
Привлечение и функционирование
иностранного капитала в России регулируется
нормативно-правовыми
1. международные договоры и соглашения, участницей которых является Россия;
2. базисные нормативные акты федерального уровня;
3. нормативные документы, напрямую регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в России (в том числе подзаконные акты министерств и ведомств);
4. нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в субъектах федерации.
Россия является участницей
ряда международных договоров, конвенций
и соглашений, направленных на защиту,
поощрение и обеспечение
В настоящее время Россия имеет соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций (включая подписанные СССР) более чем с 50 странами и примерно такое же количество договоров об отмене двойного налогообложения.
Для развития отечественной экономики, в том числе для продвижения частных прямых зарубежных инвестиций, важное значение имеет сотрудничество России с ведущими финансовыми организациями, прежде всего с МВФ и Всемирным банком и его филиалами, которые на международном уровне занимаются регулированием движения капитала.
Ко второй группе документов, регулирующих деятельность иностранного капитала в России, относятся базисные нормативные акты федерального значения. Нормативные акты федерального уровня (гражданский, налоговый, таможенный и другие кодексы Российской Федерации, законы о таможенном тарифе, о приватизации, об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и др.) в основном не являются документами прямого действия. Эти акты главным образом формируют ту социально-экономическую обстановку, в которой действуют иностранные инвесторы, закрепляют общепринятую в мировой практике норму, обеспечивающую примат международных договоров над нормами внутреннего законодательства.
К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного капитала и нерезидентов в России, относятся федеральные законы, указы президента страны, постановления и распоряжения правительства, а также нормативно- правовые акты министерств и ведомств (инструкции, приказы и т. д.), разъясняющие и (или) уточняющие статьи и положения законов, указов, постановлений.
Важную роль в регулировании иностранного капитала в 90-е годы играл закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый в 1991 г. Он содержал перечень льгот, причем наиболее существенные предоставлялись предприятиям с иностранными инвестициями, в которых зарубежному капиталу принадлежали более 30% уставного капитала. В дальнейшем были приняты поправки и дополнения к этому закону, изданы указы и постановления в отношении конкретных предприятий (или отраслей), инвестиции в которые представлялись наиболее предпочтительными. Эти документы нередко противоречили данному закону и другим нормативным актам, которые постепенно теряли свою значимость и актуальность в вопросе регулирования деятельности иностранного капитала в нашей стране.
В 1999г. был принят новый федеральный закон
«Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации». В настоящее время он регулирует
отношения, связанные с гарантированием
прав иностранных инвесторов при осуществлении
инвестиционной деятельности в реальном
секторе экономики
России. В нем дано определение термина
«прямые иностранные инвестиции», введено
понятие «приоритетные инвестиционные
проекты», а также перечислены гарантии,
на которые могут рассчитывать зарубежные
инвесторы.
Однако закон предоставил этим инвесторам только национальный режим. В мировой практике инвестору предоставляется право выбирать между национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования. В статьях закона, касающихся предоставления гарантий и льгот инвесторам и предприятиям с их участием (по сравнению с законом 1991 г.) количество предоставляемых льгот было сокращено. Они предоставляются только предприятиям, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты, но на срок не более 7 лет со дня начала финансирования проектов. Кроме того, закон 1999 г. допускает, что для иностранных инвесторов особыми законодательными актами могут быть установлены изъятия ограничительного характера. Однако, согласно рекомендациям Всемирного банка, установление изъятий возможно лишь из соображений национальной безопасности.
Важным для иностранных инвесторов является федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (декабрь 1995г.), который мог стать надежным средством привлечения инвестиций в добывающие отрасли промышленности, особенно в разработку месторождений, нерентабельных при существующей системе налогообложения России. Однако в 1997—2002 гг. в этот закон были внесены изменения и дополнения (в основном касающиеся уплаты налогов) затрудняющие деятельность участников соглашений и операторов. В результате из более чем 30 территорий, имеющих полезные ископаемые, в том числе разрешенных к использованию на условиях соглашения о разделе продукции, работы ведутся только по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а также на Харьягинском нефтяном месторождении (Ямало-Ненецкий автономный округ). Более того, не в последнюю очередь трудности в реализации механизма соглашения о разделе продукции вынудили американские нефтяные компании «Макдермотт» и «Маратон» выйти в 2002 г. из состава консорциума иностранных компаний, занимающихся реализацией проекта «Сахалин-2».
Важная роль в политике
привлечения иностранных инвестиций отводится
также законам о лизинге, о Калининградской
и Магаданской особых экономических зонах
(ОЭЗ). Однако, по мнению экспертов, эффективность
законов, в частности об ОЭЗ для иностранных
инвесторов, пока низкая.
Следует подчеркнуть, что,
согласно российскому законодательству,
для иностранных инвесторов установлен
правовой режим деятельности не менее
благоприятный, чем для отечественных.
В последние годы отмечалась тенденция
к уравниванию иностранных инвесторов
(и предприятий с их участием) с российскими
в основном в вопросах регистрации предприятий
с иностранными инвестициями на территории
нашей страны. Так, в закон «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации»
внесено изменение, согласно которому
предприятие с иностранными инвестициями
подлежит государственной регистрации
в органах юстиции не позднее 5 дней со
дня предоставления в них соответствующих
документов. Из перечня документов исключено
требование о предоставлении документа
о платежеспособности иностранного инвестора,
выданного обслуживающим его банком. Предприятие
с иностранными инвестициями любого профиля
и с любым размером уставного капитала
регистрируется в едином государственном
органе по тем же правилам, что и российские
хозяйствующие субъекты.
Четвертую группу законов составляют нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в регионах. В последние годы в ряде субъектов федерации принято и действует региональное законодательство (в пределах предоставленной регионам компетенции), способствующее улучшению местного инвестиционного климата и включающее освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий (отсрочка налоговых, арендных и иных платежей, а также предоставление беспроцентных ссуд и различных гарантий местных органов власти и др.).
В настоящее время
примерно в 50 субъектах федерации
действует региональное законодательство
об иностранных инвестициях. Несмотря
на различный уровень
В целом можно сказать,
что, несмотря на наметившееся улучшение
инвестиционного климата в
Информация о работе Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации