Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 07:02, реферат
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в национальной экономике должен располагать устойчивой базой.
Введение 3
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета
1.1. Доходы государственного бюджета 4
1.2. Экономическое содержание доходов бюджета 6
1.3. Налоговые и неналоговые доходы бюджета 8
1.4. Доходы региональных и местных бюджетов 9
Заключение
15
Список использованной литературы
16
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов
формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
* налог на имущество предприятий;
* налог на недвижимость;
* дорожный налог;
* транспортный налог;
* налог с продаж;
* региональные лицензионные сборы.
К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов - более 25%.
Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий - примерно 9%, доходы от государственной собственности - 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества - 1,5%, поступления от целевых бюджетные фондов - 2,8%.
Основные направления
использования средств
* обеспечение
функционирования органов
* обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской
Федерации;
* проведение
выборов и референдумов
* обеспечение
реализации региональных
* формирование
государственной собственности
субъектов Российской
* осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации;
* содержание
и развитие предприятий
* обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
* оказание финансовой помощи местным бюджетам;
* обеспечение
осуществления отдельных
* компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
Как видим, главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), на втором месте - расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) - более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.
Следует отметить, что региональный бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.
Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.
Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.
Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
* формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением
деятельности местных органов власти;
* распределение
и использование этих фондов
между отраслями народного
* контроль за
финансово-хозяйственной
Важное значение
имеют местные бюджеты в
Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:
Местные налоги и сборы:
* земельный налог;
* налог на имущество физических лиц;
* налог на рекламу;
* налог на наследство или дарение;
* местные лицензионные сборы.
В свою очередь земельный налог включает:
* земельный налог
и арендную плату за земли
сельскохозяйственного
* земельный налог
и арендную плату за земли
несельскохозяйственного
* доходы от
централизации средств
* возмещение
потерь сельскохозяйственного
Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным
образованиям), в том числе:
* доходы от
приватизации объектов
собственности;
* доходы от продажи земли;
* доходы от продажи квартир гражданам.
Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
Местные органы
власти заинтересованы в собственных
источниках доходов. Они позволяют
шире проявлять хозяйственную
Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.
В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:
* от налога на добавленную стоимость;
* от акцизов;
* от налога
на прибыль (доход)
* от подоходного налога с физических лиц.
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.
По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.
Существующая
система регулирования местных
бюджетов имеет ряд достоинств. Она
позволяет обеспечить необходимыми
средствами местные бюджеты независимо
от производительности местных источников,
создает предпосылки к
Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.
Увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Главным материальным
источником доходов бюджета является
национальный доход. Когда национального
дохода не хватает для покрытия финансовых
нужд, государство привлекает национальное
богатство. Основными методами перераспределения
национального дохода и образования бюджетных
доходов являются налоги, займы и эмиссия
денег. Соотношение между ними определяется
экономической ситуацией в стране, степенью
остроты экономических, социальных и других
противоречий, состоянием финансов и финансовой
политикой государства.
Заключение
Содержание и
принципы формирования доходов бюджета
Доходы бюджета формируются за счет налогов,
а также некоторых других видов поступлений,
именуемых неналоговыми доходами (доходы
от продажи и использования государственной
собственности, от внешнеэкономической
деятельности и др.). Структура доходной
части бюджета не постоянна, она подвержена
изменениям в зависимости от условий развития
страны, конкретной социально-экономической
ситуации и направлений государственной
политики. Например, налоговые доходы
увеличиваются при росте экономической
активности в стране, доходы от продажи
государственной собственности - при проведении
приватизации.
Информация о работе Доходы бюджета и их экономическое содержание