Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 17:30, доклад
Языковую деятельность как общественное явление нельзя смешивать с понятием языка как предмета языкознания. Языковая деятельность как общественное явление изучается филологией, обществоведением, логикой, психологией, историей и др. науками. Каждая наука по-своему представляет себе язык, т.е. формирует свой предмет исследования. У языкознания как части филологии свой аспект исследования языка. Практическая основа предмета языкознания – осознание значений слов и формы речи в процессе общения.
Языкознание как гуманитарная наука. Предмет, задачи, методы.
- Языкознание (языковедение, лингвистика)
– наука о естественном
- изучает язык как средство общения.
- Языкознание гуманитарная
Языковую деятельность как общественное явление нельзя смешивать с понятием языка как предмета языкознания. Языковая деятельность как общественное явление изучается филологией, обществоведением, логикой, психологией, историей и др. науками. Каждая наука по-своему представляет себе язык, т.е. формирует свой предмет исследования. У языкознания как части филологии свой аспект исследования языка. Практическая основа предмета языкознания – осознание значений слов и формы речи в процессе общения.
Задача языкознания состоит в том, чтобы путем истолкования явлений речи сделать язык общепонятным и благодаря этому создать основания и удобства для языкового общения. Необходимость языкознания состоит прежде всего в том, чтобы раскрыть смысл непонятных текстов не только в иностранных и мертвых языках, но и в родном языке.
Метод исследования – особый взгляд данной науки на действительность. Сегодня в языковедческих работах представлены два основных философских метода исследования – позитивизм и диалектический материализм. Позитивизм (Л.Ельмслев) настаивает на экономности, непротиворечивости, простоте, системности в описании языка. Целью диалектического материализма является познание природы изучаемого объекта, которое позволяет использовать эти знания в общественной практике, технике или др. научной теории.
Эмпирически сложившиеся разделы языкознания частично пересекаются. Различают общее и частное языкознание. Частное языкознание изучает отдельные и родственные языки синхронически (в современном состоянии) и диахронически (историческое развитие). Общее языкознание — занимается свойствами, присущими любому языку, изучает общие вопросы языкознания, исследует сущность и природу человеческого языка, методы исследования языков. Общее Я. устанавливает общие черты всех языков как эмпирически — индуктивно, с помощью типологии, так и дедуктивно, исследуя общие закономерности функционирования языка (Универсалии).
Общее Я. различает также разделы Я. в зависимости от членения самого языка на уровни. Взаимосвязь этих уровней представляет собой иерархию и составляет структуру языка. Каждый уровень имеет свои единицы.
1. Фонетический – низший уровень системы.
Фонетика ориентирована на звуковой уровень — непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее предметом являются звуки речи во всем их многообразии. Они исследуются с помощью приборов, фиксирующих артикуляционные (физиологические) и акустические характеристики звуков. Фонетисты опираются и на возможности слухового аппарата человека — человеческого уха. Фонетика зафиксировала и разработала общий инвентарь звуков, используемых в разных языках мира, и создала универсальную систему для их записи — международную фонетическую транскрипцию. Звуки языка изучает также фонология. В качестве исходной единицы и объекта исследования фонологии выделяется фонема.
2. Морфологический.
Грамматика — раздел языкознания, исследующий слова, морфемы, морфологические (значимые) части слов и их сочетания. Грамматические значения разные в разных языках, но могут быть достаточно близким в разных языках мира, а нек-рые категории (глагол как часть речи и нек-рые его признаки, в частности лица глагола, имя существительное как часть речи) совпадают в подавляющем большинстве языков и могут быть признаны языковыми универсалиями.
В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В морфологии выделяются словообразование, имеющее дело с деривационными значениями, и словоизменение, исследующее выражение грамматических значений.
3. Лексико-семантический.
Единица этого уровня – слово. Словарем языка (в отличие от его грамматики) занимается несколько разделов языкознания: лексикология (типы лексических значений слов, синонимы, антонимы и т. д.), лексикография (исследование толковых специальных и т. д. словарей), ономасиология (исследует основы терминологических обозначений в разных областях жизни), фразеология (исследует аспекты устойчивых лексических словосочетаний)
4. Синтаксический – высший уровень.
Единица изучения – словосочетание, предложение. Синтаксис изучает способы объединения слов в словосочетание или предложение.
Возможная классификация разделов Я. в целом. Один из способов представить Я. как единую науку состоит в том, чтобы разные его разделы исследовали разного рода соотношения между языковыми системами.
- Так, исследование любого уровня конкретного языка включается в типологическое Я. (сопоставляет далекие и родственные языки, выделяет закономерности и формулирует признаки языков. Абсолютные – есть во всех языках: гласные-согласные, наличие местоимений, и т.д. Статистические – в большинстве языков: не менее 2х гласных, 2 числа местоимений.).
- К типологич. Я. примыкает и теория перевода, в т. ч. автоматического перевода.
- Семасиология - описание и классификация разного рода изменений значений слов.
- Этимология - исследование истории слов с т. зр. их происхождения и словообразования.
- Исследованием конкретных языков в диахронич. плане, созданием общей теории языковой эволюции как в целом, так и применительно к отд. уровням языка, занимается ист. и сравнит.-ист. Я.
- Социолингвистика представляет собой изучение реальных живых диалектов в пространственном (в т. ч. социальном) и временном планах.
- Каждый из уровней языка и его варьирование в территориальном плане исследуется в диалектологии (применительно к одному языку) и в ареальной лингвистике (по отношению ко многим языкам, напр. входящим в один языковой союз, тесно контактирующим и в целом процессы языкового смешения).
- Черты, свойственные отд. речевым жанрам и стилям изучаются лингвистич. стилистикой.
- Социальные и пространственно-
Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Из этих наук с языкознанием теснее всего связана этнография и ее различные области, разрабатывающие общие принципы функционирования языка в обществах разных типов. Языкознание как наука о языковом общении все ближе связывается с современной социологией (Социолингвистика – наука о языковом общении). Разные виды коммуникации в обществе исследуются языкознанием, теорией коммуникации, культурной антропологией и семиотикой (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем). Пограничные с языкознанием дисциплины: филология, исследующая тексты, герменевтика, занимающаяся пониманием текстов, грамматология — наука о письме, кинесика (изучает язык жестов).
Историческое Я. по своим методам сближается с историей и др. науками, исследующими изменение и развитие социальных структур.
Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и с психической деятельностью человека делает гибким взаимодействие языкознания с соответствующими социальными и психологическими науками. Особенно тесны связи языкознания с психологией. В 50-х гг. 20 в. образовалась новая пограничная с языкознанием наука — психолингвистика. Считавшиеся общими для языкознания и психологии вопросы соотнесения языка и мышления интенсивно изучаются современной логикой, философией языка.
Связи языкознания не только с социальными науками и науками о человеке, но и с естественными науками наметились в 19 в. Контакт языкознания с биологией осуществляется при исследовании возможного наследственного характера основных языковых способностей человека. Нейролингвистика изучает зоны центральной нервной системы, связанные с языком. На границе языкознания и психиатрии находится исследование особенностей речи при разных видах психических расстройств.
Современные методы экспериментальной фонетики связаны с применением различных приборов, гл. обр. электроакустических (спектрографы, интонографы и т. п). Фонетика поэтому особенно тесно связана с физикой и физиологией. Прикладное языкознание связано с устным общением с ЭВМ и роботами, здесь проводится исследование речи и вычисление ее характеристик методами математической теории.
С сер. 20 в. следует сближение языкознания с физико-математическими науками, в частности с математикой; возникает особая область математики — математическая лингвистика. Языкознание оказалось той гуманитарной наукой, которая, не порывая связей с др. науками о человеке и его культуре, первой стала систематически применять математические способы (в т. ч. и ЭВМ) для получения и записи своих выводов. Быстро развивается вычислительная лингвистика, цель которой — создание сложных систем обслуживания ЭВМ посредством языка. Они делают возможным прямой разговор человека с ЭВМ, автоматическую переработку, запоминание, поиск и вывод информации в речевой форме и т. п. (иногда часть этих задач объединяют термином «инженерная лингвистика»). Характер применения этих вычислительных методов сближает вычислит. Я. с такими науками, как экспериментальная физика.
Описание мира и его фрагментов в физике и других естественных науках использует естественный язык. Поэтому необходимость учета особенностей естественного языка и достижений языкознания признаются крупнейшими представителями физики и других естественных наук.
Информация о работе Языкознание как наука. Предмет, задачи, методы, разделы. Связь с другими науками