Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:56, реферат
Цель состоит в изучении и сравнении тенденций развития мобильной коммуникации в указанных странах.
Задачи:
1. на основе анализа теоретической литературы по проблеме прояснить понятия «мобильная коммуникация», «культура мобильной коммуникации», «мобильный этикет»;
2. охарактеризовать современное состояние культуры мобильной коммуникации в мире;
3. охарактеризовать типичного носителя культуры мобильной коммуникации в Великобритании и России
4. провести эмпирическое исследование мобильного общения в г. Ишиме.
Тенденции развития мобильной коммуникации
в Великобритании и России
Большинство современных людей являются владельцами портативных устройств, позволяющих осуществлять коммуникацию в той или иной форме. Наиболее распространенным из них следует признать мобильный телефон. Во всем мире количество мобильных телефонов уже превысило число стационарных аппаратов. Всего же ими пользуются более 2 млрд. человек. Сегодня мобильная связь это не только возможность устного общения, но и предоставление услуг передачи данных, включая доступ в сеть Интернет, услуги определения местоположения и многое другое. Меньше чем за десятилетие технологии мобильной коммуникации стали инструментом преобразования окружающего человека пространства. На этом фоне вполне обоснованным выглядит стремление переименовать Homo sapiens в Homo mobilis (человек мобильный).
Фенόмен мобильности настолько стремительно вошел в нашу жизнь и запустил столь глубинные процессы преобразования в ней, что научная мысль ещё не успела предложить обществу теоретически обоснованной модели происходящих изменений. В свете сказанного актуальной представляется тема нашего исследования – «Тенденции развития мобильной коммуникации в Великобритании и России».
Цель состоит в изучении и сравнении тенденций развития мобильной коммуникации в указанных странах.
Задачи:
1. на основе анализа теоретической литературы по проблеме прояснить понятия «мобильная коммуникация», «культура мобильной коммуникации», «мобильный этикет»;
2. охарактеризовать современное состояние культуры мобильной коммуникации в мире;
3. охарактеризовать типичного носителя культуры мобильной коммуникации в Великобритании и России
4. провести эмпирическое исследование мобильного общения в г. Ишиме.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что тенденции развития мобильной коммуникации сходны в Великобритании и России.
«Мобильная культура» или «культура мобильных коммуникаций» находится в поле внимания как отечественных (Сергей Бондаренко, Борис Гладарев, Михаил Кузнецов), так и зарубежных исследователей (Кейт Фокс, Джеймс Катц и др.). В их публикациях предложено несколько трактовок данного понятия: от «совокупности средств связи» [3] до «инструмента познания окружающей человека действительности и выработки социально приемлемых моделей поведения» [1]. В нашем исследовании мобильного общения мы используем узкую трактовку «мобильной культуры» как совокупности негласных норм и правил, предписывающих, когда, как и в какой манере следует осуществлять общение с помощью данного вида связи.
Распространенность и невероятная востребованность мобильной связи объясняется по-разному. В частности, британский социолог Кейт Фокс высказала предположение, что в большом городе «мобильные телефоны — противоядие от одиночества и стрессов современной городской жизни, «социальный якорь спасения» в мире отчуждения и равнодушия» [4]. Она отмечает существенно возросшую в постиндустриальном обществе потребность в регулярном, непринужденном, спонтанном общении, характерном для небольших сообществ. Мобильная связь вернула людям возможность поболтать о том, о сём с родственниками и друзьями в любое время и практически в любом месте, как если бы они встретились посреди деревенской улицы или у садового забора. Автор отмечает благотворное психологическое влияние подобных контактов и этим объясняет их распространенность и популярность.
Нельзя не отметить и отрицательные последствия чрезмерного увлечения мобильной связью, которое не исключает вредного влияния излучения на здоровье, действует как отвлекающий фактор во время управления автомобилем, таит возможность возникновения психологической зависимости от мобильной связи, ведет к формированию состояний тревожности и другим неприятным последствиям.
Неоднозначна роль мобильного устройства как модного аксессуара. Не вызывает сомнения, что обладание мобильным определенной модели многое говорит о социальном статусе владельца, что особенно болезненно может переживаться подростками.
Можно долго спорить о достоинствах и недостатках мобильной коммуникации; важно, что этот коммуникативный сервис способствовал появлению нового качества жизни и возникновению особой ветви коммуникативной культуры. Происходящие в обществе изменения весьма многоплановы - трансформируются, казалось бы, устоявшиеся нормы социального поведения, в окружающем человека урбанизированном пространстве появляются новые элементы, по отношению к которым он должен выстраивать свое поведение.
На основе данных Британского центра социологических исследований, изложенных в аналитической статье «Эволюция, отчуждение и сплетня» [4], можно нарисовать социологический портрет «человека мобильного» в социокультурном контексте Великобритании.
В первую очередь, британские исследователи отмечают, что «мобильное» коммуникативное поведение сходно у мужчин и женщин – большинство использует мобильный с целью поддержания значимых социальных связей, проще говоря, чтобы поболтать с родственниками и друзьями. Однако мужчины и женщины дают различные субъективные оценки этой практике. Мужчины склонны верить, что они используют телефон «для деловых переговоров», а женщины считают, что он нужен им на случай, «если возникнут непредвиденные обстоятельства». Продолжительность и частота мобильных контактов сходны у британских мужчин и женщин, однако исследование выявило различия в выборе собеседников. Мужчины, в основном, используют мобильную связь для общения с коллегами (хотя вовсе не обязательно по деловым вопросам), как мужского, так и женского пола. Женщины чаще и продолжительнее общаются с родственниками и подругами.
Возрастные различия в использовании мобильного телефона, отмеченные британскими исследователями, касаются выбора формы сообщения – традиционного голосового или SMS. По их данным, молодежь в возрасте 16-24 лет предпочитает текстовые сообщения, тогда как люди более старшей возрастной группы (за 35) пользуются голосовой связью.
В России первый звонок по мобильному телефону прозвучал всего 20 лет назад, 9 сентября 1991 года. На сегодняшний день число абонентов сотовых сетей превышает 200 миллионов. Рынок услуг мобильной связи развивается столь стремительно, что данные социологических исследований устаревают буквально в течение месяцев. Тем не менее, исследования, регулярно проводимые по заказу операторов сотовой связи, позволяют выявить некоторые тенденции происходящих в России процессов.
Во-первых,
по охвату мобильной связью сельская
местность приближается к крупным
городам. Во-вторых, изначально являясь
«территорией» молодежных интересов,
мобильная связь становится все
более популярной и среди пенсионеров.
В-третьих, отличительной чертой российского
пользователя мобильной связи является
частая смена номера, причем этот показатель
выше среди молодежи в возрасте от
18 до 24 лет. В-четвертых, немалая часть
пользователей прибегает к
Как в Великобритании, так и в России исследователи отмечают значимость мобильного телефона как модного аксессуара, причем он становится не просто «штучкой», которой можно похвастаться, а средством выразить свою индивидуальность. Такое желание человека проявить себя подарило жизнь целой индустрии.
«Широкое распространение мобильной телефонии, по-видимому, приводит к накапливанию непреднамеренных социальных последствий и к формированию новых правил социального взаимодействия» [2]. Эти правила уже получили название «мобильного этикета», и предприимчивые компании, как в России, так и в Великобритании, за хорошие суммы даже организуют тренинги «Этикет телефонного общения». Интернет также полон (бесплатных) рекомендаций на разных языках о том, как и когда уместно звонить и отвечать на звонки, в каких ситуациях следует отключать телефон, какие темы приемлемо обсуждать «на людях» по телефону, какие проблемы можно решать посредством SMS-сообщений и т.д.
Культура мобильной коммуникации – это динамично меняющаяся сфера современной жизни, которая давно вышла за пределы крупных городов. Мы решили на практике проверить, какова специфика мобильной культуры в малом городе России на примере города Ишима. Для этого мы использовали метод опроса.
ВИДЕО 2
Помимо опроса, мы использовали метод анкетирования. В результате обработки полученных данных мы пришли к ряду выводов, которые представлены в следующем видео
ВИДЕО 1
На основе эмпирических данных мы предлагаем типологию пользователя мобильного телефона в рассматриваемой возрастной группе.
1 тип пользователей мобильного телефона – «функционалист». К данному типу мы отнесли респондентов, которые стремятся приобрести телефон с большим количеством инновационных функций и высоко оценивают такие характеристики телефона, как наличие фотоаппарата, МР3-плеера, обращают внимание на производителя продукта.
2 тип – «практичный». Респонденты, принадлежащие к этой группе, придают большое значение качеству обслуживания оператора, качеству связи, привлекательности специальных предложений оператора. При этом для них практически не имеет значения, снабжен ли телефон камерой и МР3-плеером, радио, предлагает ли оператор дополнительные услуги, является ли его реклама запоминающейся.
3 тип – «эстет». Эстет придает большое значение внешнему виду телефона. Для него важно, чтобы модель телефона была новой и популярной, а сам сотовый был снабжен камерой и МР3-плеер. Они уделяют повышенное внимание размеру и весу телефона. «Эстеты» в целом придают большее значение характеристикам аксессуаров
4 тип – «непритязательный». Представителей этого типа отличают более низкие оценки важности по всем параметрам. Они покупают телефон лишь для того, чтобы звонить, остальные же параметры сотового для них, в принципе, не важны.
Итак, в ходе исследования нами были изучены и сопоставлены тенденции развития мобильной коммуникации в Великобритании и России. Мы выявили их сходство и различия в указанных странах.
Большая часть пользователей в обеих странах ориентирована на функциональную сторону мобильной связи. Однако в России предпочитают мобильный телефон в роли аксессуара, в то время как в Великобритании ценят его как средство получения психологической поддержки.
Тем
самым, цель нашего исследования достигнута,
а гипотеза подтверждена.
Список литературы
Информация о работе Тенденции развития мобильной коммуникации в России и Великобритании