Системно-деятельностный подход как средство формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 00:02, статья

Краткое описание

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД, которыми должны владеть учащиеся.
Основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения является овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Поэтому важно, чтобы каждый ученик вышел из школы с ощущением уверенности в собственной языковой компетентности.
Технология деятельностного метода позволяет планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Файлы: 1 файл

Системно-деятельностный подход как средство формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка.docx

— 22.17 Кб (Скачать)

Системно-деятельностный подход как средство формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка

Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные.

Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования описывает системно - деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД, которыми должны владеть учащиеся.

Основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения является овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Поэтому важно, чтобы каждый ученик вышел из школы с ощущением уверенности в собственной языковой компетентности. 
Технология деятельностного метода позволяет планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Так в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения в качестве основного мотивирующего приема используется сказка. Чтобы вызвать больший интерес у детей к изучаемому материалу, с самого первого занятия дети вовлекаются в сюжет сказки об удивительной стране Грамматике английского языка, о необычном путешествии с посещением островов Хвастунов, Неумеек, Мечтателей, Командиров и т. д. Например, жители острова Командиров всегда ”приказывают”, любимым словом острова Хвастунов является слово Can – могу, а острова Неумеек - Cannot –не могу и т. д.

Таким образом, сказка выступает не только в качестве мотивирующего приема, она также является источником познания, т. к. через сказку дети знакомятся с определенными грамматическими структурами, пополняют свой лексический запас.

Ориентировочная основа деятельностного подхода в раннем обучении грамматике задается в виде «овеществленного» грамматического материала, т. к. ребенку не достаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки. Например, в начальной школе используем речевые образцы, которые учащиеся рисуют, вырезают из бумаги грамматические символы, конструируют их.

Для раскрытия сущности грамматических понятий и объяснения абстрактных грамматических отношений в раннем обучении английскому языку используется легенда. В данном случае она представляет собой не нравоучительный рассказ, а что-то невероятное, выдумку различных персонажей, которые помогают изучать английский язык. Например, строгий Mr. Rule появляется на уроках и знакомит детей с правилами, новыми грамматическими структурами.

Конечно, сделать каждый урок праздником невозможно. Нельзя забывать о том, что он, прежде всего, должен быть обучающим. Но, при обобщении темы считаю необходимым проведение таких уроков, как уроки-исследования, уроки-экскурсии, и обязательно уроки с использованием ролевых игр.

Из всей совокупности дидактических форм и приёмов своей деятельности остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, наиболее эффективных. 
Ролевая игра. Именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор я делаю на личность учащихся, на их жизненный опыт.

Для активизации процесса обучения используем в своей работе различные педагогические технологии.

Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии). Основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместных решений коммуникативных задач. Например, работа над грамматическим материалом при изучении временных групп. Класс делится на группы, каждая группа выполняет свою функцию. Получив карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, группы выявляют закономерность и заполняют одну графу таблицы. 
1группа: случаи употребления.

2группа: указатели времени.

3группа: схемы (образование вопросительной и отрицательной форм).

 
Потом группы обмениваются информацией и заполняют таблицу. 
При работе над новой лексикой класс делится на группы по 4 человека. 
Сначала лексика вводится фронтально, затем начинается работа в группах. 
Учащиеся получают карточки с заданием – перевести словосочетания. 
В карточке дается ключ для проверки. Сначала работают парами (один дает задание и проверяет по ключу, потом меняются ролями) 
После этого – работа в группах (четверках). Сильный ученик диктует слово или словосочетание, остальные пишут, затем сверяют. Если есть ошибка, то ученик пишет слово до запоминания. Затем группам дается письменное упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе. Это задание выполняется по цепочке.

Использование проектной технологии позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Учащиеся работают в группах, они выбирают подтему общей темы, которую изучают всем классом. В группе эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который подлежит презентации на уроке перед всем классом. Проекты могут быть не только групповые, но и индивидуальные. Класс выслушивает проект, задает вопросы по проекту, высказывает свои отзывы по проекту. В конце четверти проводится смотр-конкурс проектов, где выбирается лучший проект, в конце года выбирается проект года.

Технология дифференцированного обучения дает возможность выявить разные по уровню подготовки, по способностям группы учащихся и создать разнообразные условия обучения для этих групп с учетом их особенностей. Применение технологии дифференцированного обучения помогает вызвать интерес обучаемых к изучению предмета, развивает их способности, необходимые навыки и умения и активизирует речемыслительную деятельность. Известно, что ученики с высоким уровнем обученности обладают повышенной работоспособностью, цепкой памятью, организованностью. Это помогает им успешно выполнять задания повышенной трудности, высвободить время для выполнения дополнительных заданий, творческих заданий. Например, класс получает задание прочитать стихотворение, перевести его. Сильным учащимся предлагается сделать литературный перевод стихотворения, рассказать о своем отношении к прочитанному. Менее заинтересованные в изучении языка учащиеся получают задания, которые им по силам. Это может быть составление высказывания по образцу, с подстановкой и т. д.

Проблема здоровья школьников является причиной беспокойства нашего общества, т.к. здоровых детей становится все меньше. И здоровье – сберегающая технология является очень важной в настоящее время. Поэтому учителю английского языка нужно думать о том, как привить интерес к своему предмету и стараться поддерживать его на протяжении всех лет обучения, чтобы процесс овладения языком не был утомительным.

Мы тоже работаем над этой проблемой и прилагаем все усилия для того, чтобы дети с интересом относились к предмету и не переутомлялись на уроках. Проводим нетрадиционные уроки: ток-шоу, урок-путешествие, брэйн-ринг и т. д. Эти уроки помогают повысить интерес к предмету. Они хороши еще и тем, что помогают детям обрести уверенность в себе, избавиться от страха говорить публично, так как есть возможность спрятаться за роль, которую играешь. Уроки с элементами соревнования, например, брэйн-ринг , помогают максимально повысить активность детей на уроке.

Изучение песен на английском языке помогает привить интерес к изучаемому предмету, пополняет лексический запас, помогает отследить различные грамматические явления на материале песен. Поэтому песни берем на уроке и на фонетическую зарядку и на минутку отдыха, когда спокойная, красивая мелодия помогает расслабиться, отдохнуть. 
Отдохнуть можно и в движении, сопровождая различные движения стихами, песнями.

Смена видов работы помогает учащимся сохранять внимание на протяжении всего урока. Поэтому на уроке имеют место все виды коммуникативной деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. На смену работе с учебником приходит работа в тетради или прослушивание текста в записи и т. д.

Внеклассная работа служит не только сильным фактором привития интереса к предмету английского языка, но и является способом реализации творческих способностей детей. Готовясь к различным мероприятиям на английском языке, дети изучают дополнительную литературу, учат стихи, песни, знакомятся с традициями и обычаями стран изучаемого языка.

В связи с применением деятельностного подхода на уроках поменялись образовательные приоритеты. Традиционные методы обучения направлены на формирование ЗУН, шаблонность, однообразие, предсказуемость, контролируемость результата, пассивную познавательную активность.

Применение системно-деятельностного подхода обеспечивает 
развитие творческого потенциала личности, внутренние источники мотивации, сильную обратную связь, высокий уровень самостоятельности. 

Внедрение в практику работы современных образовательных технологий создало условия для развития творческих способностей учащихся, их самореализации. Это позволяет гимназистам быть успешными не только в учебной, но и во внеурочной творческой деятельности, обеспечивает их результативное участие в конкурсах различного уровня: дистанционных олимпиадах, научно-практических конференциях, выставках детского творчества.

В заключении хотелось бы отметить, что технология системно-деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Применяя на практике системно-деятельностный метод обучения, повышается познавательный интерес обучающихся к английскому языку, повышается качество знаний, сокращается число неуспевающих по предмету, происходит рост количества учащихся, принимающих активное участие в творческих конкурсах, повышается уровень сформированности коммуникативной компетентности учащихся.

Источники: 
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22. 
2. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода (Интернет - ресурс) 
3. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике //Иностранные языки в школе, 2002. - № 2. 
4. Ревчук И. И. Системно-деятельностный подход в обучении (Интернет - ресурс)


Информация о работе Системно-деятельностный подход как средство формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка