Система и структура как базовые лингвистические понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором ни применялся бы язык для выражения их мыслей, чувств и воли, для достижения взаимопонимания между ними.
И нет ничего удивительного в том, что люди с течением времени заинтересовались языком и создали науку о нем. Эта наука называется языкознанием или лингвистикой. Знание основных сведений, даваемых этой наукой, полезно каждому человеку, оно необходимо и тем, чья профессия связана с преподаванием или исследованием языка, также тем, кому приходится применять язык как орудие профессиональное (преподавателям, пропагандистам, журналистам, лингвистам, писателям и т.д.).

Оглавление

Введение ……………………………………………………………...3
Место системы языка среди других систем………………………...5
Система и структура языка…………………………………………..8
Структура языкового знака…………………………………………11
Заключение …………………………………………………………..19
Библиография ……………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 107.00 Кб (Скачать)


Федеральное Агентство по Образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежский Государственный Университет

факультет Романо-Германской филологии.

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Система и структура как базовые лингвистические

понятия».

 

 

                        Работу выполнила:

                                           студентка 3 курса вечернего

                                           английского отделения

                                           Ковалева Марина

                                           Сергеевна.

                                           Научный руководитель:

                                            Костенко Нелли

                                            Васильевна.

 

 

 

 

 

Воронеж 2010

Оглавление.

Введение ……………………………………………………………...3

Место системы языка среди других систем………………………...5

Система и структура языка…………………………………………..8

Структура языкового знака…………………………………………11

Заключение …………………………………………………………..19

Библиография ……………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором ни применялся бы язык для выражения их мыслей, чувств и воли, для достижения взаимопонимания между ними.

И нет ничего удивительного в том, что люди с течением времени заинтересовались языком и создали науку о нем. Эта наука называется языкознанием или лингвистикой. Знание основных сведений, даваемых этой наукой, полезно каждому человеку, оно необходимо и тем, чья профессия связана с преподаванием или исследованием языка, также тем, кому приходится применять язык как орудие профессиональное (преподавателям, пропагандистам, журналистам, лингвистам, писателям и т.д.).

Ознакомиться даже с основными вопросами современного языкознания – задача нелегкая. Это объясняется не только обилием сведений, но и сложностью внутреннего состава науки. Языкознание включает в себя целый ряд отдельных дисциплин, изучающих различные стороны языка. 

Наиболее обширная проблема предполагает исследование большого круга вопросов, связанных с пониманием структуры, т.е. строения языка. Какими главными сторонами располагает язык? Что называется словом? Что такое лексика, или словарный состав языка? Что такое грамматический строй языка? ….

В рамках данной работы рассматриваются понятия «система» и «структура» языка, которые  характеризуют  его единицы как единое целое с разных сторон.

Для того чтобы систематизировать факты языка и описать язык как систему, необходимо сначала гипотетически представить, какого рода должна быть эта система, поэтому в работе показана схема «место системы языка среди других систем».

А основным элементом языка как системы, как известно, является языковой знак. В работе рассматривается структура знака и процесс преобразования его в понятие — осмысливание.

В существующих на эту тему работах приведено множество различных точек зрения. Прослеживается также некоторая несогласованность авторов по поводу применяемой терминологии. Поэтому весь имеющийся материал нуждается в организации и упорядочивании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место системы языка среди других систем.

Система (от лат. systema - строение - расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. (Ярцева В.Н., 1990 г., сайт)

Языкова́я систе́ма — множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью. (Ярцева В.Н., 1990 г., сайт)

     Лингвистами четко определяется место языковой системы среди прочих систем, окружающих человека.

Вначале существуют первичные материальные системы, те системы, которые характерны для природы человека и вне человека. Это системы, представленные в жидкостях, газах, твердых телах, органической жизни. Качества систем определяются тем, каковы качества элементов и структур, их составляющих.

Деятельностью человека создаются три новых класса систем: идеальные, искусственные и вторичные. Идеальные системы - это системы, элементами которых являются понятия или идеи, связанные определенными взаимоотношениями (например, система идей того или иного произведения).

Искусственные системы определяются как созданные людьми.

Вторичные материальные системы возникают также благодаря деятельности людей как средство выражения идей или понятий и передачи этих идей от человека к человеку, т.е. как средство общения.

Эта классификация систем объясняет основные свойства языка как знаковой системы, которая соотносится с системами природы тем, что помогает раскрыть их строение, благодаря деятельности мышления, образующего идеальные системы, опорой для которых являются вторичные системы.

Однако язык - только одна из семиотических систем. Фиксировать идеальные системы мышления, помогать созданию проектов искусственных систем, управлять их реализацией, отражать общественные отношения и другие структуры окружающего мира — все это свойственно языку, так же как и другим семиотическим системам. (Ю. В. Рождественский,2002 г.,
стр. 140-141)

Для того чтобы увидеть свойства языка, отличающие его от других семиотических систем, необходимо сопоставить язык с другими системами. Представим описанное графически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система и структура языка.

Структурализм является одним из самых мощных направлений языкознания XX века. Это направление восходит к учениям Фердинанда де Соссюра и Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ (Ф.М. Березин, Б.Н. Головин,1979 г., стр. 309)

Сохранение языка объясняется устойчивостью его звукового и грамматического строя, а также постоянством отношений между ярусами языка, его категориями и частями; иначе говоря, устойчивость языка опирается на его системность и структурность.

Прежде всего, необходимо уточнить, что мы будем понимать под терминами «система» и «структура». Поэтому прежде чем оперировать этими понятиями рассмотрим существующие взгляды на эти термины.

О языке как системе впервые стал думать Фердинанд де Соссюр (1857–1913). Он никогда не употреблял слова «структура» в каком бы то ни было смысле. Для него самым существенным было понятие системы. Приведем некоторые из формулировок Ф. Де Соссюра: «Язык есть система, которая подчиняется только своему собственному порядку»… «Язык — это система произвольных знаков»… «Язык — это система, все части которой можно рассматривать в их синхроническом единстве»… Ф. Де Соссюр утверждает, что система имеет приоритет перед ее составляющими элементами (Ф.М Березин, Б.Н. Головин, 1979 г., стр. 90)

           Другим пионером в развитии структурного направления, как уже было сказано, является Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929). Его представления предвосхитили современное понимание языка как системы. Он выдвигает свое понимание системы языка как совокупности, части которой связаны между собой отношениями значения, формы и т. д. (Ф.М. Березин, 1984 г., стр.141-142).

         Термин «структура» был введен основоположниками Пражской школы. Структура ими понимается как целое, состоящее, в противоположность простому сочетанию элементов, из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (Ф.М. Березин, 1984 г., стр.190).

Совершенно новую трактовку слову «структура» дали представители Копенгагенской школы. Они освободили понятие структуры от элементов и стали рассматривать его исключительно со стороны отношений (Ф.М. Березин, 1984 г, стр. 190).

        Обобщая вышесказанное, отметим основные различия понятий «система» и «структура». Как пишут Е. С. Кубрякова и Г. П. Мельникова, рассмотрение любого объекта можно производить на трех уровнях (Ф. М. Березин, Б.Н. Головин, 1979 г., стр.91).

1. Элементный. Рассмотрение объекта как совокупность элементов.

2. Структурный. В этом случае объект рассматривается как совокупность отношений между его элементами.

3. Системный. В рамках этого подхода рассматриваемый объект считается единым, связным целым, определенной совокупностью элементов и отношений (Ф.М Березин, Б.Н. Головин, 1979 г., стр. 90)

          Таким образом, будем рассматривать структуру как совокупность связей и отношений, организующих элементы в составе целого, а систему как совокупность элементов, организованных связями и отношениями в единое целое.

При наличии множества знаков, всегда существует возможность определенных отношений между знаками. Совокупность отношений между ними образует структуру, а вместе они, следовательно, являются системой.

Язык является средством связи между другими знаковыми системами. Следовательно, язык должен обладать способностью объяснить действительность. Он должен обладать способностью к самоописанию. Количество знаков в языке не должно быть ограничено для описания новых возникающих феноменов, явлений, процессов и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура языкового знака

Современная лингвистика признает язык сложной знаковой системой.

Языковой знак — материально‑идеальное образование (двусторонняя единица языка), репрезентирующее предмет, свойство, отношение к действительности. Таково определение языкового знака, предлагаемое словарем (В.Н. Ярцева, 1990 г., сайт).

Это определение отражает материалистическую позицию. Значение знака идеально, его внешняя форма — материальна.

          Обратим внимание на то, что понимание языка как системы знаков получило обоснование в работе Фердинанда де Соссюра «Курс общей лингвистики»: «Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и аккустический образ. Этот последний является не материальным звучанием, вещью чисто физической, а психическим отпечатком звучания, представлением, получаемым нами о нем посредством наших органов чувств…», «Языковой знак есть, таким образом, двусторонняя психическая сущность…» (Ф.М Березин, Б.Н. Головин, 1979 г., стр.111)

Например, что означает слово фрукт? Это чистый продукт человеческого мышления. Фрукт как предмет не существует. Его понятие формируется как класс некоторых предметов, обладающих сходными признаками.

В качестве языкового знака можно рассматривать самые различные единицы языка — морфему, слово, словосочетание, предложение, текст и т. п.

         Рассмотрим структуру языкового знака, предлагаемую Н. Г. Комлевым. Но прежде чем приступить непосредственно к структуре, необходимо описать элементы языкового знака.

Комлев выделяет три элемента: 1) знак; 2) лексическое понятие; 3) денотат. Этот набор компонентов манифестирует слово в речи, соединяет мышление индивида с внешним по отношению к нему миром через объединение общего значения слова‑знака с индивидуальным представлением объекта, ставшим частью слова.

Знак состоит из физической субстанции и некоей внутренней формы. Звук как таковой, в том числе и голосовой, если он ничего не означает, не может считаться знаком языка. Звучание до тех пор не является знаком, пока оно не соединяется со значением. А значе­нием мы называем семантико‑ассоциативную связь слова‑знака с лексическим понятием. Значения имеют все слова без исключения. (Комлев Н. Г., 1992 г., стр.33).

Термин «слово» зачастую употребляется как обозначение знаковой стороны, т. е. знака как части языкового знака.

Сам по себе знак ничего не отражает. Его значение выполняет указательную функцию — соотносит звуковой комплекс с поня­тием, которое существует вне и помимо знака (слова). Причем это самое понятие существует в сознании людей еще до того, как они закрепили за данным понятием особый звуковой комплекс.

Информация о работе Система и структура как базовые лингвистические понятия