Понятия стереотипа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

Каждый язык по-своему членит мир, имеет свой способ его концептуализации. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы – как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства. Актуальность темы вызвана интересом исследователей к вопросам взаимодействия языка, культуры, психологии народа. Феномен и понятие “стереотип” привлекает большое внимание исследователей, многие ученые (У. Липпман, И.С.Кон, Ю.А. Сорокин, И.Ю. Марковина, А.В. Павловская, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных и др.) занимаются изучением данной проблемы.

Оглавление

Введение

Понятие и сущность стереотипа.

Откуда берутся стереотипы?

Функции стереотипов.

Значение стереотипов для межкультурной коммуникации.

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откуда берутся стереотипы?


 

Нет ничего удивительного и плохого в том, что люди используют в своей жизни стереотипы. Получая необходимую для жизнедеятельности информацию об ок­ружающем мире и преломляя ее через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение в этом процессе той информации, которая отвечает их внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует их ценностям и приоритетам. Стереотип возникает при обращении к прошлому жизненному опыту — инди­видуальному и групповому и зависит от предшествующего воспри­ятия. Сам же процесс появления и формирования стереотипа про­исходит при непосредственном взаимодействии различных психиче­ских элементов: образов, суждений, интонаций, смысловых устано­вок, повторяющихся оценок, эмоций и т.д.

Процесс формирования стереотипов основывается на действии второй сигнальной системы и включает в себя три фазы. Начальная фаза формирования стереотипа предполагает последовательное воздействие отдельных словесных или зрительных раздражителей на органы чувств второй сигнальной системы и взаимодействие комплексных раздражителей от слов и зрительных образов в выс­ших отделах головного мозга, что завершается возникновением в сознании целостного представления, актуализацией имеющихся ас­социаций и уже готовых символов и форм сознания. Затем наступа­ет фаза поисковой реакции, когда слышимое или видимое отожде­ствляется с представлениями и опознается как искомое, заданное. При этом общее схематическое представление обогащается деталя­ми и приобретает конкретный характер. Заключительной фазой всего процесса является узнавание. Исходная информация для сте­реотипа хранится в мозге в виде ассоциаций. Здесь функциональ­ные элементы восприятия и памяти, обладающие разной специали­зацией, возбуждаются и вызывают различные чувства, символы и образы, которые в своей совокупности и образуют соответствую­щий стереотип.

Вместе с тем психологический механизм возникновения стерео­типов основывается также на принципе «экономии мышления», свойственном повседневному человеческому сознанию. Данный прин­цип означает, что люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под известные им категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологи­чески вынуждает его классифицировать эту информацию в наибо­лее удобные и привычные модели, которые получили название сте­реотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представ­лений. В то же время окружающий человека мир обладает извест­ными элементами единообразия и повторяемости, на которые у че­ловека вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов по­требовал бы от человека постоянного напряжения внимания и пре­вратил бы всю его жизнь в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упростить окружаю­щий мир, «навести в нем порядок», избавляют человека от необ­ходимости каждый раз «открывать Америку» и «изобретать вело­сипед».

Причины возникновения стереотипов разнообразны. Однако са­мой главной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин­формации. Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма. Без этой защиты сознание человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений. Наличие стереотипов значительно упрощает и ослабляет этот процесс.

Усвоение человеком стереотипов происходит различными путя­ми. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и инкультурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть куль­туры, то «привычку» думать о других группах определенным обра­зом мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы пере­даются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою окончательную форму они приобретают между 12-м и 30-м годами жизни, после чего устойчи­во закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это каса­ется не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.

Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться — родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком просто­душны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя — обманут», то они воспринимают эти стереотипы.

В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азер­байджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лжи­вы. В этом случае стереотип приобретается исходя из ограниченной информации.

В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занима­ют средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фикси­рованными чертами внешности и особенностями характера.

Объясняя механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим причины их влияния на обществен­ность:

• Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценива­ется критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования соб­ственного мнения или установки.

• Большое значение имеет статус источника информации. Со­вершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или обществен­ным деятелем. Чем выше авторитет источника информации тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой инфор­мации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепит­ся в их сознании.

• Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окон­чательный выбор осуществляется с помощью одобрения ав­торитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исче­зает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за со­бой его поведение. Все представляется правильным и спра­ведливым, так как, по его мнению, он действует с санкции ав­торитета. В этом случае влияние средств массовой коммуни­кации сравнимо с массовым гипнозом.


 

 

Функции стереотипов.


 

По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирую­щие социальный и психологический опыт общения и взаимодейст­вий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, кон­серватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функ­ции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуника­ции особое значение имеют следующие:

• объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социо­культурных особенностях;

• предвидение различных форм поведения от партнеров по ком­муникации;

• формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;

• защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, аполо­гия собственной сокультурной группы;

• обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;

• стабилизация и интеграция отношений между социокультур­ными группами в обществе.

Функция передачи относительно достоверной информа­ции основана на процессах «глобального» обобщения, происходя­щих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, не­обычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чу­жой культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего мно­гообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и формулируется характеристика ее представителей по определенным признакам.

Например, в основе стереотипов практичности и пунктуально­сти немцев или гостеприимства и склонности выпить у русских ле­жат наблюдения за их действительным поведением.

Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружаю­щего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расстав­ляются» определенные социальные группы. Такой прием позволя­ет довольно быстро дифференцировать людей по группам на осно­ве стереотипных признаков и ожидать от них определенного пове­дения.

Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, мож­но предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внеш­нему облику от членов вашей культурной группы, то такого предпо­ложения не возникает.

Следовательно, стереотипы помогают «распределить» социаль­ное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым упро­стить сложность незнакомого культурного окружения.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифи­цировать поведение окружающих и дать объяснение его причин пу­тем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. Поэтому стереотипы выступают своего рода «защитным ме­ханизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.

Такое разграничение связано также с понятием «ингруппового фаворитизма», подразумевающего формирование более позитивно­го образа собственной культуры по сравнению с другими. Стерео­типы, создавая определенную реальность, консолидируют собствен­ную культурную группу и обозначают ее границы. Примером этого могут служить «стереотипы-поговорки» или анекдоты, существую­щие в каждой культуре. «Незваный гость — хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». В таких поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой группы.

Как уже отмечалось, носителями и создателями стереотипов яв­ляются те или иные социальные группы, которые, взаимодействуя между собой, вырабатывают по отношению друг к другу определен­ные социальные стереотипы. Стереотипы проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с предста­вителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректи­ровке стереотипа даже в том случае, если очевидно отклонение от уже имеющегося представления. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип про­должает рассматриваться как норма.

Поскольку стереотип является порождением группового созна­ния, то адекватно он может использоваться только при межгруппо­вых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определе­ния этнической или культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят практи­чески мгновенно — по различным признакам групповой принад­лежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для сраба­тывания этого механизма совершенно не важно, что в действитель­ности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; глав­ное — не ошибиться в ориентировке.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение стереотипов для межкультурной коммуника­ции.


 

При всем своем схематизме и обобщенности стеретипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер вос­принимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стерео­типы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов че­ловек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуни­кации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

Анализ вопроса роли стереотипов в межкультурном общении позволяет выявить их значение во взаимодействии и взаимопонима­нии культур. В результате исследования сложились два подхода. Первый из них можно назвать «академическим». Он представлен в работах английского психолога Р. Стагнера, который считает, что стереотипы в межгрупповом межкультурном взаимодействии облег­чают восприятие незнакомых или малознакомых явлений чужой культуры, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать социокультурное окружение индивида .

Другой подход заключается в анализе роли стереотипов в кон­тексте социального взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как проявление скрытого расизма, этноцентризма и дискримина­ции.

Информация о работе Понятия стереотипа