Политическая лигвистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:41, реферат

Краткое описание

Адекватное владение устной речью, способность к публичному выступлению признается многими исследователями как важный компонент человеческой деятельности, от которого может зависеть успех индивида, прежде всего общественного и политического деятеля, в самых различных жизненных ситуациях.
Риторика (греч. rhetorike «ораторское искусство») – научная филологическая дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Оглавление

Введение 2
1. Исследования политической лингвистика в США 4
2. Современная американская риторика 8
2.1. Научная риторика США 8
2.2. Политическая риторика США 10
3. Титаны американской риторики 13
Заключение 15
Список литературы 16
Введение

Файлы: 1 файл

полит лингв.docx

— 44.80 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 2

1. Исследования политической лингвистика в США 4

2. Современная американская риторика 8

2.1. Научная риторика США 8

2.2. Политическая риторика США 10

3. Титаны американской риторики 13

Заключение 15

Список  литературы 16

Введение

 

Адекватное владение устной речью, способность к публичному выступлению признается многими  исследователями как важный компонент  человеческой деятельности, от которого может зависеть успех индивида, прежде всего общественного и политического  деятеля, в самых различных жизненных  ситуациях.

Риторика (греч. rhetorike «ораторское искусство») – научная   филологическая дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Предмет современной общей  риторики — общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Речи политика - это важнейшее средство его общения как со своим электоратом, так и со всем мировым сообществом. Это один из способов, при помощи которого президент диктует свою политику, завоевывает признание определенных политических кругов и объединяет нацию во время кризиса.

В новое время на риторику, помимо задач речевого воспитания, были возложены и другие задачи - задачи создания и укрепления стиля  речи, мысли и межперсональных отношений. Риторика, начиная с XV века и по XX век, фактически дополнительно брала на себя функции философии языка.

Актуальность данной работы заключается  в том, что рассматривается просодические  формы публичной речи, отражающие особенности политического имиджа оратора в определенный исторический момент, а также и тем фактом, что просодия политической ораторской речи рассматривается в культурно-социальном аспекте. Важным является изучение социокультурной нормы и совокупности просодических средств американской политической речи в условиях различного историко-политического контекста. Просодическая система американского варианта английского языка достаточно полно описана с точки зрения структурных и функциональных особенностей ее мелодики, именуемой в работах американских фонетистов «интонацией». Однако, ситуативная вариативность просодии остается наименее разработанной в социальном аспекте, несмотря на наличие экспериментальных работ в этой области.

Просодические характеристики американских президентов как людей образованных и владеющих искусством риторики, позволяют изучить самый престижный современный вариант американского  произносительного стандарта.

Существует мнение, что для американского  варианта английского языка характерна монотонность, узкий тональный диапазон, а также медленный темп.

В зависимости от контекста ситуации, в которой звучит речь, а также  от имиджевых характеристик оратора, появляется необходимость в особой экспрессивности и эмоциональной окраске речи. Это не может не отразиться на просодическом оформлении речи. Недаром еще в античной риторике обращалось внимание на необходимость использования особого рода фонетических средств, которые помогали достичь наибольшей убедительности речи.

Изучение просодических особенностей ораторской речи дает возможность изучить  особенности замедления темпа в  условиях официальности, торжественности, высокого социального статуса говорящих  и необходимости речевой экспрессии на фоне замедленного темпа американской речи в целом.

Ораторское искусство в США  сегодня по праву считается неотъемлемым звеном искусства управления. Именно ораторская речь представляет собой  наиболее традиционный и максимально  персонифицированный (индивидуальный) вид массового воздействия.

 

 

 

 

  1. Исследования политической лингвистика в США

 

В последние годы исследования политической коммуникации активно ведутся на всех континентах, соответствующие  публикации регулярно появляются в  столь различных государствах, как  Новая Зеландия, Пакистан, Тунис, Корея, Южная Африка, Африка и Уругвай. Как  известно, наука не признает границ. Вместе с тем специальные наблюдения позволяют выделить три основных мегарегиональных научных объединения - североамериканское, восточноевропейское (постсоветское) и европейское.

Для представителей североамериканского  направления в исследовании политической коммуникации характерны следующие  черты:

- значительная (более половины) доля  исследований, выполненных в рамках  риторического направления;

- активное использование критического  метода анализа дискурса и иных способов демонстрации своей гражданской, политической позиции;

- повышенное внимание к изучению  институционального политического  дискурса, особенно текстов, созданных широко известными политическими лидерами; показательно, что американские исследователи предпочитают изучать американский политический дискурсс и нечасто занимаются сопоставлением политической коммуникации в различных странах;

- повышенное внимание к изучению  специфики личностного дискурса и исторического дискурса отдаленных эпох.

Как известно, Северная Америка была и остается одним из признанных лидеров  в развитии политической лингвистики: именно здесь работали многие ее основоположники, в том числе - Г. Лассвелл, У. Липпманн, П. Лазарсфельд.

Среди работавших в Соединенных  Штатах ведущих специалистов, относящихся  к риторическому направлению, необходимо назвать Р. Айви, К. Берка, Б. Бэйтса, Дж. Гуднайта, С. Дафтона, К. Джемисон, Р. Карпентера, М. Медхерста, М. Осборна, С. Перри, В. Риккерта, Р. Скотта, С. Сильберштейн, М. Стакки, Т. Уиндта, Ф. Уондера, Д. Хана, М. Харимана.

Существуют политические феномены, которые особенно часто привлекают внимание американских специалистов. В частности, значительная часть  американских публикаций связана с  исследованием концептуальных метафор, связанных войной в Персидском заливе. Первое исследование было опубликовано Дж. Лакоффом еще в 1991 г. Позднее Лакофф обратился и к исследованию метафор периода второй войны в Заливе. Проанализировав метафоры, актуализированные администрацией и СМИ США для оправдания этой войны, Дж. Лакофф выделил базовые метафорические (метонимические) модели, которые, дополняя друг друга, занимают центральное место в осмыслении внешней политики в американском сознании.

Детальный анализ "метафорической войны" по косовской проблеме в  американском политическом дискурсе представлен в работе Р. Пэриса (Paris, 2001). Как показывает автор, в выступлениях администрации Б. Клинтона и дебатах членов Конгресса доминировали четыре группы исторических метафор: "Вьетнам", "Холокост", "Мюнхен" и "балканская пороховая бочка". Р. Пэрис выделяет два уровня метафорического противостояния политических мнений. Участники дебатов спорили не только об уместности исторических метафор применительно к ситуации в Косово (первый уровень), но и об оценочных смыслах используемых метафор (второй уровень). Например, если мюнхенское соглашение в большинстве случаев рассматривалось, как пример нежелания остановить агрессора, то на уроки вьетнамских событий ссылались как противники, так и сторонники военного вмешательства. Противники говорили о невинных жертвах и других ужасах войны, а сторонники считали, что во Вьетнаме американская армия воевала "со связанной рукой за спиной", поэтому не следует повторять вьетнамских ошибок в Косово.

С исследованиями метафор в нарративе войны тесно связаны публикации, посвященные метафорическому представлению событий 11 сентября 2001 г. и их последствиям. Так, К. Халверсон (Halverson, 2003) анализирует метафоры в политическом нарративе "Война с террором (11 сент. 2001 - янв. 2002)" и выделяет две основные метафоры, моделирующие осмысление терроризма в американском политическом дискурсе: Антропоморфизм ценностей и Сказка о справедливой войне. Анализ корреляции метафор в американском сознании и событий 11 сентября 2001 г. в сочетании с осмыслением социокультурных причин терроризма представлен в публикации Дж. Лакоффа (Lakoff, 2001b).

Значительный вклад в развитие учения о когнитивной метафоре внесла теория блендинга. Эвристики теории концептуальной интеграции (блендинга) можно продемонстрировать на примере некогда популярной в Соединенных Штатах метафоры: "Если бы Клинтон был Титаником, то утонул бы айсберг" (Turner, Fauconnier, 2000). В рассматриваемом бленде осуществляется концептуальная интеграция двух исходных ментальных пространств, в котором президент соотносится с кораблем, а скандал с айсбергом. Бленд заимствует фреймовую структуру как из фрейма "Титаник" (присутствует путешествие на корабле, имеющем пункт назначения, и столкновение с чем-то огромным в воде), так и каузальную и событийную структуру из известного сценария "Клинтон" (Клинтон уцелел, а не потерпел крушение). В рассматриваемом примере общее пространство включает один объект, вовлеченный в деятельность и побуждаемый к ней определенной целью, который сталкивается с другим объектом, представляющим огромную опасность для деятельности первого объекта. Очевидно, что в общем пространстве результат этого столкновения не предопределен. Междоменная проекция носит метафорический характер, однако смешанное пространство обладает каузально-событийной структурой, не выводимой из фрейма источника. Если метафорические инференции выводить только из ментального пространства-источника, то Клинтон должен потерять президентский пост. Показательно, что полученные инференции не выводятся и из пространства-цели. В бленде появляется новая структура: Титаник все-таки не потопляем, а айсберг может утонуть. Эта "невозможная" структура не доступна из исходных пространств, она конструируется в бленде и привносит совершенно новые, но понятные инференции.

Важно подчеркнуть стремление многих американских исследователей рассмотреть  роль метафоры в развитии социальных процессов. С этой точки зрения особого  внимания заслуживают работы Р.Д. Андерсона, посвященные роли метафоры в процессах демократизации общества. В соответствии с его дискурсивной теорией демократизации истоки демократических преобразований в обществе следует искать в дискурсивных инновациях, а не в изменении социальных или экономических условий. По Р.Д. Андерсону, при смене авторитарного дискурса власти демократическим дискурсом в массовом сознании разрушается представление о кастовом единстве политиков и их "отделенности" от народа. Дискурс новой политической элиты элиминирует характерное для авторитарного дискурса наделение власти положительными признаками, сближается с "языком народа", но проявляет значительную вариативность, отражающую вариативность политических идей в демократическом обществе. Всякий текст (демократический или авторитарный) обладает информативным и "соотносительным" значением. Когда люди воспринимают тексты политической элиты, они не только узнают о том, что политики хотят им сообщить о мире, но и о том, как элита соотносит себя с народом (включает себя в социальную общность с населением или отдалятся от народа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современная американская риторика

      1. Научная риторика США

 

Началом научной риторики  в США считается  рубеж XIX и XX веков, когда был изобретен контент-анализ. Предшественником контент-анализа является  статистический анализ речевых произведений, когда в суде или с научными целями подвергались сравнению произведения одного или нескольких авторов с целью экспертизы принадлежности речевого произведения тому или иному автору. В результате этого было замечено, что личность автора отражается в частотности использования слов, и форм и эти характеристики составляют как бы речевой портрет автора. С помощью метода статистического обследования текста можно было не только установить авторство, но и установить общий смысл речевых произведений. Прежде всего, отображают смысловую область обследуемых текстов - частотные характеристики слов и терминов. Можно сделать "портрет" содержания текста, если единицами выборки сделать разные слова (или их синонимы), установив статистические корреляции частот встречаемости разных слов в определенном тексте или группе текстов.

Статистический метод  обследования текстов может быть превращен в рефераты, которые  достаточно точно передают содержание большого массива текстов. Этот большой  массив невозможно описать после  прямого прочтения, т.к. таких текстов  слишком много. Для достоверности  таких рефератов на основании  правил формирования статистических выборок  удается создать достоверный  статистический портрет содержания всего массива текстов. Этот портрет-реферат  отражает содержание всего массива  текстов более достоверно, чем  при последовательном чтении и субъективном восприятии и изложении содержания.

Этот прием отслеживания развития смыслов в обществе породил  особый род коммерческой деятельности - контент-анализ, имеющий большое применение в маркетинге и в политике.

Следующим шагом было составление  анкетных текстов с целью установления общественного мнения. Распространяя  анкеты между разными категориями  населения и статистически изучая содержание ответов, стали получать рефераты общественного мнения. В  этом качестве контент-анализ используется и у нас. Другие его возможности, например, исследования методов формирования общественного мнения, у нас представлены фрагментированными исследованиями.

Главным направлением контент-анализа на практике является изучение и оценка аудитории, сформированной речью.

Информация о работе Политическая лигвистика