Концертная пвсевдопассивность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:33, реферат

Краткое описание

У большинства людей сложилось представление, что внушение (суггестия) реализуется только тогда, когда воспринимающий находится в глубоко расслабленном состоянии, даже близко к гипнотическому. На основании такого представления делается вывод, что гипноз, как состояние, подобное сну, является наиболее успешным и чуть ли не единственным условием для успешности внушения.

Файлы: 1 файл

КОНЦЕРТНАЯ ПСЕВДОПАССИВНОСТЬ.docx

— 28.87 Кб (Скачать)

КОНЦЕРТНАЯ ПСЕВДОПАССИВНОСТЬ

У большинства людей сложилось  представление, что внушение (суггестия) реализуется только тогда, когда  воспринимающий находится в глубоко расслабленном состоянии, даже близко к гипнотическому. На основании такого представления делается вывод, что гипноз, как состояние, подобное сну, является наиболее успешным и чуть ли не единственным условием для успешности внушения.

Однако многие опытные  данные и результаты экспериментов  показывают, что внушение в бодрствующем состоянии по сравнению с внушением  в состоянии гипноза дает сходные  результаты. Особенно отчетливо это  демонстрируется в психотерапевтической практике, где можно наблюдать  глубокое суггестивное воздействие, в  результате которого происходят различные  вегетативные, биохимические, трофические  и другие изменения. Также это  подтверждается уже достаточно широким  применением суггестивного обезболивания  в бодрствующем состоянии, создающее  условия для проведения полостных  операций. Итересны в этом плане для педагогического процесса в целом и для профессиональной подготовки в частности экспериментальные данные о способствовании суггестивной методики обучения быстрому преодолению состояния утомления, возникновению ощущения отдыха, восстановления сил, улучшения работоспособности, свежести в голове и бодрого настроения.

Таким образом в созданной суггестивной атмосфере не только повышаются функции памяти до уровня гипермнезии, но и восстанавливаются силы в процессе обучения. Этот парадоксальный эффект - сверхзапоминание, сопровождающееся не утомлением, а состоянием отдыха, - стал в 70-е годы одной из тем, изучаемых в Научно -исследовательском центре суггестологии.

В профессиональной деятельности этот эффект приводит, например, к улучшению  корректурной правки, решения сложных  математических задач и выполнения тестов.

Под концертной пассивностью понимается ситуация, когда обучаемые  сидят спокойно, расслабленно, как  на концерте, не вслушиваясь активно  в программу для запоминания.

До разработки Г. Лозановым суггестопедической методики считалось, что положительный результат дает только внушение в состоянии мышечной расслаблености - релаксации, которая сопровождается психической пассивностью. Ошибочно считалось, что глубокая релаксация облегчает запоминание по суггестивной методике. Это положение было подвергнуто критике самим Г. Лозановым на 1V международном конгрессе по групповой психотерапии в ВЕНЕ (1968). Он утверждал, что в основе всех психотерапевтических методов лежит общий суггестивный механизм.

Экспериментально Г. Лозановым было доказано, что в основе сверхзапоминания при суггестопедии, например, от 500 до 1000 новых информационных единиц за один активный сеанс, не лежит ни поведенческая пассивность, ни тем более релаксация, ни аутогенная тренировка, ни гипноз, ни йогическая шавасана, ни даже сон.

Что же тогда обеспечивает сверхзапоминание, какое состояние должно быть создано у воспринимающего внушение, чтобы оно могло реализоваться в самой высокой степени?

По Г. Лозанову - это состояние псевдопассивности, выражаемое в создании у обучаемых настроения спокойного доверия к подаваемой суггестивной программе, аналогичное настроению, возникающему на концерте. Тогда слушатели становятся поведенчески пассивными, не делают никаких интеллектуальных усилий, чтобы что-то запомнить или понять, а отдаются спокойному эмоциональному восприятию музыкальной программы. Важно то, что физическая или интеллектуальная поведенческая пассивность не является в действительности полной пассивностью человека, потому что одновременно с восприятием музыкальных звуков протекают сложные внутренние процессы, рождаются настроения, возникают ассоциации, мелькают идеи и др. И все это, при общей физической и интеллектуальной пассивности, не утомляет.

На фоне такой концертной псевдопассивности при наличии суггестивной установки на сверхзапоминание легче преодолеваются антисуггестивные барьеры и высвобождаются резервные (а точнее, просто не востребованные) возможности психики. Состояние концертной псевдопассивности при суггестивной ситуации создается как механизмами авторитета и инфантилизации, так и интонацией, ритмом и др. но ему может способствовать и соответствующий музыкальный фон, как это делается на многих суггестопедических сеансах.

Такого состояния можно  легко достичь и при самообучении. В рассматриваемый период уже  были разработаны подобные методики, но главным образом для медицинских  целей. А упражнения для самообучения с педагогической направленностью  еще не были созданы, хотя состояние  суггестологии к тому времени позволяло ожидать появления действенных методик и в этой области. И вот здесь мы подходим к самому интересному, пожалуй, положению суггестопедии. Дело в том, что концертная псевдопассивность не обязательно должна быть заметна в поведении, она может и не иметь никаких внешних проявлений, а представлять собой только ОПРЕДЕЛЕННОЕ ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ. Например, подача программы для запоминания только в активной части суггестопедического сеанса, несмотря на отсутствие поведенческой, а также при, как будто бы, интеллектуальной пассивности, дает гипермнестический результат, который в обычных условиях невозможен. Г. Лозанов объясняет это тем, что в подобных условиях псевдопассивность является скрытой и создается под воздействием большого авторитета и значительной инфантилизации. Она возникает в результате ОСОБОГО ВНУТРЕННЕГО НАСТРОЯ на спокойное запоминание - БЕЗ ТРЕВОГИ, НАПРЯЖЕНИЯ и УСИЛИЙ. Процессы запоминания при этом сами по себе являются выражением активности (психики и личности).

Классический суггестопедический сеанс включает активную и концертную часть. Исследования показывают, что  именно в таком случае эффект отдыха, например, выражен гораздо сильнее. Тогда наиболее ярко проявляется  парадокс: сверхработа (гипермнезия) - отдых (вместо утомления).

Итак, мы рассмотрели положения  суггестопедической системы обучения Г. Лозанова, ставшего родоначальником целого направления в методике преподавания, которое получило название интенсивные методы обучения.

В 90-е годы положения его  системы начали активно применять  в социологии и психологии личности - это и методика социальных ролей  или ролевые игры, это и различные  варианты методик, применяемых сегодня  в психологии управления и в психологии лидерства, а также многое, многое другое. О различных методиках, реализующих  в том или ином виде положения  системы Г. Лозанова, будет рассказано в наших следующих учебно-методических материалах.


РИТМ

Ритм является основным биологическим  принципом, выражающим ритмы в природе. Как известно, существует суточный, годичный, сезонный ритмы, влияющие на вегетативные реакции нашего организма, а через них и на психическую  жизнь человека. Уже не секрет что  ряд космических ритмов так или иначе отражается на человеческой личности.

Психологическое значение ритмики  подчеркивалось многими авторами, но до суггестивного метода не было предложено целостной экспериментально обоснованной гипотезы.

Практика показывает, что  очень часто именно ритмическое  повторение воздействий скорее приводит к ожидаемым результатам, чем  однократное "торпедирующее" или, наоборот, мягкое воздействие.

Но гораздо большее  влияние ритм оказывает, когда он сочетается с суггестивным воздействием, когда он действует не только своими физическими качествами, но и является знаком авторитета и целенаправленного  воздействия.

Значение имеет также  ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛА между отдельными ритмически повторяющимися дозами информации.

Поэтому на суггестопедических курсах преподавателей учат заполнять интервалы психологически приятной многозначительностью и авторитетностью. Носителем ритмики является (наряду с интонацией) и описанные выше интонационные "качели". Большой объем и прочность запоминания обеспечивается именно правильной ритмико-интонационной подачей программы для запоминания. Однако, известно, что ритм способен и ослабить запоминание. Это противоречие в суггестопедических курсах разрешается с помощью интонации, которая придает большую пластичность и живость ритмично сообщаемой программе. В результате этого ориентировочный рефлекс сохраняется на оптимальном уровне.

Ритмичность в суггестивном методе не означает повторение одного и того же, а означает наличие  определенных интервалов между отдельными фрагментами программы, что и  создает суггестивное воздействие  ритма. Как показали экспериментальные  исследования (Р. Трашлиев) именно интервал между фрагментами программы для запоминания отражается на объеме памяти.

Однако при суггестивном процессе изменяется значимость различных  по своей продолжительности интервалов. Так, при насыщенной суггестивной атмосфере  интервал может быть значительно  сокращен и это не отразится на запоминании. Поэтому интервал лучше  используется при суггестопедическом обучении, которое создает более благоприятные условия для заполнения паузы психологической многозначительностью, авторитетом и ожиданием.


УЧЕТ "ВТОРОГО  ПЛАНА"

Конкретные средства для  достижения высокого суггестивного  воздействия носят самый различный  характер. Одним из основных требований (средств) является учет "второго  плана" в суггестивной атмосфере.

Здесь ВКЛЮЧАЕТСЯ ОГРОМНЫЙ СИГНАЛЬНЫЙ ПОТОК самых разнообразных  раздражителей, которые НЕОСОЗНАННО  или вполне ОСОЗНАННО ИЗЛУЧАЕТ ЛИЧНОСТЬ. Очень часто эти неосознаваемые сигналы имеют большую информационную ценность для воспринимающего.

Такими неосознаваемыми  сигналами могут быть незаметные изменения в мимике, походке, речи, дополнительном оформлении и т.д. При  этом они могут играть решающую роль для получения суггестивного  результата. Считается, что именно этот второй план является источником наших  интуитивных впечатлений, которые  становятся, часто неясно для нас  самих, источником отношений к отельным людям и ситуациям. Это и есть ФАКТОРЫ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ  РЕАКТИВНОСТИ. Этими факторами и  овладевает преподаватель, направляющий учебную ситуациею в соответствии с требованиями суггестивного метода. Часто это называют искусством. Считается, что особенно хорошо этим искусством владеют большие артисты - создают для публики убедительные образы, причем даже тогда, когда их внутреннее равновесие нарушено. Разумеется это связано как с настроем, так и с огромным усилием воли и напряжением, и не всегда завершается успехом. Поэтому для преподавателя, работающего по суггестивной методике, так важно быть в хорошей форме и предпочтительно не работать в противном случае. Это правило соблюдается и хорошими психотерапевтами.

Почему это так важно? Потому что преподаватель, будучи в  хорошей форме, с помощью не воспринимаемых обычным критическим мышлением средств второго плана могут вдохнуть в учащегося силу, спокойствие, уверенность в быстром и успешном продвижении в обучении, а иногда и внушить веру в свои способности. Кроме того, целенаправленное использование "второго плана" в поведении иногда становится достаточным для создания эффекта "авторитет с первого взгляда", формирования доверия учеников и атмосферы инфантилизации. (Этим, кстати, пользуются политики, вызывая доверие публики. Поэтому в современной литературе бытует и термин “психология лидерства”). Все это создает условия для глубокого и эффективного суггестивного воздействия.

Но, если в словах присутствует соответствующая моменту логика, то неспецифические сопровождающие сигналы действуют в другом направлении  и никакой суггестивизации или создания авторитета не будет. (Последнее проявляется особенно в психологии управления. Так что это необходимо понимать и этим необходимо владеть современному руководителю, если он хочет получить хорошие результаты своей деятельности).

Поэтому специалисты считают, что овладение двуплановостью при суггестии в обучении (педагогике), жизни и других сферах абсолютно необходимо, чтобы гарантировать хорошие результаты. И исходя из этого не только педагог, но и человек в другой профессии должен изучить проявления и возможности двуплановости, то есть должен стать артистом в своей профессии. Однако всегда нужно помнить, что подлинный артист должен быть искренним. Именно поэтому подчеркивается, что ни в коем случае нельзя начинать какую бы то ни было суггестивную деятельность, не овладев предварительно двуплановостью поведения.

Следовательно, для высокоуровневой  профессиональной деятельности необходима хорошая психолого-педагогическая подготовка теоретически и практически. А любой поспешный переход  к суггестивной практике без предварительного овладения двуплановостью обречен на неудачу. Эта двуплановость, однако, не означает искусственную театрализацию или позерство; она должна быть результатом не только углубленной подготовки, но и большой любви к своей профессии в сочетании с такой работой.

Итак, овладение двуплановым поведением как еще одним из средств реализации психолого-педагогического способа успешной профессиональной подготовки обеспечивает быстрое создание авторитета и суггестивной связи, благодаря чему складываются условия для использования резервных возможностей личности на уровне неосознаваемой психической деятельности.


ИНТОНАЦИЯ

Одним из важных элементов  двупланового поведения является интонация. В тоже время она является и самостоятельным средством установления суггестивной связи, создания авторитетности источника суггестивной информации, придания многозначительности сообщаемому материалу, наконец, создания эффекта “волшебного голоса”.

Вы можете легко убедиться  в сказанном, если сыграете в такую  игру со своими друзьями. Прочтите, например, на пленку фрагменты текстов, которые  вы хотите запомнить. Прочтите их с  разными интонациями. И понаблюдайте, на какую из интонаций у вас  самая положительная реакция. Это  будет выражаться в том, с какой  легкостью вы запомните тот или  иной фрагмент, прослушанный вами только один раз.

Вы можете усилить эффект. Для этого во время записи на пленку текста включите разлиную музыку, которая тоже запишется вместе с текстом или, как говорят специалисты "на текст".

Кстати ученые подсчитали, что если по утрам слушать 7 минут  музыку Моцарта, то ваши интеллектуальные способности значительно быстрее  разовьются.

В методе, о которым идет речь, чаще всего применяется патетическая интонация. Однако любая особая интонация создает и особое отношение у воспринимающих, т. к. она выходит за рамки будничности и создает атмосферу ожидания, тем самым включая более глубокую эмоциональную активизацию личности.

Традиционно под интонацией понимаются только нюансы звукового  тона. А суггестивная методика включает в это понятие также и разнообразные  цветовые тона и освещение, воздействующие через зрительный анализатор, подчеркивая суггестивную силу цвета и света.

В обучении это, к сожалению, это недостаточно учитывается. (Но вы сами, кстати, можете изменить ситуацию. Для этого достаточно перекрасить стены аудиторий, в которых вы занимаетесь, в цвет солнца, в цвет неба, в цвет полей - травы или подсолнечников. А потом понаблюдайте, что с вами будет происходить)

Большое распространение  на практике получило внушение путем  цвето - светового воздействия в области изобразительного искусства, кино, телевидения, эстетики и т.д.

Г. Лозанов подчеркивает особую значимость в педагогической практике этого воздействия на неосознаваемую психическую деятельность средствами неспецифической психической реактивности, путем свето - цветовой динамики. Здесь имеется в виду не только оптимальное восприятие тех или иных цветов и их сочетаний, освещенности, плотности света, спектральности и др., а имеется в виду оптимальная суггестивная сила различных свето-цветовых явлений.

Однако специалисты обращают внимание на то, что интонация приносит ожидаемый результат тогда, когда она является знаком авторитета и высшей мотивации. (Вспомним, как дети слушают бабушкины сказки).

Следовательно, демонстративная  и бессодержательная интонация, являющаяся самоцелью, не только не дает желаемых результатов, но и может  уменьшить эффект из-за отсутствия внутреннего содержания.

Таким образом мы видим, что в суггестивном методе понятие интонации включает и третий аспект - выражение внутренней психологической нагрузки.

Особенное значение интонация  имеет для запоминания с отсроченным  воспроизведением. Как показали эксперименты обычно отсроченное (через несколько  дней) воспроизведение материала падает в среднем на 9,5 – 21 (до 70) %. Исключение в этом случае представляет только интонированная программа. Еще более ощутимый эффект создается сочетанием интонации с направленностью (установкой) на запоминание и подчеркиванием авторитетности источника информации.

Улучшение запоминания в  этом случае находится в диапазоне  от 11,4 до 18,5 %.


ИГРА РОЛЕЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРИНЦИПА АКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СУГГЕСТОПЕДИИ.

Игра ролей в суггестопедической практике, например, заключается в том, что каждый учащийся с самого начала получает новое имя и новую биографию. При этом может быть изменен и язык общения.

К сожалению, данное педагогическое средство часто неоправданно ассоциируется  лишь с изучением иностранных  языков. Но, как показывает зарубежная и наша собственная практика профессиональной подготовки, это средство дает значительные положительные результаты при профессиональном обучении и поэтому является одним  из эффективных СПОСОБОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, основанном на действии суггестивных механизмов.

Присвоение учащимися  нового имени и биографии создает  ОСОБЫЙ ЭФФЕКТ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЛИЧНЫХ индивидуальных социально-психологических "ЗАЖИМОВ", которые могут быть у обучаемых. Создаваемые в дальнейшем игровые ситуации освобождают человека от давления его общественного положения, облегчают быстрое снятие антисуггестивных барьеров и стимулируют СПОНТАННОЕ и НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ. Как показывает практика, особенно большую пользу игровая ситуация приносит взрослым.

Данное средство - суггестивнная игра, занимает значительное место не только в обучении, но и в психотерапевтических методиках в большинстве форм групповой психотерапии. Такая многопрофильность объясняется тем, что в основе лежит знание закономерностей функционирования психики человека.

Игра ролей часто сочетается с исполнением песен. Правда специалисты  предупреждают, что использование  этого приема требует строгого соблюдения чувства меры. (Кстати, пение можно  использовать просто как психотерапевтический прием при заикании и проч. А  однажды мы его использовали даже при восстановлении речи у инсультных больных).

Итак, в результате игровых  ситуаций у обучаемых СНИМАЕТСЯ  СУЩЕСТВУЮЩАЯ ЛИЧНОСТНАЯ УСТАНОВКА  и создается новая, более близкая  к детской, что значительно облегчает  преодоление антисуггестивных барьеров. Что значит "близкая к детской" или как это происходит у детей?

У детей инфантилизация (в том смысле, который придает этому термину Г. Лозанов, т.к. в традиционной психологии этот термин имеет несколько другое значение), применяемая в детских суггестивных курсах, "приводит к организованности и сознательности в педагогическом процессе при общей атмосфере легкости, непосредственности и отсутствии чувства насилия... и материал усваивается незаметно. Запоминание... находится на высоком уровне. У детей возникает ЧУВСТВО, что они находятся в ПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЕ взрослых, от которых они НЕЗАМЕТНО ПОЛУЧАЮТ ЗНАНИЯ, на усвоение которых обыкновенно затрачиваются большие усилия, связанные с принуждением и неприятным контролем... Они НЕ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ОБЯЗАННЫМИ..." /с. 206/.

Такое чувство или инфантилизация у взрослых и создает УСЛОВИЯ ДЛЯ СПОКОЙНОГО СУГГЕСТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ. Данные условия могут формироваться не только в результате применения игры ролей, но и как отклик на повышенный авторитет, а также при использовании разнообразных психолого-педагогических методов

Информация о работе Концертная пвсевдопассивность