Гендерные стереотипы в современном английском языке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение гендерных стереотипов в современном английском языке.
В соответствии с целью работы были выделены следующие задачи:
дать определение понятию «гендер» на основе трудов различных исследователей;
проанализировать историю возникновения гендерных исследований в человеческом обществе;
определить место гендерных исследований в лингвистике;
охарактеризовать гендерные стереотипы в современном английском языке.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….…….……3
1. Понятие «Гендер» ..……………………………………………..…………..….5
2. История возникновения и развития гендерных исследований…………..….6
3.Современные гендерные исследования ……...…...…………..……………...13
4. Гендерная лингвистика ………….……………………………..…………….16
5. Проявление гендерных стереотипов в современном английском языке …20
Заключение ………………………………………………………………..……..27
Библиография ……………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 161.50 Кб (Скачать)


2

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….…….……3

1. Понятие «Гендер» ..……………………………………………..…………..….5

2. История возникновения и развития гендерных исследований…………..….6

3.Современные гендерные исследования ……...…...…………..……………...13

4. Гендерная лингвистика ………….……………………………..…………….16

5. Проявление гендерных стереотипов в современном английском языке …20

Заключение ………………………………………………………………..……..27

Библиография ……………………………………………………………………28

 


Введение

 

В человеческом обществе всегда существовало разделение социума на две группы – мужчин и женщин, поскольку такая дифференциация по критерию биологического пола является наиболее очевидной. Таким образом, за каждым индивидом в социуме закрепилась гендерная роль мужчины или женщины. На их основе позднее сформировались некие обобщенные представления об особенностях поведения мужчин и женщин, об ожидаемых от них реакциях и действиях, о приемлемых  только для мужчин или только для женщин видах деятельности – иными словами,  в общественном сознании сформировались гендерные стереотипы. Эта стереотипизация касается многих сфер жизнедеятельности субъекта: социальной дифференциации, культурного фона, образованности и уровня научного знаний, языковой стратификации и других.

В связи с резко меняющимися функциями женщины в современном обществе возникает острая необходимость избавляться от гендерных стереотипов уже на уровне речевой деятельности с целью осуществления цивилизованного акта коммуникации.

Данная работа посвящена анализу гендерных стереотипов, существующих в современном английском языке. Кроме того будет рассмотрена история возникновения и развития гендерных исследований, а также гендерная лингвистика как научное направление в составе междисциплинарных гендерных исследований.

Итак, объектом исследования данной курсовой работы являются гендерные стереотипы современного англоязычного общества, а предметом – отражение этих стереотипов в языке.

Цель работы: изучение гендерных стереотипов в современном английском языке.

В соответствии с целью работы были выделены следующие задачи:

             дать определение понятию «гендер» на основе трудов различных исследователей;

             проанализировать историю возникновения гендерных исследований в человеческом обществе;

             определить место гендерных исследований в лингвистике;

             охарактеризовать гендерные стереотипы в современном английском языке.

При исследовании данной темы применялись следующие методы: анализ и систематизация теоретической литературы; реферирование.

Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при анализе различных художественных текстов на английском языке, содержащих гендерные различия, а также - при анализе речи англоговорящего человека.

Проблемой гендера занимались с начала 20-го века зарубежные лингвисты (Маутнер, Есперсен), однако основные усилия к  разработке понятия приложили ученые Роберт Столлер, Джон Мони (конец 50-х, начало 60-х гг.),  Лакофф Дж. и Р. (середина 60-х гг), Энн Оукли(конец 70-х гг). Русская гендерологическая школа заявила о себе в конце 80-х (Халеева И.И., Кирилина А.В., Малишевская Д.Ч. и др.). Таким образом, труды выше перечисленных отечественных и зарубежных ученых составили теоретическую основу работы.


1. Понятие «Гендер»

 

Многомерное, развивающееся, по-разному толкуемое многочисленными исследователями понятие "гендер" стало в последней трети ХХ столетия центральной категорией междисциплинарной научной области знания под названием "гендерные исследования". Различие между двумя терминами "sex" (биологический пол) и "gender" (социокультурный пол) ввели психолог Роберт Столлер и эндокринолог Джон Мони (Money). В качестве первичного, наиболее абстрактного, и до сих пор признаваемого исследователями определения гендера, возьмём определение, принадлежащее Энн Оукли: ( "Пол, гендер и общество", 1972):

"Пол" (sex) является словом, которое соотнесено с биологическими различиями между мужчиной и женщиной: видимая разница в гениталиях, соответствующая разница в воспроизводящей функции. "Гендер"(gender) между тем есть предмет культуры: он соотнесён с социальной классификацией на "маскулинное" и "фемининное"...постоянство пола должно быть признано, но также должно быть (признано) разнообразие гендера".

Появление понятия гендера ни исторически, ни логически не случайно. Этот термин принадлежит английскому языку и западной цивилизации, в русском языке он скалькирован с английского и не имеет адекватного перевода. Можно сказать, что "гендер" является составной частью современного процесса глобализации, понимаемого как вовлечение всего мира в единые универсальные процессы, начавшиеся ещё в период великих географических открытий 15 века. Именно западная цивилизация исторически и теоретически подошла к такому этапу своего развития, когда необходимость гендерных изменений и гендерного анализа стала необходимостью.[11]

Понятие гендера является одним из механизмов преодоления идеологии патриархальности. Говоря о преодолении патриархальности, речь, безусловно, не идёт о восстановлении матриархата, если таковой когда-либо существовал в истории. Речь идёт о равных правах и возможностях для мужчин и женщин по представительству во всех структурных и иерархических сегментах общества, обретение всеми индивидами из разных слоёв общества равной "субъективной свободы".

 

2. История возникновения и развития гендерных исследований

 

В 1958 работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США) психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»). В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социального (или – как он назвал его – гендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучение пола (англ. – sex), считал Р.Столер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера (англ. – gender) – может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений. Предложение Р.Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям. [13]

Гендерные исследования (англ. – gender studies) – междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола (гендера) для анализа общественных явлений и их изменений.[14]

В истории возникновения и развития гендерных исследований можно разделить следующие этапы:

1.   Женские исследования (women's studies) – начальный этап гендерных исследований.

2.   Вторая стадия развития гендерных исследований: признание «женских исследований», возникновение «мужских» (андрологии) – 1980-е годы.

3.   Третья стадия развития гендерных исследований: объединения и размежеваний (конец 1980-х – конец 90-х годов).[13]

Рассмотрим каждый из этапов и их главные достижения более подробно.

Женские исследования (women's studies) – начальный этап гендерных исследований.

Ощутимый рост интереса к «женской теме» в современном гуманитарном знании относится к концу 60-х. Социально-политический контекст появления женских исследований был создан либералистскими идеями (эмансипации, равенства, автономии, прогресса), нашедшими отражение в (1) молодежных движениях конца 1960-х и революции «новых левых», (2) сексуальной революции, от последствий которой женщины выиграли более мужчин и (3) связанной с сексуальной революцией «второй волной» феминизма. Главной целью «шестидесятниц» 20 в. стало создание свободной, автономной женской личности.

Вместе с возникновением в 1970 во Франции «Движения за освобождение женщины» там были основаны и первые феминистские журналы. Аналогичный процесс начался и в США, где в короткие сроки добились больших тиражей журналы «Signs», «Feminist Studies», «Women's Studies Quarterly». Взлет неофеминизма появлиял на интеллектуальную сферу: ученые в Европе и США стали избирать объектом своих изысканий женщину – в семье, на производстве, в системах права и образования, в науке, политике, литературе и искусстве. Первый спецкурс по истории «женского движения» был прочитан в Сиэтле в 1965. В конце 60-х спецкурсы «о женщинах» читались также в Вашингтоне, Портлэнде, Ричмонде, Сакраменто. В 1969 исследовательница из Корнелльского университета Шейла Тобиас предложила обобщающее название для этих спцкурсов – Female Studies.

К концу 60-х – началу 70-х в рамках многих традиционных академических дисциплин уже в десятках университетов США и Европы появилось «изучение женщин». Историки возвращали несправедливо забытые имена тех, кто внес вклад в развитие культуры, литературоведы рассматривали своеобразие образного и речевого стиля женщин-писательниц, педагоги ставили вопрос об особенностях воспитания мальчиков и девочек, психологи обращались к ранее известным, но несколько подзабытым классическим трудам по женской психологии, социологи пытались показать неодинаковость социальных ролей мужчин и женщин и вытекающие из нее демографические последствия. Термин «гендер» в их работах соотносился лишь с женским опытом и употреблялся тогда, когда речь шла о социальных, культурных, психологических аспектах «женского» в сравнении с «мужским», при описании норм, стереотипов, социальных ролей, типичных для женщин.

Исследования, которые именовались «гендерными» и были опубликованы в 70-е, были «женскими исследованиями» и велись они женщинами-учеными, стоявшими на феминистских позициях. Те же самые исследования в 70-е могли также называться:

      «женскими исследованиями» («Female Studies»), что казалось ученым-феминисткам слишком биологизированным;

      «феминистскими исследованиями» («Feminist Studies»), что отвергалось многими по причине идеологизированности (т.к. не все желающие примкнуть к новому направлению числили себя феминист(к)ами);

      «изучением женщин» («Women's Studies»), что считалось не слишком политкорректным, так как подчеркивало «объектность» женщины или женщин как предмета изучения;

      «женскими исследованиями» («Women Studies») – так определялись исследования любой проблемы, написанной на «женскую тему», и (!) чаще всего самими женщинами.

Говоря о главных достижениях гендерных исследований на их первом, феминологическом этапе, нужно подчеркнуть, что они: (1) ввели фактор различия полов в традиционный социальный, в том числе социально-стратификационный анализ; (2) возвратили женские имена социальному знанию – истории, философии, литературоведению, психологии; (3) разрушили многие проявления мужского мифотворчества и заставили обсуждать предположение о том, что историческое время, проживаемое женской половиной человечества, протекает не в тех же ритмах», что «мужское»; (4) поставили вопрос о разных научных стилях – объективистском, «мужском» и эмоционально-богатом, «женском» – написания исследований; (5) ввели гендерное измерение в социально-экономическую историю, пополнившуюся такими темами, как «феминизация бедности», «фемининность безработицы», «политэкономия домашнего труда», «история женского домашнего труда», заставив признать категорию «пол» одним из структурообразующих экономических принципов; (6) выявили особое понимание темы «женской работы» как неоплачиваемого женского труда (рождение детей, воспитание их, труд по поддержанию в доме чистоты, приготовлению пищи, стирке, глажке, уходу за больными и немощными), бывшего всегда, во все эпохи почти незаметным или умышленно не замечаемым. (7) Проанализировав прошлое и настоящее т.наз. «женских профессий» (воспитательницы, учительницы, гувернантки, поварихи, прачки, гладильщицы, прядильщицы, ткачихи, медсестры, социальной работницы), исследовательницы женщин показали, что эти профессии сложились и воспроизводятся как продолжение гендерных ролей, приписанных женщинам социальными и культурными нормами. (8) Как итог – «женские исследования» вовлекли в феминистское движение массу женщин, в том числе женщин из числа ученых.

На данном (раннем, феминологическом) этапе гендерные исследования были научным движением без центра и лидера, без общего, единого стиля и целей. Развивавшие их приверженцы знали одно: они не хотели быть похожими на представителей «мужской» науки, полной конкуренции, стремления к лидерству и выстраиванию иерархий.

Несмотря на очевидные успехи – и в содержании, и в методах получения нового знания – традиционная наука восприняла скептически возникновение «женских исследований». Непризнание и насмешки в адрес «женоведов» (феминологов) предопределили возникновение духа кастовости университетских и академических объединений, изучавших женскую тему. Феминологи 70-х оказались вытесненными из своих дисциплин на обочину «большой науки», в своеобразное гетто, образовав евро-американскую субкультуру или «сестринство» исследовательниц, хорошо знавших и поддерживавших друг друга на конференциях, в переписке, но мало замечаемых коллегами по профессиям.

Вторая стадия развития гендерных исследований:

признание «женских исследований», возникновение «мужских» (андрологии) – 1980-е годы.

За включение «женских исследований» в систему высшего образования раньше других стали выступать исследовательницы и преподаватели американских университетов, где знания о женщинах интенсивно вводились в традиционно преподаваемые дисциплины уже с 70-х Жаркие споры вызывал междисциплинарный характер «женских исследований», ставящий под вопрос их самостоятельный статус – ведь они претендовали на ранг независимой дисциплины, а не просто «раздела» в рамках дициплин уже существующих.

«Женские исследования» ширились, число их приверженцев множилось. Все чаще заявлявшие о своей независимости и непохожести на иные науки и принципы их преподавания, «женские исследования» активно пропагандировали свои новые подходы к обучению, делая акцент на критике всех форм доминирования и призывая коллег-мужчин к сотрудничеству и терпимости.

Под непосредственным воздействием «женских исследований» возникли в те годы «мужские исследования» (Men's Studies) или социальная андрология. Добиваясь научного признания, они прошли те же стадии неприятия и насмешек, что и исследования женские. Андрология или «мужские исследования» были, в известной степени, ответом на усиление феминистского движения и стремление приверженцев «исследований женщин» многосторонне (но с позиций женского опыта!) изучить взаимоотношения полов. Среди причин появления социальной андрологии можно также назвать переосмысление мужской гендерной роли, ее ограниченности, и стремление разрушить полоролевые стереотипы – темы, обозначившиеся в общественных обсуждениях на волне развертывания сексуальной революции и успехов операций по смене пола.

Информация о работе Гендерные стереотипы в современном английском языке