Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:22, реферат
Есте́ственный язы́к — в лингвистике и философии языка язык, используемый для общения людей (в отличие от формальных языков и других типов знаковых систем, также называемых языками в семиотике) и не созданный искусственно (в отличие от искусственных языков).
Словарь и грамматические правила естественного языка определяются практикой применения и не всегда быва
Есте́ственный язы́к — в лингвистике и философии языка язык, используемый для общения людей (в отличие от формальных языков и других типов знаковых систем, также называемых языками в семиотике) и не созданный искусственно (в отличие от искусственных языков).
Словарь и грамматические правила
естественного языка
Свойства естественного языка
Существенным свойством языка является его двойственность, находящая своё выражение в существовании следующих языковых антиномий:
Предыстория
письма. Письмо имеет долгую и сложную
историю своего развития, которая
охватывает период в несколько тысяч
лет. Письмо, которым мы пользуемся
в настоящее время, уже давно
потеряло свою первоначальную форму
и прошло всевозможные ступени развития
на пути к достижению совершенства.
Возникновение и развитие письма
неразделимо связано с историей
народа, развитием языковой культуры.
Чем выше уровень материальной и
духовной культуры того или иного
народа, тем совершеннее система
его письма.
Как отмечает Н.А. Павленко в своей книге
"История письма": "Письмо в отличие
от звукового языка является продуктом
сознательного творчества людей. Его реализация
требует большой напряженности внимания
и осознанных действий человека, что, естественно,
предполагает высокий уровень развития
мышления и, следовательно, языка. Подлинная
история письма начинается с того момента,
когда появляется письмо при помощи графических
изображений.
Но до этого люди общались на расстоянии
и во времени весьма разнообразными доступными
им способами и средствами. Эти средства
могли носить непреднамеренный и преднамеренный
характер. Например, следы человека на
песке или мягкой земле, пепел от костра,
остатки пищи всегда "извещали" других
людей о том, что здесь ступала нога человека.
Такие способы "оповещения" носили
непреднамеренный характер. Подобные
ситуации могли неоднократно повторяться.
На основе этого со временем складывалось
и преднамеренное использование указанных
сигналов в качестве средств общения"
[7, с.12]. То есть появились попытки фиксации
отдельных сообщений. Таким образом, начиная
с конца каменного века, на этапе развитого
первобытнообщинного строя у большинства
племен уже имелись зачатки письменности.
Ранее не было необходимости в фиксации
сообщения, так как люди жили небольшими
и разрозненными семейно-родовыми группами
и для удовлетворения потребности в общении
было достаточно устной речи. Образовывались
более крупные группы и устойчивые родовые
и племенные общины, одной устной речи
было уже недостаточно, возникла необходимость
передавать мысль на расстояние и закреплять
ее во времени.
Но люди еще не научились записывать речь
и потому для этой цели первоначально
использовались разные предметы, которым
придавались условное смысловое значение.
Дирингер называет эти средства мнемоническими
или напоминательными. Он их сводит к двум
основным типам: "Во-первых, напоминанием
для лица, передающего сообщение, те или
иные вещественные предметы, как готовые
(например, стрелы при объявлении войны),
так и специально сделанные при составлении
сообщения, подлежащего передаче (например,
зарубки на палочке, узлы и т.п.).
Во-вторых, напоминанием могли служить
начертания, либо изобразительные (то
есть рисунки, изображающие события или
вещи, о которых нужно напомнить), либо
условные (то есть рисунки и начертания,
связанные с данной вещью или событием
не безусловно, а по условию с людьми, пользующимися
этими начертаниями – причем последние
могли быть специально придуманы для данного
случая или же быть общеизвестными в среде
пользующихся ими)" [1, с.6-7]. То есть Дирингер
не выделяет пиктографию как письмо, он
относит ее к средствам мнемоники. Он обосновывает
это тем, что рисунки–напоминания не фиксировали
речь, они могли представлять лишь отдельные
предметы, сцены и комплексы изображений.
Как было сказано выше, для передачи мысли
на расстояние и закрепления ее во времени
служили различные предметы, которым придавалось
условное смысловое значение. Наибольшего
развития получили так называемые вампумы
– у североамериканских индейцев, а также
кипу – у перуанцев.
"Письмо" вампум представляет собой
нити с нанизанными на них кружочками
из раковин разного цвета и размера. Раковины
окрашивались в разные цвета, символизировавшие
отдельные понятия. Используя нити с определенно
расположенными раковинами разных цветов,
можно было выразить относительно сложную
мысль. Обычно отдельные нити с нанизанными
на них ракушками соединялись вместе,
образуя широкие пояса вампум. С помощью
поясов вампум племена американских индейцев
составляли договоры, заключали союзы
и уполномочивали послов. Обычно представитель
индейского племени, заключая договор,
приносил с собой пояс – вампум и в течение
своей речи старался закрепить в сознании
слушателей связь между выраженными мыслями
и определенными раковинами. Вампум оставался
у вождя, который хорошо помнил, кто его
принес и что при этом говорил. И подобно
тому, как мы легко находим в хорошо знакомой
нам книге, где напечатан тот или иной
отрывок, индейцы с точностью могли указать
на вампуме место соответствующее той
или иной части речи посла, принесшего
пояс. Перуанское письмо древних инков
кипу представляло собой систему шнуров
из шерсти различного цвета с завязанными
на них простыми и сложными узлами, каждый
из которых имел определенное значение.
Нередко шнуры навязывали на палочку,
которую посылали с гонцом.
В науке нет единства мнений относительно
назначения "письма" кипу. Одни считают,
что оно служило только для статистических
целей. Другие полагают, что "письмами"
кипу, кроме этого, записывали собрания
законов, историю жизни, правления инков,
хроники важных событий и даже стихотворения.
Кроме кипу и вампум у народов первобытной
культуры были распространены также бирки
с зарубками, которые использовались,
по мнению ученых, как для счета, так и
для закрепления разного рода отношений
(торговых, финансовых и т.п.
). "При торговых сделках и финансово-кредитных
операциях бирки часто расщеплялись на
две половины: одна вручалась должнику,
а вторая оставалась у кредитора. По мере
выплаты долга зарубки на каждой половинке
бирки срезались. Такая система использования
бирок была широко распространена у многих
народов" [7, с.17]. Для передачи своих
мыслей на расстояние люди пользовались
даже животными.
В этом отношении интересен пример из
истории. "Когда древнеперсидский царь
Дарий, стремившийся к мировому владычеству,
потребовал от скифов, чтобы они немедленно
ему подчинились, последние послали в
виде ответа птицу, мышь, лягушку и пять
стрел. Все это Дарий должен был прочитать
так: "Персы, если вы не умеете летать
подобно птицам, прятаться подобно мышам,
прыгать по болотам подобно лягушкам,
то будете поражены нашими стрелами, как
только вступите на скифскую землю"
[2, с.6]. Древние греки, скандинавы, славяне
выражали свои мысли при помощи разных
зарубок и нарезов, которые они делали
на деревянных палочках, дощечках. Способы
общения людей при помощи предметов, вещей
появились задолго до возникновения письма.
Они играли очень важную роль в коммуникации
человека на расстоянии и во времени. Однако
они еще не были письмом в подлинном смысле
этого слова
Иску́сственные языки́ — специальные языки, которые, в отличие от естественных, сконструированы целенаправленно. Таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются всё новые и новые. Различают следующие виды искусственных языков:
Эспера́нто (Esperanto) — самый распространённый искусственный язык (более удачный термин: плановый), созданный варшавским окулистом Лазарем (Людвигом) Марковичем Заменгофом в 1887 году после десяти лет работы. Первая опубликованная книга по эсперанто называлась «Lingvo internacia. Antaŭparolo kaj plena lernolibro» («Международный язык. Предисловие и полный учебник»). Псевдоним Заменгофа — Эсперанто («Надеющийся») — очень скоро стал названием самого языка[2].
Говорящие на эсперанто называются эсперантистами. Иногда, чтобы избежать особой стилистической окраски слов с суффиксом -ист, носителей эсперанто называют эсперантоговорящими.
Сейчас в мире насчитывается по разным оценкам от сотен тысяч до нескольких миллионов человек, говорящих на эсперанто (подробнее в разделе «Носители»).
Эсперанто призван служить универсальным международным языком, вторым (после родного) для каждого образованного человека. Предполагается, что использование нейтрального (внеэтничного) и простого в изучении языка могло бы вывести межъязыковые контакты на качественно новый уровень[3]. Кроме того эсперанто обладает большой педагогической (пропедевтической) ценностью[4][5], то есть, существенно облегчает последующее изучение других языков.