Английский топики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:00, реферат

Краткое описание

"Реализм - это стиль литературы (и прозы по преимуществу) и изобразительных искусств, но он уже менее ярко представлен в музыке, с ним не согласуется балет. Его не может быть в архитектуре" (Лихачёва В. Д., Лихачёв Д. С., "Художественное наследие Древней Руси", Л., 1971, с. 74). Несмотря на оговорку, касающуюся музыки, к-рой отводится промежуточное место в классификации иск-в по их отношению к действительности, в этом суждении отчётливо проявляется "литературоцентристская" тенденция, характерная для понимания Р. многими учёными. Но эта тенденция всё более решительно преодолевается в марксистско-ленинской науке об иск-ве. Большинством теоретиков-марксистов в СССР и за рубежом Р. рассматривается как общеэстетическая категория, присущая всем видам иск-ва.

Файлы: 1 файл

Реализм.docx

— 24.51 Кб (Скачать)
 

 "Реализм  - это стиль литературы (и прозы  по преимуществу) и изобразительных  искусств, но он уже менее ярко  представлен в музыке, с ним  не согласуется балет. Его не  может быть в архитектуре" (Лихачёва  В. Д., Лихачёв Д. С., "Художественное  наследие Древней Руси", Л., 1971, с. 74). Несмотря на оговорку, касающуюся  музыки, к-рой отводится промежуточное место в классификации иск-в по их отношению к действительности, в этом суждении отчётливо проявляется "литературоцентристская" тенденция, характерная для понимания Р. многими учёными. Но эта тенденция всё более решительно преодолевается в марксистско-ленинской науке об иск-ве. Большинством теоретиков-марксистов в СССР и за рубежом Р. рассматривается как общеэстетическая категория, присущая всем видам иск-ва.

Особенности проявления Р. в музыке связаны прежде всего с главенствующей ролью в ней эмоционального начала. Отражение действительности в музыке носит более опосредствованный характер, чем в "изобразительных" иск-вах. Музыка отражает не столько предметы и события, сами по себе взятые, сколько эмоциональную реакцию художника. Отсюда не следует, что содержание музыки чисто субъективно и не связано с реальной действительностью. На широкие возможности отражения музыкой разнообразных сторон объективно существующего мира указывал ещё А. Н. Серов. Определяя музыку как "особого рода поэтический язык", он писал: "Она - непосредственный язык души (без пособия рассудочных понятий), но душа, в сфере ее аффектов (Empfindungen), волнуется более или менее всем, что совершается с человеком в его микрокосме, т.е. в нем самом, в его "я" и в природе, во внешнем мире... Но настроенность души может быть вызвана всем на свете: современными событиями, историческим фактом, отдельным случаем частной жизни, поэмой, драмой, романом, картиной, природою и так далее. Следовательно истинная сфера музыкального языка так же безгранична, как сфера других искусств, пока музыка остается отражением настроенности душевной..." ("Письма о музыке", см. Избранные статьи, т. 2, М., 1957, с. 121). В этом высказывании Серова важно признание равноправности музыки с другими иск-вами, от к-рых она отличается не по своей сущности, а лишь по способу воплощения реального жизненного содержания. Серов верно подчёркивает, что в музыке находят отражение не только внутренние процессы душевной жизни человека, но и широкий круг явлений объективной действительности, существующей независимо от человеческого сознания.

Значительным  вкладом в разработку основных проблем  материалистической муз. эстетики явилась теория интонации (см. Интонация), созданная Б. В. Асафьевым. Эта теория помогает понять конкретный "механизм" отражения действительности в музыке. Интонация, по Асафьеву, - это первоначальная муз. ячейка, наделённая смыслом. Она может сливаться со словом и речевой интонацией, превращаясь в "ритмо-интонацию слова-тона". Существует и другой род интонаций, к-рые Асафьев называет "интонациями пластики и движения". Интонация - это ещё не музыка, также как словесная речь - не лит-ра, а только её материал. Асафьев выдвигает понятие "интонационного словаря эпохи" как исторически сложившейся суммы интонаций, отложившихся в обществ. сознании. Опора на живые бытующие интонации даёт возможность композитору воплотить свой содержательный замысел в общезначимой форме.

Понятие интонации  имеет важное значение для решения проблемы Р. в музыке. Вместе с тем было бы ошибочно толковать это понятие слишком расширительно. Встречающееся в музыковедческой лит-ре определение "интонационный реализм" основано на смешении понятий разл. уровней. Определённые типы интонаций служат только средством для воплощения реалистич. содержания, к-рое раскрывается в образной системе и общей идейно-эстетической концепции произведения.

Одним из средств  реалистич. характеристики в музыке служит приём "обобщения через жанр", т.е. использования бытующих жанров (разл. типы танца, песни, марша) для создания конкретных жизненных ассоциаций.

Как ни многообразны формы, выразит. средства реалистич. иск-ва, реалистич. метод нельзя представлять себе как допускающий любой подход к действительности, любое её понимание. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Гароди, Э. Фишер) утвердить идею "реализма без берегов" имеют своей целью затушевать противоположность Р. и упадочного бурж. иск-ва. В совр. эпоху борьба идеологий в сфере художеств. творчества выражается в противоборстве Р. и декадентского модернизма, Р. и "массового иск-ва", воинствующе буржуазного по содержанию, но ради доступности охотно имитирующего реалистич. формы изображения.

Совр. Р., так же как и Р. прошлого, не всегда предстаёт в "химически чистом" виде. Реалистич. тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими развитие Р. как целостного метода. Так, напр., живая правда действительности противоречиво переплетается с религ. спиритуализмом и мистикой в ряде произв. готического иск-ва. При этом далеко не всегда можно механически отделить реалистич. начало от чуждых ему эстетич. принципов. Нередко в художеств. произв. сосуществуют реалистич. и не связанные с Р. черты (напр., символистич. тенденции в произв. М. А. Врубеля, А. Н. Скрябина, А. А. Блока). В творчестве ряда художников эти тенденции сосуществуют в нерасторжимом единстве. В нек-рых случаях может возникнуть противоречие между субъективистским восприятием действительности и об-щественно-эстетич. идеалом художника, что характерно, напр., для ряда совр. прогрессивных художников капиталистич. стран.

Правдивое раскрытие действительности приводит к победе Р. над социальными иллюзиями  и политич. консерватизмом, как это, в частности, показали Ф. Энгельс на примере О. Бальзака (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого (см. Ленин В. И., "Лев Толстой, как зеркало русской революции", Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 17, М., 1961, с. 206-213). Иск-во того или иного художника может быть глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиями. Однако нельзя делать вывод, будто художественное творчество не зависит от мировоззрения автора. В большинстве случаев Р. связан с передовыми социальными движениями, возникает как художеств. выражение прогрессивных обществ. взглядов. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении обществ. идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критического Р. 19 в. и в особенности в Р. социалистическом, специфика к-рого требует от художника последовательной партийности.

Поскольку именно Р. доступен наиболее разносторонний охват жизни народа, важных обществ. вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности. Содержание и формы выражения Р. изменялись в процессе его историч. развития. Так, иск-во Высокого Возрождения особенно охотно отражало свойственные времени утопич. мечты о социальной гармонии. Роман же критического Р. 19 в., объективно проникая в жизнь бурж. общества, дал несравненные образцы художеств. отражения социальных антагонизмов и сложной диалектики человеческих характеров. Т.о., задача анализа реалистич. иск-ва заключается не в том, чтобы механически отграничить его от некоего абстрактного "антиреализма"; она заключается в раскрытии внутр. содержания Р., где нерасторжимы и его завоевания в познании действительности, и его исторически обусловленная ограниченность.

Как отмечалось выше, согласно одной из концепций  марксистско-ленинской теории иск-ва, Р. как художеств. направление сложился в 18 в., в эпоху Просвещения, и достиг полного развития в 19-20 вв. Однако нек-рые существенные черты Р. были свойственны и иск-ву более ранних исторических эпох. Ряд исследователей относит возникновение Р. к эпохе Возрождения или к 17 в. Среди писателей и драматургов при этом обычно называют в первую очередь М. Сервантеса и У. Шекспира. Широко распространена параллель Шекспира - Монтеверди. Великий музыкант-драматург К. Монтеверди уже в 40-е гг. 17 в. сумел глубоко раскрыть человеческие характеры и создать сильные трагич. образы на основе выразительного претворения речевых интонаций. В 1-й пол. 18 в. выдвинулась гигантская фигура И. С. Баха, к-рый с огромной выразит. силой воплотил в музыке мир глубоких человеческих переживаний. Но Р. не представлял собой в эту эпоху направления, основывающегося на сознательно отстаиваемой эстетической программе. В 18 в. в русле просветительской идеологии создаётся теория Р., основные положения к-рой находят конкретное творч. преломление в широком круге явлений лит-ры, театра, изобразительного иск-ва и музыки. В работах Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Гретри музыка трактуется как интонационное иск-во. Эта точка зрения была развита теоретиками Р. в более позднее время (в частности, Н. Г. Чернышевским). Параллелью к просветительской "мещанской драме" и комедии нравов является франц. опера комик (Д. Филидор, П. Монсиньи, A. Гретри), отчасти итал. опера-буффа (Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза). К ним были близки по своей реалистич. и демократич. направленности нем. и австр. зингшпилъ (И. А. Хиллер, И. Умлауф, К. Диттерсдорф) и рус. комическая опера (В. А. Пашкевич). Многим произв. этих жанров были свойственны элементы социального критицизма, хотя и недостаточно последовательно выраженные. Героями становились лишённые ореола простые люди среднего сословия или крестьяне и крестьянки, страдающие от своего подневольного положения. Для их муз. характеристики использовались интонации и жанры нар. песни или музыки городского быта. Просветительский Р. часто сближался с сентиментализмом и классицизмом. Сильная реалистич. струя присутствует и в творчестве композиторов венской классической школы (Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Л. Бетховена), представляющей одну из высочайших вершин развития мирового музыкального иск-ва. Сила венских классиков - в создании обобщённых образов, соответствующих высоким гуманистическим идеалам.

Не представляя  собой замкнутой, неподвижной системы, Р. в процессе историч. развития непрерывно обновлялся и изменял свои формы, усваивая достижения разл. направлений. Так, внутреннему обогащению Р. во многом способствовал романтизм, возникший на рубеже 19 и 20 вв. Несмотря на идеалистичность эстетики романтизма, его тяготение к таинственному, фантастическому и непознаваемому, творчество художников- романтиков содержало в себе новые, прогрессивные элементы, к-рые получили дальнейшее плодотворное развитие в иск-ве Р. Романтики углубили выражение внутреннего мира человеческой личности, нашли средства для передачи тончайших нюансов чувства и острых, напряжённых душевных конфликтов. Они открыли новые источники художественного познания мира, обращаясь к жизни и быту разных стран и народов, разных исторических эпох. Ключ к пониманию "души" народа они искали в его песнях, сказаниях и легендах.

Особенно  велико было значение романтизма для  музыки, к-рой в романтич. иерархии иск-в отводилось главенствующее место. Романтизм удерживал свои позиции в музыке дольше, чем, напр., в лит-ре или живописи. Если "золотым веком" романтизма в лит-ре принято считать период 1796-1830, то в музыке романтизм "созревает" только в 20-х гг. 19 в. (К. М. Вебер, Ф. Шуберт, первые произв. Г. Берлиоза) и достигает расцвета в 30-40-е гг. (Ф. Шопен, Р. Шуман, В. Беллини). Во 2-й пол. 19 в. романтизм получает дальнейшее развитие (творчество Р. Вагнера, Ф. Листа). Но у всех выдающихся композиторов 19 в. романтич. элементы тесно переплетались с реалистическими. Такое переплетение характерно для оперного творчества Дж. Верди (причём в процессе его эволюции всё более отчётливо выступали реалистич. тенденции) и основоположников чеш. муз. школы Б. Сметаны и А. Дворжака. Известный романтич. налёт ощущается и в таком выдающемся образце реалистич. оперной драматургии, как "Кармен" Ж. Бизе.

Главную линию  художеств. развития в сер. 19 в. представлял критический реализм. Музыка по своей природе менее др. иск-в способна к открытому и прямому выражению критических приговоров. В музыке, не связанной со словом или лит. программой, критическое отношение к действительности выражается лишь косвенно, через определённый строй чувств. Так, мятежная страстность музыки П. И. Чайковского, сила и острота выражения в ней напряжённейших драматич. конфликтов были порождены неприятием существующего жизненного уклада, хотя у композитора не было ясного понимания социальных противоречий эпохи. Центральной проблемой творчества Чайковского являлась проблема личности в её отношении с окружающей средой.

Термин "Р." появился как в России, так и  на Западе в 50-60-х гг. 19 в. В русской литературе он употреблялся в связи с творчеством писателей "натуральной школы", которая ставила во главу угла требование жизненной достоверности изображения и, обращаясь к жизни и быту низших слоев общества, обличала социальное зло и несправедливость. В области музыки этим термином пользовался В. В. Стасов, взгляды к-рого были близки принципам "натуральной школы". Называя А. С. Даргомыжского "родоначальником реализма в музыке", Стасов подчёркивал его глубокое проникновение "в русскую действительную, повседневную жизнь", "неподкрашенную правдивость" (Статьи о музыке, вып. 3, М., 1977, с. 155). Те же черты отмечались Стасовым в творчестве М. П. Мусоргского, к-рый, по его словам, "пошел в ином еще далее своего предшественника и учителя. Это именно в изображении разнообразных типов, характеров и сцен русского народа... Ему всего ближе и дороже типы из русского простонародья, он рисует их с неподражаемой правдой, неподкрашенностью и естественностью" (там же, с. 181-182). Вокальные сценки Мусоргского из нар. жизни Стасов называл образцами "жизненного реализма" в музыке. Вместе с тем Стасов ошибочно сводил Р. в рус. музыке только к творчеству Даргомыжского и Мусоргского. Основоположником рус. реалистич. школы был М. И. Глинка - современник А. С. Пушкина, близкий ему по широте и многогранности постижения жизни. Традиции глинкинского Р. получили развитие в творчестве А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и их последователей, выдвинувшихся на рубеже 19-20 вв. Русские композиторы внесли в музыку новый круг образов, связанных как с повседневной жизнью народа, так и с большими историческими движениями масс, с небывалой художеств. мощью раскрыли душевные коллизии личности в столкновении с социальными условиями, препятствовавшими её свободному развитию и самоутверждению. Открытие недоступных ранее иск-ву сторон жизни было сопряжено с поисками новых выразит. средств и обогащением муз. языка. Завоевания рус. композиторов в области реалистич. интонационной выразительности, творч. разработка народно-песенных элементов, гармонического и оркестрового колорита стали достоянием многих нац. школ, оказав значительное влияние на развитие мирового муз. иск-ва в 20 в.

Информация о работе Английский топики