Возникновение и сущность предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 15:27, шпаргалка

Краткое описание

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль.

Файлы: 1 файл

Шпоры по инновациям1.docx

— 71.21 Кб (Скачать)
  1. Возникновение и сущность предпринимательства.
История предпринимательства  начинается со средних веков. Уже  в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением  капитализма стремление к богатству  приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают  профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.

В России предпринимательство  существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми  предпринимателями в России можно  считать мелких торговцев, купцов.

В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным. 

Что же подразумевается  под понятиями «предприниматель»  и «предпринимательство»? 

Эти понятия  впервые употребил английский экономист  конца XVII -- начала XVIII вв. Ричард Кантильон. По его мнению, предприниматель -- это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ. 

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или  организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже  товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

К важнейшим  чертам предпринимательства следует  отнести:

самостоятельность и независимость хозяйствующих  субъектов. Любой предприниматель  свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства -- получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

хозяйственный риск и ответственность. При любых  самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  предпринимателя  в инновационных  процессах.

Участие предпринимателя  в инновационных процессах определяет его психология. Во-первых, он имеет  склонность к творчеству, созиданию  и инновациям. Это позволяет ему  постоянно искать новые идеи и  стремиться к их внедрению у себя на предприятии. Во-вторых, предприниматели  испытывают жажду экспансии и  расширения своей деятельности. В-третьих, им присущ хозяйственный оптимизм - они всегда верят в удачу своего дела. В-четвертых, при отсутствии достоверной  информации о будущем необходимо обладать такими чертами, как расчетливость  и аналитический стиль мышления. Тогда можно оценить вероятности  различных исходов (благоприятных  и неблагоприятных), преобразуя неопределенность в предпринимательский риск.

Подчеркивая роль предпринимателя в инновационном  процессе, И.Шумпетер исходил из теории, что исходное положение экономической системы - чистое равновесие. По его мнению, в условиях рыночной экономики предприниматель-новатор выступает движущей силой изменений, возмущающих равновесие экономической системы. При внедрении инноваций привычный порядок взаимоотношений нарушается действиями предпринимателей-новаторов, которые вытесняют "консерваторов" с поля экономических взаимодействий и занимают освободившиеся пространства.

13. Этапы разработки  инновационного проекта.

Разработка  инновационного проекта включает этапы: формирование идеи; маркетинговые исследования и разработка параметров конечной цели проекта; определение "дерева целей" и "дерева работ"; анализ неопределенности и рисков; выбор жизнеспособного  варианта реализации проекта. Отправной точкой является появление новой идеи. Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта проводятся параллельно с маркетинговым исследованием. На этом этапе анализируется экономическая целесообразность внедрения нового продукта, степень его коммерческой ценности; изучаются возможные потребители, экономические и социальные последствия реализации проекта.

Затем устанавливаются  параметры конечной цели инновационного проекта, на основе которых формируются  объем и последовательность действий. Конечная цель структурируется, т. е. разбивается  на отдельные элементы. В результате создается иерархическая последовательность достижения целей, так называемое "дерево целей". По каждому целевому элементу рассчитываются (устанавливаются) ограничивающие параметры, которые должны быть обязательно  выдержаны при реализации проекта. Построенное "дерево целей" на следующем  этапе трансформируется в аналогично структурированную систему заданий  и мероприятий, так называемое "дерево работ". Если "дерево целей" устанавливает  необходимые средства достижения целей  проекта, то "дерево работ" определяет пути и способы получения этих средств.

При построении "дерева работ" учитывают возможности  существующей организации производства, традиционной техники и технологии; использования уже выполненных  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  разработок; при необходимости планируют  новые исследования или приобретение лицензий, патентов и других новшеств, созданных другими организациями.

Эффективность инновационного проекта обычно оценивается  исходя из финансовых, социальных и  других выгод, которые получают его  участники. Различают коммерческую, бюджетную и народнохозяйственную эффективность. Коммерческая эффективность  отражает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная - финансовые последствия  осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; народнохозяйственная учитывает за-траты и результаты, связанные с реализацией проекта, для отрасли или национальной экономики в целом. 

  1. Предпринимательская деятельность в туристской сфере.

В организации  путешествий первыми предпринимателями  были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое в поисках товаров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки людей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.

В первой половине XIX в. предпринимательскую деятельность в туризме связывают с именем Томаса Кука. Об истории создания и  развития "конторы Кука" в Англии опубликовано много работ. Он был новатором в искусстве вовлечения людей в путешествия, правильно оценив возможности строящихся железных дорог и эко-номических решений английского правительства (в 1840-х гг. профсоюзы добились ежегодных отпусков для рабочих и низших слоев среднего класса), заключил контракт с управлением железных дорог на регулярную поставку пассажиров, получив взамен право на скидки на железнодорожные билеты. 

Т.Кук стал организовывать путешествия для  посещения выставок, знакомства с  достопримечательностями других стран. 

Т. Кук активно  использовал расширившиеся возможности  морского и речного транспорта - организовал перевозку туристов из Англии в США и в обратном направлении. С 1869 г. агентство Кука занималось организацией туристских круизов  по Нилу. Туристский бизнес, организованный Т. Куком в Египте, был выгоден  не только ему, но и принес значительные доходы Египту, способствовал развитию экономики страны. 

1890-1917 гг. - период  предпринимательства в сфере  туризма в России. Он характеризовался  созданием мелких и средних  коммерческих предприятий. Началось  формирование инфраструктуры туристского  бизнеса - гостиницы, кафе, специализированные  магазины, экскурсионные бюро. Туризм  был элитным, имел в основном  экскурсионно-познавательный и рекреационный  характер. В Крыму и на Кавказе  сформировались курорты, где сосредоточились  рекреационные виды туризма. К  1913 г. в России работало 60 санаториев  на 3 тыс. мест. Популярностью пользовались  круизные поездки. В 1913 г. в  них участвовало около 10 млн человек. Анализ предпринимательской деятельности в области туризма показывает, что ее развитие непосредственно связано с технологическими укладами. Туризм стал развиваться после появления железной дороги в Англии, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомобильной промышленности способствовало перемещению людей на автомобилях с познавательными целями. Затем появились самолеты, сначала небольшие, а затем вмещающие несколько сот пассажиров. Предприимчивые люди стали организовывать специальные рейсы для перевозки только туристов - чартерные рейсы. Сейчас человечество накануне организации космических туристских экспедиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Инновационные процессы.

Инновационная активность проявляется через инновационные  процессы - целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств. 

Характерной чертой инновационных процессов  является их нелинейность в отличие  от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование  знаний, а инновационные процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской  деятельности в отношении продукции, организации и управления - многообразие областей нововведений. 

Инновационные процессы поддерживаются институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в  соответствии с критериями сложившейся  структуры общественных потребностей и наиболее полного удовлетво-рения текущего и перспективного платежеспособного спроса. 

Правительство Российской Федерации (Постановление  от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что  инновационный процесс включает: нововведения; инновационную деятельность; государственную инновационную политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную инфраструктуру и инновационные программы. 

Инновационная сфера является частью системы экономических  отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных  и государственных структур) и  видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия  в создании матери-альных благ, но производящих особые потребительные стоимости, необходимые для функционирования и развития производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Жизненный цикл и функции  инноваций

Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт. 

Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации  или фазе жизненного цикла. 

В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта. 

После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности  реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков  и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная  экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации. Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта и внедрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала.

Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты туристского рынка начинают в  своей деятельности активно применять  эту инновацию.

Основные  функции инноваций:

- они вовлекают  в производство новые производительные  силы, способствуют повышению производительности  труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;

- повышают  уровень жизни каждого человека  и общества в целом за счет  разнообразия и качества производимой  продукции и услуг, удовлетворения  потребностей населения;

- помогают  привести в соответствие структуру  производства со структурой изменившихся  потребностей, способствуют поддержанию  равновесия между спросом и  предложением, между производством  и потреблением;

- являются  результатом применения творческих  возможностей и знаний конкретной  личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует  дальнейший рост творческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Инновационная деятельность  в туризме. 

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристской сфере развивается инновационная  деятельность по трем направлениям. 

1. Внедрение  нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия  и туристского бизнеса в системе  и структуре управления, включая  реорганизацию, укрупнение, поглощение  конкурирующих субъектов на основе  новейшей техники и передовых  технологий; кадровой политики (обновление  и замена кадрового состава,  система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование  работников); рациональной экономической  и финансовой деятельности (внедрение  современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения  и развития предприятия).

2. Маркетинговые  инновации, позволяющие охватывать  потребности целевых потребителей  или привлекать не охваченных  на данный период времени клиентов.

3. Периодические  нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских  свойств туристского продукта, его  позиционирование и дающие конкурентные  преимущества. 

Таким образом, инновационная деятельность в сфере  туризма направлена на создание нового или изменение существующего  продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых  информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

    12. Виды проектов.

Инновационные проекты подразделяются на исследовательские и венчурные.

Исследовательские проекты связаны с новыми идеями и направлены на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, экономическое  и политическое значение. Такие проекты  обладают высокой степенью риска  и неопределенностью экономического эффекта, поэтому в своем большинстве  финансируются за счет фантов из государственного бюджета.

Венчурные проекты  связаны с разработкой и внедрением нового продукта или технологии, созданием  предприятий и реализацией других крупных и дорогостоящих разработок. Такие проекты являются коммерческими  и обычно финансируются предприятиями  и организациями, заинтересованными  в получении прибыли. Венчурные  проекты могут носить модернизационный, новаторский, опережающий и пионерный характер.

Модернизационный проект обеспечивает улучшение услуги или продукта путем расширения гаммы его свойств при сохранении базовой технологии его производства. Новаторский проект создает новый продукт, который существенно отличается от старого за счет добавления качеств, ранее использовавшихся в других типах товаров или продуктов. Опережающий проект предполагает решение проблемы через использование технических решений, ранее нигде не применявшихся. При осуществлении пионерного проекта используются никогда прежде не существовавшие материалы, конструкции, технологии.

В зависимости  от вида проекта в его реализации могут принимать участие не только коммерческие структуры, но и другие организации - финансовые институты, научные, общественные и государственные  учреждения. 
 
 
 

  1. Национальная  инновационная система.

Обычно НИС  характеризуют как совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на генерирование  и диффузию инноваций. О ней говорят  как об обеспечивающей инновационные  процессы системе экономических механизмов и видов деятельности. Под НИС также понимают "совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. 

Таким образом, НИС - это совокупность хозяйствующих  субъектов, взаимодействующих в  процессе создания и реализации инновационной  продукции (услуг), осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей  нормативной правовой базы в рамках проводимой государством политики. 

Основоположниками теории формирования НИС можно по праву считать К. Фримэна (Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания), Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийский университет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследования были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером (теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д. Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте), П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста).

Инновационная инфраструктура представляет собой  совокупность взаимосвязанных общественных и производственных институтов (технологических  и организационно-управляющих систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. 

Важнейшей характеристикой  инновационной инфраструктуры является ее функциональная достаточность (полнота), предполагающая наличие таких свойств, которые должны способствовать в  полной мере реализации инноваций в  масштабах национальной экономики, региона, отдельных предпринимательских  структур. Подобная полнота может  быть достигнута лишь при формировании рациональной и эффективной национальной инновационной системы, построение которой входит в число приоритетных направлений государственной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов.

В настоящее  время индустриально развитые страны направляют усилия на обеспечение долгосрочного  и устойчивого экономического роста  путем перехода на инновационный  путь развития, который заключается  в обеспечении взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной  сферы. Особое внимание уделяется информационным технологиям, микропроцессорной и  энергосберегающей технике, новым  материалам, нано- и биотехнологиям - всем стратегическим направлениям, которые связаны с использованием высоких технологий. 

В связи с  тем что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных экономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществления государственной поддержки. Для этого используются три схемы. 

1. Прямое  участие государства в реализации  специальных целевых программ  и ассигнованиях региональных, местных  органов власти; создание крупных  национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании  и бесплатно предоставляющих  полученные знания широкому кругу  потенциальных пользователей. 

2. Предоставление  субсидий и грантов для осуществления  конкретных проектов в области  науки, культуры, образования. 

Государственные субсидии предоставляются и на других условиях. В некоторых странах  они выделяются с условием возмещения затрат государства только в случае достижения коммерческого успеха или  составляют до 50 % стоимости конкретных проектов. Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученное знание - он регулярно отчитывается о ходе исследований, а все полученные результаты открыто публикуются. 

3. Обеспечение  частным предприятиям и лицам  благоприятных условий для научно-технологических  разработок. Частному бизнесу, вкладывающему  средства в научные исследования  и приобретение необходимого  для этого оборудования, предоставляются  разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через  участие государства в акционерном  капитале. 

Государство должно сосредоточить свои усилия и  имеющиеся свободные ресурсы  на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые  активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. В связи  с этим государственная поддержка  стала более избирательной и  концентрируется на конкретных направлениях, прежде всего имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, развития малого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. 

В условиях глобализации государство вынуждено отказаться от практики протекционизма и создавать  среду, стимулирующую инновации  и риск, приток иностранного капитала в инновационную сферу при  соблюдении общих условий развития национального предпринимательства. 
 
 
 
 

  1. Регулирование инновационной деятельности в промышленно  развитых странах.

В каждой стране регулирование инновационной деятельности осуществляется по-своему, с учетом возможностей развития экономики, природных  и интеллектуальных ресурсов. 

По характеру  проведения инновационной политики государства можно подразделить на следующие категории: 

- страны, ориентированные  на распространение нововведений, в которых основное внимание  уделяется образованию, стандартизации  продукции и совместным программам  государства и частного сектора;

- страны, стремящиеся  с помощью крупномасштабных программ  достичь мирового лидерства в  определенных областях;

- страны, осуществляющие  на основе государственной инновационной  стратегии и развитой инфраструктуры  непрерывную структурно-технологическую  модернизацию. 

Далее приводятся примеры государственного регулирования  инновационных процессов в некоторых  странах. 

Соединенные Штаты Америки. Вмешательство государства в научную деятельность повлияло на изменение условий функционирования науки в предпринимательском секторе. Многие отрасли (электроника, машиностроение, авиационная промышленность, ракетостроение и др.), получив государственные заказы, стали создавать и развивать научные подразделения, что приводило к значительным изменениям рыночной стратегии. Корпорации, имевшие государственные заказы на выполнение научных исследований, опережали других по темпам экономического роста и эффективности производства, отличались устойчивостью финансовых показателей.

Характерным отличием инновационной политики США  было развитие малого инновационного бизнеса. Небольшие фирмы специально создавались для реализации идей конкретного ученого или изобретателя; использования побочных научных  продуктов; обслуживания творческого  процесса; промышленного освоения инноваций  и их выхода на рынок.

В государственных  программах предусматривается долевое  участие государства в институтах, которые осуществляют прямые инвестиции в инновационные компании.

Получателями  бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории  или университеты, но и компании частного бизнеса.

Япония. Государственная стратегия технического перевооружения промышленности и внедрения нововведений послевоенной Японии заключалась в использовании научных разработок и передовых технологий зарубежных стран.

Методы государственного регулирования научно-технического развития в Японии принципиально  не отличаются от применяемых в других развитых странах, однако имеются характерные особенности, свойственные только этой стране:

- целевое  распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками,  и сосредоточение их в приоритетных  отраслях;

- содействие  предприятиям в приобретении  передовой иностранной технологии;

- контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами. 

Европейский Союз (ЕС).

Страны Западной Европы, чтобы противостоять обострившейся  конкуренции со стороны фирм из США, Японии и других экономически развитых стран, объединяют свои усилия для повышения  научно-технического и технологического уровня национальных компаний. Исследовательские фонды выделяются по принципу качества проектов независимо от степени участия страны в проекте или национальных квот.

Вопросы стимулирования инновационной деятельности все  в большей степени выходят  за национальные рамки. Научная политика ЕС определяется так называемыми  рамочными пятилетними программами.

Международное сотрудничество предполагает открытость всех направлений деятельности по различным  тематическим областям исследований для  ученых и организаций третьих  стран, включая Россию.

  1. Принципы планирования инноваций.

Планирование  инноваций входит в сложную структуру  комплексного планирования, состоящую  из различных по уровню, целям и  содержанию планов. Его осуществляют по целям (стратегическое или оперативное), предмету (производство, сбыт, финансы, персонал), уровням (организация, подразделение, программа, отдельный исполнитель), содержанию (технико-экономическое, продуктовое, календарное) и периодам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное). 

Планирование  инноваций имеет следующие функции: 

- постановка  задач на основе информационного  обеспечения о целях, ресурсах, сроках и условиях проведения  инновации, в том числе каждому  участнику;

- подготовка  рациональных и экономически  обоснованных управленческих решений  на основе расчетов и обоснованных  прогнозов, учитывающих благоприятные  и неблагоприятные тенденции  и условия;

- координация  деятельности всех участников  процесса различными формами  управления и стимулирования;

- определение  базы и периода времени для  предметного контроля состояния  системы и оценки хода инновационного  процесса.

Конкретную  постановку задач и внедрение  инноваций по отдельным направлениям, продуктам и услугам содержат инновационные проекты.

  1. Содержание инновационного проекта.

Инновационный проект - это порядок определения  целей и задач для создания или внедрения отдельного инновационного продукта. Проект включает формы управления инновационной деятельностью, процесс ее осуществления и комплект документов, который обосновывает и характеризует эти мероприятия.

Инновационный проект можно определить как комплекс взаимосвязанных программ, обеспечивающих эффективное достижение конкретной инновационной цели, согласованных  по ресурсам, срокам, исполнителям и  документально оформленных.

Для принятия решения о целесообразности осуществления  инновационных проектов и объемах  их финансирования проекты должны пройти процедуру экспертизы. Анализ инновационных  проектов имеет свои особенности. Нельзя ограничиваться стандартными методиками, нужно сочетать качественные и количественные методы со сравнительным анализом факторных  моделей. Поэтому применяются как  стандартные подходы корреляционного, финансового и инвестиционного  анализов, так и ситуационные, вероятностные  методы моделирования, результаты прогнозирования  научно-исследовательских разработок, оценка жизнеспособности проекта. Это  связано с правовыми, институциональными, экологическими и социальными проблемами, принципиальной новизной продукта, изменчивостью  рынка, специальной подготовкой  и подбором персонала, значительными  техническими, технологическими и коммерческими  рисками.

Инновационные проекты характеризуются высокой  неопределенностью на всех стадиях  осуществления, они не застрахованы от появления в любой момент более  перспективной новинки. Даже успешно  прошедшие стадию внедрения в  производство проекты могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено.

  1. Перспективные направления развития туризма в России.

Одним из наиболее перспективных направлений в  развитии туризма и всех связанных  с ним сфер деятельности является создание центров на базе памятников природы, историк и культуры. Особенно интересны в этом плане музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. В зарубежных странах накоплен богатый опыт создания таких объектов (музеев под открытым небом). В последние годы такие музеефицированные комплексы, как центры культурной, научной, просветительской, туристской деятельности начали создаваться и в России. В их состав могут входить как подлинные, так и реконструированные археологические, исторические и этнографические группы объектов. К ним относятся разнообразные жилища, хозяйственные и производственные постройки, святилища и культовые места, торговые площади, фортификационные сооружения, пристани и т. п. (Например в Хабаровском крае с. Сикачи-Алян, с. Малышево, с. Шереметьево, с. Васильевка и др.). 

Такие природно-историко-культурные центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов региона, где они расположены, которая позволит модернизировать существующую в регионе инфраструктуру туризма и культуры. 

  1. Анализ  сферы СКСиТ в Йошкар-Оле: проблемы и перспективы.

Проблемы  развития туризма в России:

Недостатки, тормозящие развитие въездного и  внутреннего туризма: нестабильность внутренней политики;

несоответствие  дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

несоответствие  гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и  уровню сервиса в них;

завышенные  цены на гостиничные и ресторанные  услуги в городах; несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского  въездного и внутреннего туризма  на государственном и местном  уровне;

недостаточно  квалифицированная организация  обслуживания туристов, что создаёт  отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

отсутствие  единой политики государства и местных  властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма. Однако в последние годы (2000-е гг.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

Перспективы развития Посещения достопримечательностей. Число посещений культурных, исторических и природных достопримечательностей в мире ежегодно растет. Хорошее  транспортное сообщение сделает  доступным любой регион. Возрастет  популярность всемирно известных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировой культуре. Перечень предлагаемых для посещения достопримечательностей должен стать более широким и  включать объекты туристского показа, интересные для путешественников, достаточно посмотревших свою страну и побывавших во многих других. 

  1. Государственное регулирование инновационных  процессов.
К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы  относятся:

· аккумулирование  средств на научные исследования и инновации;

· координация  инновационной деятельности;

· стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных  рисков, введение государственных санкций  за выпуск устаревшей продукции;

· создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

· кадровое обеспечение  инновационной деятельности;

· формирование научно-инновационной инфраструктуры;

· институциональное  обеспечение инновационных процессов  в отраслях государственного сектора;

· обеспечение  социальной и экологической направленности инноваций;

· повышение  общественного статуса инновационной  деятельности;

· региональное регулирование инновационных процессов;

· регулирование  международных аспектов инновационных  процессов 

Основными направлениями  государственной поддержки инновационной  политики являются следующие:

· содействие повышению инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности  отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

· ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

· сочетание  государственного регулирования инновационной  деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного механизма;

· содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального  инновационного предпринимательства.

Рассматривая  государственное регулирование  инновационной деятельности в России на региональном уровне, можно выделить следующие особенности:

· выявлено 16 субъектов РФ, формирующих в той  или иной степени законодательство в инновационной сфере и соответственно органы государственного управления инновационной  деятельностью на территории;

· основная цель управления в большинстве случаев  формулируется как коммерциализация научных знаний и результатов  научных исследований;

· основной механизм управления и стимулирования - это  государственный заказ на инновационную  продукцию, финансирование из бюджета  инновационных проектов, развитие инфраструктуры инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот и иных способов непрямого субсидирования. 

В целом можно  сказать, что государство выступает  не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. И  это придает ему достаточно важное значение в организации инновационной деятельности. И во многом от качества государственного регулирования инновационной сферы будет зависеть инновационная активность предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственное регулирование туризма  в России.

Регулирование развития туризма представляет собой  многоуровневую систему, включающую в  себя:

- координацию  и содействие развитию туризма  в глобальном масштабе, которое  осуществляется посредством Всемирной  туристской организации при участии  международных финансовых организаций; 

- согласованность  туристской политики на межгосударственном  уровне, которая достигается через  региональные туристские организации  и специальные органы межгосударственных  объединений (например, Европейское  Сообщество);

- согласованность  политики в области туризма  на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Государственное регулирование развития туризма - это  воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения  нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных  социально-экономических приоритетов  и выработки единой концепции  развития туристской сферы. Это -сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения

  1. Интеллектуальный продукт.

Интеллектуальный  продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Интеллектуальными продуктами являются изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства.

  1. Использование прав на интеллектуальную собственность и ее защита.

Интеллектуальная  собственность - собственность на продукт  интеллектуальной деятельности, реализующаяся  в правах, регулирующих отношения  по созданию, обмену и использованию  данных продуктов. Развитие интеллектуальной деятельности в различных формах приводит к появлению новых объектов интеллектуальной собственности и  расширению круга объектов права.

Права, относящиеся  к разным объектам интеллектуальной собственности, имеют ряд общих  черт: ограничены определенным сроком действия, территорией, носят абсолютный характер, являются исключительными  по отношению ко всем третьим лицам. По окончании срока, предусмотренного законом, объекты интеллектуальной собственности становятся общественным достоянием. Под исключительными  правами понимаются субъективные права, обеспечивающие их носителям совершение всех разрешенных законом действий с одновременным запретом всем третьим  лицам совершения таких действий без согласия правообладателей. Регулирование  правоотношений по разным объектам интеллектуальной собственности обеспечивается разными  нормами гражданского законодательства; нормами авторского права, нормами  патентного права; нормами гражданского уголовного законодательства и законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции (в отношении секретов производства (ноу-хау), объектов, составляющих коммерческую тайну). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Инновационная политика в области  туризма в РМЭ.

Основной  целью государственной политики Республики Марий Эл в области  развития науки и технологий назван переход к инновационному развитию. Достижение этой цели – необходимая  предпосылка обеспечения модернизации экономики, эффективного позиционирования республики, роста конкурентоспособности  производства.

Создание  республиканской инновационной  системы требует совершенствования  взаимодействия между участниками  инновационного процесса, включая организацию  взаимодействия государственных научных  организаций и государственных  высших учебных заведений с промышленными  предприятиями.

Возможности инновационного развития республики базируются на:

стабильности  экономического роста,

заинтересованности  Правительства Республики Марий  Эл в росте инвестиционной привлекательности  региона,

развитии процессов межрегионального сотрудничества,

формировании эффективной нормативной правовой базы,

наличии вузовской науки, развитого промышленного комплекса, обладающего высокими технологиями,

интеллектуальном  и кадровом потенциале республики.

В Республике Марий Эл реализуется республиканская  целевая программа «Развитие  инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2010 – 2012 годы», предполагающая решение следующих задач:

построение  республиканской инновационной  системы, позволяющей развивать  в Марий Эл технологическую и  научно-исследовательскую базу, повышать интеллектуальную капитализацию, активизировать импорт технологий;

развитие  и дальнейшая интеграция элементов  региональной инновационной системы  в целях перевода экономики РМЭ  на инновационный путь развития;

сохранение  и развитие конкурентоспособности  республики в прогнозируемой перспективе  за счёт существенного увеличения производимой инновационной продукции.

Реализация  программы проходит в 2 этапа: первый предполагает формирование в республике целостной системы элементов  инновационной инфраструктуры и  реестра научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок, второй – вывод на рынок новых  наукоёмких товаров и услуг, а  также разработку эффективных мер  стимулирования инновационной деятельности в регионе.

Ожидаемый эффект от реализации программы:

создание  в республике Марий Эл действующей  региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей формирование цепочки  идея – опытный образец (технология) – инвестиционный проект – внедрение;

повышение конкурентоспособности  продукции организаций региона  за счёт использования передовых  наукоёмких технологий;

увеличение  количества организаций, выполняющих  исследования и разработки;

увеличение  доли инновационных товаров в  общем объёме отгруженной продукции;

ежегодное увеличение затрат на исследования и разработки на 10 – 15%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности и новые тенденции  развития гостиничного бизнеса.

Несмотря  на кризис, растет уровень благосостояния различных категорий туристов, соответственно расширяется спектр туруслуг, увеличивается количество и разнообразие маршрутов. К примеру, только в Австрии сегодня - 30 основных маршрутов. Развиваются новые технологии. Для заказа авиабилетов, гостиниц все чаще используется быстрая связь: 67% заказов происходит по Интернету. Около 80% путешественников - представители среднего класса, требования которых к туристическим услугам тоже растут.

Специалисты туристического рынка считают, что  со временем клиент не станет более  покладистым, наоборот - завтра он будет  еще более требовательным и избирательным. Концепция требований к отелю  очень изменилась в последнее  время, говорят отельеры. Если раньше гостиница служила ночлегом и крышей над головой, то сегодня отсутствие жевательной резинки в номере, наличие или отсутствие занавесок могут стать решающим моментом при выборе отеля. Мир переполнен туристическими предложениями, и каждое из них должно быть направлено на конкретного туриста. И все же главным орудием привлечения туриста остается гостеприимство, а значит, роль отелей стремительно растет… 

  1. Инновационные технологии в гостиничном  бизнесе.

Препятствия к внедрению инновационных технологий обычно следующие: стоимость самой  инновационной разработки, необходимость  адаптации к ней самого предприятия  и, наконец, то, что управленцы, как  правило, сосредоточены на получении  дохода с текущей деятельности предприятия. Доказать собственнику, что то или  иное инновационное решение позволит получить больший доход в будущем - задача сложная. К сожалению, еще  не все поняли, что кризис поставил жесткие условия: либо ты принимаешь новые правила, либо проигрываешь.

Отель как на ладони. Электронные  системы управления

В настоящее  время основная инновация в сфере  систем электронного управления –  такие интернет-технологии, когда пользователь (сотрудник отеля) напрямую обращается к веб-сервису и может получить всю информацию о своем отеле в сети.

Но процесс  распространения и модернизации несомненно приведет к тому, что очень скоро подобных систем станет больше. Появятся системы, которые можно будет получать по подписке (SAAS- технологии). Особенно это будет интересно для сезонных отелей (курортные, горнолыжные). Такие технологии позволят не тратить деньги собственника на покупку дорогостоящего софта, а оплачивать небольшие суммы из операционных расходов за реализованные брони. Таким образом, подобные системы станут доступными для отелей любого формата, включая мини-отели.

Интерактивная еда: Мир Ресторана 

Конечно, существуют электронные системы управления рестораном.

Ресторан  в отеле - это своего рода государство  на территории гостеприимства. Здесь  свои технологии, направленные, преимущественно, к клиенту. Началось все с того, что некоторое время назад  в Азии открылся ресторан, предлагающий своим посетителям вместо обычного меню интерактивное. Интерактивное  меню представляет собой экран, встроенный в стол, за которым располагаются  посетители. При помощи меню они  могут посмотреть все блюда, представленные в ресторане, включая их фотографии. Пока еда будет готовиться, можно  развлечь себя чтением местных новостей или провести время за парой простых  логических игрушек. Из дополнительных возможностей особенно стоит выделить то, что данное меню позволяет, не отходя от кассы, заказать такси прямо к  ресторану.  
 
 
 
 
 

  1. Новые направления в  гостиничном бизнесе  России.

Гостиничные операторы уже сегодня начинают внедрять новые управленческие стандарты  или отдают бизнес в управление профессионалам. Бизнес-туризм подстегивает гостиничных  операторов. В мире продолжается туристический  бум. Всемирная туристическая организация (UNWTO) отмечает стабильный прирост мирового туристического рынка в течение  последних четырех лет, число  турпоездок во всем мире выросло на 6%. В России при определенной стагнации внешнего туризма в последние несколько лет активно развивается внутренний туризм и бизнес-туризм.

Французская сеть отелей Accor планирует ввести в строй несколько трехзвездочных гостиниц сети Ibis – в зону интересов компании входят около 30 российских городов. Cendant Group (гостиничные сети Ramada, Days Inn) заявила о намерении осваивать Калининград, Тюмень, Тагил, Каменск-Уральский, остров Сахалин. Protea Hospitality Corp. из Южной Африки заявила о строительстве своих первых отелей в Воронеже и Екатеринбурге и планах по гостиничному строительству в двух десятках городов от Калининграда до Южно-Сахалинска. Rezidor SAS намерена построить в России сеть гостиниц эконом-класса под всемирно известным брендом Country Inn. Осваивают регионы и отечественные сети: Heliopark Hotels&Resorts, группа Inturist, "АЗИМУТ Сеть Отелей".

В 2005 г., чтобы  забронировать отель, Интернет-пользовали 875 миллионов человек. А к 2010 г. это число будет равно 1,4 миллиарда! Чтобы закрепить успех акционеры "АЗИМУТ" пошли дальше, купив весной этого года сеть из 22 отелей бизнес-класса в 17 городах Европы (Австрии, Германии и Чехии) с общим фондом 1875 номеров. Формат сделки подразумевает выход российского бренда "АЗИМУТ" на рынок управления в Европе и одновременно трансферт европейских отельных стандартов в Россию. Это первый случай покупки российскими бизнесменами отельного бизнеса. До сих пор россияне вкладывались в гостиницы в Европе, как в недвижимость. Покупка Александром Клячиным европейской сети отелей в Европе – первые инвестиции в рынок управления. До сих пор российский бизнес сейчас активно скупает гостиницы по всему миру и строит новые, в основном, в курортных местах. Побороться за управление этими гостиницами с западными гигантами вполне по силам российским компаниям, которые если и уступают европейцам в опыте, легче могут найти общий язык с отечественными инвесторами.

  1. Общие тенденции развития ресторанного бизнеса.

В настоящее время  тенденции на рынке малого ресторанного бизнеса следующие: наибольшее развитие в ближайшее время получат  сети заведений быстрого питания  и семейные рестораны. Фаст-фуд, по словам специалистов, наиболее перспективен: как правило, предприятия подобного типа обычно развиваются на основе франчайзинга, что существенно снижает коммерческие риски, ведь франчайзинг подразумевает то, что франчайзодатель продает директору ресторана права на производство уже отработанного меню и права на пользование его торговой маркой.

Франчайзодатель обеспечивает подопечный ресторан полуфабрикатами для приготовления по стандартным рецептам приготовления и даже на этапе становления предприятия оказывают помощь в организации ресторана. А еще уменьшить риски позволяет создание сети ресторанов, тогда-то уж, если одно из предприятий станет «тонуть», то остальные рестораны помогут ему «выкарабкаться». 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Кейтеринг в России.

Слово кейтеринг пришло с английского языка и обозначает “общественное питание, доставка провизии”. Изобретателем кейтеринга считается Франсуа Ватель, который организовывал и обслуживал пиршества при дворе Людовика XIV. В настоящее время под кейтерингом подразумевается не только доставка и приготовление пищи, но и обслуживание, сервировка, оформление и другие услуги.Кейтеринг в России молодая и развивающаяся отрасль, которая появилась в начале девяностых годов, и начала активно развиваться в Москве и Санкт-петербурге. В других городах рынок начал развиваться позже на 10 лет и находится на стадии активного формирования. Несмотря на то, что история кейтеринга в России насчитывает около 20 лет, само понятие кейтеринг был известен лишь небольшому кругу работников ресторанного бизнеса.

Основным  толчком, развития ресторанного бизнеса  в России стали европейские компании, которые были постепенно вытеснены  отечественными. Прежде всего, кейтеринг услуги широко использовались корпоративными клиентами, например, при организации нового года, рекламных акций и презентаций новых продуктов компании. Дальнейшее развитие кейтеринг получил благодаря организации свадеб. Свадьбы не только традиционно организуются в ресторанах или банкетных залах, но и на открытых площадках.

Сегодня кейтеринг в России – это качественный набор услуг по выездному ресторанному обслуживанию мероприятий любого типа, банкетов, фуршетов, детских праздников, вечеринок и т.д. Одновременно кейтеринговые компании начали развивать направление работы с частными заказчиками, а также услуги самовывоза клиентами готовых блюд, доставки закусок к месту проведения мероприятий без предоставления обслуживания.

Кейтеринговые компании каждый раз организуют совершенно новое мероприятие, поэтому квалификация персонала в кейтеринговых компаниях должна быть очень высокой. Наиболее развитым на сегодняшний день считается средний ценовой сегмент кейтеринговых услуг.

Выездной  ресторан начинается с заказа, для  которого необходима следующая информация: дата и статус мероприятия мероприятия, количество приглашенных гостей, продолжительность мероприятия, форма обслуживания, требование к площадке

  1. Новые направления в ресторанном бизнесе.

Кофейни

Говоря о  новых, перспективных направлениях ресторанного рынка, нельзя обойти вниманием  такой сегмент как кофейни.

В принципе, об этом достаточно много везде пишется, но кофейни сейчас действительно  очень популярны. Это наглядно продемонстрировала прошедшая выставка Equiphotel 2002, где два дня было отведено под ресторанные конференции. Тема кофеен вызвала настолько широкий интерес, что несмотря на то, что все время мы очень четко следили за регламентом, он был превышен в два раза.Кто хочет открывать кофейни? В общем то желающих традиционно можно разделить на две группы. Во-первых, это представители ресторанного бизнеса, в активе которых уже есть рестораны. И, во-вторых, это непрофильные инвесторы, полагающие что это и есть новая золотая жила способная принести если не мгновенный то очень быстрый успех.Однако при организации кофейни многие компании просто не отдают себе отчет в том, что участие в определенном секторе ресторанного рынка вовсе не является гарантией успеха. Существуют примеры неуспешных, убыточных кофеен. Уже стали появляться кофейни на продажу. И это очень четкий показатель.Тем не менее идея организации кофейни в настоящий момент представляется вполне своевременной. Это надо делать пока рынок разогрет и пробудет в таком состоянии скорее всего еще несколько лет. Причем идея кофеен актуальна не только в Москве, но и в регионах, в которых развитие ресторанного рынка идет конечно не такими темпами как в столице, но жители регионов охотно копируют московские пристрастия. Так что кофейня для регионов также становится актуальной. 
 

  1. Развитие  сельского туризма  в Европе.

Сельский  туризм – явление не новое, известное, по крайней мере в Европе, уже с 1970-х годов. Наибольшее развитие он получил во Франции, Италии и Испании. Широко распространен подобный вид отдыха на Кипре, в Хорватии и Польше.

Основная  причина возникновения и развития сельского туризма – потребность  горожан со средним достатком  отдохнуть наедине с природой, познакомиться с бытом крестьянской семьи. Причем не только попробовать  свежие овощи и фрукты, мясо и  молочные продукты, но и принять  непосредственное участие в сельхозработах – как говорится, самому постоять у сохи.

Желание клиента  уважили, колесо туриндустрии завертелось, предоставив туристам на выбор сотни  сельских домов, хижин и замков в  комплекте с парным молоком, вином  с собственного виноградника, рыбалкой, сеновалом и набором самых  разных развлечений. Впрочем, следует  оговориться: во Франции активное развитие агротуризма было вызвано проблемой стремительного оттока жителей неперспективных сельских районов в крупные города. Что и побудило правительство поддержать идею создания условий для приема туристов на базе фермерских хозяйств. В настоящее время сельский туризм в Европе приносит по разным данным от 10% до 20% общего дохода туриндустрии.

Достижения  отечественного агротуризма не в пример скромнее – пока лишь несколько регионов России активно развивают этот вид отдыха (Алтай, Калининградская область). Тем не менее, специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый размах сельского туризма в России, обладающей для этого огромными ресурсами. В ближнем зарубежье можно отметить Белоруссию и Молдавию, последняя, похоже, большей частью рассчитывает на инвестиции в туристическую отрасль со стороны США.

  1. Особенности сельского туризма в России.

Сельский  туризм в россии включает в себя отдых туристов в сельской местности, жизнь в условиях, похожих на деревенские, а иногда даже привлечение участию в сельскохозяйственных работах.  Сельский туризм в россии  прекрасен для проведения отпуска со всей своей семьей. Он так же предлагает ознакомиться с крестьянским бытом, присутствием натуральных продуктов питания и сочетанием с различными видами  активного и пассивного  отдыха.

Если взять  в начале своего развития в  70-х  годах двадцатого  века, сельский туризм в россии отличался слишком приближенным к спартанскими условиями, то в нынешние дни такой туризм предлагает уютные мини-гостиницы, под них даже реконструируются монастыри и старинные усадьбы .

Сельский  туризм в россии пока еще слишком молодой и не получает такой огромной популярностью, как на Западе. Хотя на территории нашей страны есть все что нужно для развития этого нового вида туристического бизнеса.  Несомненно преимуществом отдыха туристов в сельских условиях  можно отнести проживание, на самом деле, в гостях у хозяев, также обслуживание хозяев -либо самообслуживание , и питание домашней натуральной  кухней. Размещаются туристы  в избах, гостевых домиках или в отдельных комнатах, обычно с  входом для каждой семьи отдельным, водопровод, биотуалет и бытовая техника не хуже, чем в подобных западных минигостиницах. Обычные виды сельских развлечений включает в себя  отдых на пляжах  на берегах рек, охоту и рыбалку, деревенскую баню ,посиделки у костра  и другие мероприятия. Программы включают велосипедные и  прогулки на конях,  знакомство  местными достопримечательностями , ознакомление с бытом и традициями   местных народов или познание  о возведении и выращивании сельскохозяйственных культур. Если есть желание можно взять в руки грабли или косу , хорошенько поработать. 
 
 
 
 

  1. Примеры развития сельского  туризма в России.

Медвежьегорский район является одним из лидеров  в развитии сельского туризма. В  настоящий момент на территории района функционируют три гостиницы  на 170 мест, пять баз отдыха (туристских баз) на 185 мест, 15 гостевых домов на 140 мест.

Именно на территории Медвежьегорского и Пудожского районов в 2003 году был реализован IBPP-проект ТАСИС «Развитие сельского туризма на основе рационального использования природных и культурных ресурсов», ставший одним из первых в России примеров передачи знаний от европейских стран о технологиях гостеприимства в сельской местности и давший толчок развитию сельского туризма не только на пилотной территории. С тех пор в Карелии накоплен богатый опыт развития сельского туризма, что позволило сформировать значительный методический инструментарий, используемый в настоящее время жителями таких регионов как Алтайский край, Республика Чувашия, Ленинградская область и др.

  1. Исторические формы и причины глобализации в туризме.

Информационная  революция содействовала расширению туристических связей. Турпродукт является одним из наиболее часто запрашиваемых в Интернете. Так, через Интернет получают около 68,2 % информации о путешествиях: это информация о видах отдыха, дестинациях, ценах, картографические материалы и, конечно, через Интернет осуществляется бронирование. В основе мотивации пользования интерактивными агентствами на первом месте стоит удобство (78,4 %), на втором - отсутствие давления при покупке (66,4 %), далее - экономия времени (64,2 %) и возможность получить информацию непосредственно от туроператора. Следует подчеркнуть, что глобальные системы распределения, системы резервирования и бронирования, такие как «Галилео», «Амадеус» и др., стали играть ключевую роль в международном туризме в результате расширения их использования в качестве каналов распределения мест на транспорте и в отелях и инструментов маркетинга турпродукта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Транснационализация туристического производства и ее особенности.

Транснационализация туристической деятельности – одна из важнейших характеристик современного туристического рынка, ведущее направление трансформации процесса туристического производства, во многом детерминирующее как количественные показатели мирового туристического потока, так и его качественные критерии и структуру.

Результаты  исследования процесса транснационализации туристического бизнеса позволили сделать следующие выводов:

1. Транснационализация туристического бизнеса вызвана общей нестабильностью рынка, его подверженностью сезонным колебаниям спроса, а также неустойчивостью факторов его внешней среды. Транснационализация, таким образом, изначально была направлена на выравнивание и нивелирование провалов и слабых мест мирового туристического рынка, ориентирована на формирование устойчивого международного туристического обмена.

2. Транснационализация туристического бизнеса началась в середине ХХ века, более чем на 50 лет отставая от отдельных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Среди причин отставания процесса туристической транснационализации можно назвать более позднее, чем становление мирового рынка товаров, превращение международного туризма в глобальное и массовое явление, а также низкую инвестиционную привлекательность объектов иностранной материально-технической базы туристической деятельности из-за высокой стоимости инвестиционных проектов и узкой их специализации в предоставлении туристических услуг.

3. Транснационализация международного туризма началась с появления гостиничных цепей и транспортных компаний, чему способствовало наличие у предприятий данных отраслей дорогостоящей и способной к дальнейшей перепродаже материально-технической базы.

4. Осуществление  прямых зарубежных инвестиций  в гостиничную и транспортную  сферы долгое время ограничивалось, во-первых, слабыми возможностями  для перепрофилирования приобретенных  объектов материальной базы в  случае провала инвестиционного  проекта, во-вторых, необходимостью  одновременного развития гостиничного  или транспортного бизнеса по  нескольким направлениям  в целях  достижения эффективности транснациональной  туристической деятельности.

5. Стимулом  транснационализации гостиничного и транспортного секторов туристической деятельности стал сам международный туризм, превратившийся к 80- м годам прошлого столетия в массовое явление, а также распространение франчайзинга, существенно сокращавшего входные барьеры на зарубежные туристические рынки и связанные с транснациональной деятельностью риски.

6. Транснационализация туристического бизнеса захватила, прежде всего, экономически развитые европейские государства. Включение развивающихся государств, а также и США в транснациональные процессы в туристической деятельности произошло в 60-е годы, с развитием транспорта и связи, а также благодаря им – межконтинентального туризма.

7. Современный  этап транснационализации туристического бизнеса отличается возрастающей ролью в нем туроператоров, обладающих как собственным запасом финансовой прочности, так и доступом к финансовым ресурсам крупнейших банков, а также укрупнением туристических и гостиничных корпораций в результате процессов слияний и поглощений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Влияние ТНК на экономику  принимающих стран.

Инициатива  по привлечению ТНК довольно часто  исходит от принимающих стран, в  которых местные компании либо вовсе  отсутствуют, либо они не располагают  достаточными ресурсами. Правительства  Филиппин, Индонезии, Пакистана, Шри-Ланки  предоставляют иностранным инвесторам не только налоговые льготы, но и  освобождают их подчас от уплаты пошлины  на импорт оборудования, механизмов и  материалов. Появление ТНК в туристском секторе, особенно в слаборазвитых  государствах, приводит к контролю извне над структурой местного туристского  рынка и развитием индустрии  туризма.

Иностранная авиакомпания, обслуживающая международные  линии воздушного сообщения небольшой  страны, может препятствовать выходу на этот рынок других авиаперевозчиков, как иностранных, так и национальных, и установить свою монополию, которая  не всегда отвечает интересам принимающей  страны. Некоторые государства, заключив контракты с туристскими корпорациями: "Средиземноморский клуб" (Франция) или американскими гостиничными цепями - не только ограничили конкуренцию, но лишились свободы выбора направления  экономического развития.

Утвердив  свое монополистическое положение  в экономике принимающей страны, ТНК способна оказать давление на правительство с тем, чтобы оно, в частности, увеличило расходы  на инфраструктуру. Нередки случаи, когда транснациональные компании диктуют строительство новых  аэропортов, изменение сложившейся  системы наземного транспорта или  пересмотр структуры землепользования. ТНК стремятся определять политику в области туризма, преследуя  собственные цели. Это хорошо видно  на примере Испании, где выгоды от развития инфраструктуры получают иностранные  туристы, а местное население  несет расходы на ее создание.

  1. Перспективы развития России после вступления в ВТО.

Присоединение России к ВТО может, с одной  стороны, существенно обострить  диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации  региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства.

Таким образом, присоединение России к ВТО может  привести к существенному сокращению налоговой базы отдельных «моноотраслевых» регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Этнографический туризм как новое  направление развития туризма.

Под этнографическим  туризмом понимается вид познавательного  туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта  для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории.

Специалистами комитета по туризму автономного  округа было проведено пилотажное исследование, цель которого состояла в выявлении  привлекательности данных видов  туризма. Респондентами были местные  жители и гости Югры, приезжающие в автономный округ не только с туристическими целями, но и деловыми, торговыми и т.д. В ходе исследования выявлена огромная заинтересованность в этнотурах. Все 285 респондентов проявили интерес и поддержали идею знакомства с культурой и бытом коренных народов, посредством туризма. Как особое мнение было отмечено, что следует включать в этнотуры не только посещение музеев, но и встречи с носителями культуры, непосредственно в местах их проживания. Это производит на туристов колоссальное впечатление, и является, по их мнению, одним из самых ярких элементов этнотура. Возможность общения, что-то сделать своими руками, поучаствовать в сборе дикоросов, возможность охоты и рыбалки. Туристы, которые были в таких турах, выразили готовность вновь отправиться в этнопутешествие.

На мировом  туристическом рынке существуют примеры стран и туристских центров, которые имеют опыт успешного  и прибыльного развития этнотуризма. Развитие этнотуризма не только имеет положительный экономический результат, а в первую очередь, предполагает огромный социальный эффект. На первое место выходит занятость местного населения. Развитие этнографического туризма, несомненно, способствует и развитию сопутствующих сфер: производство сувениров, строительство средств размещения туристов, услуг питания и т.д. Появляется возможность развития производства, фермерского хозяйства, традиционных промыслов и ремесел. В 2008 году путем развития познавательных поездок и этнографических туров открылись дополнительные возможности для межкультурных обменов между туристами и местными жителями. Организацией этнотуров занимаются 10 туроператоров совместно с 5 национальными родовыми общинами, что способствует дополнительной занятости коренных малочисленных народов Севера.

  1. Инновации в развитии экологического туризма.

Многие путешествия  по заповедникам и нац. паркам России, изначально планируемые как экотуристические, имеют ряд серьезных промахов и недостатков. Например, нередко туристов доставляют к месту проведения тура вертолетами или лодками с бензиновыми моторами, пугающими животных и загрязняющими водоемы. Лишь немногие программы предусматривают активное вовлечение посетителей в природоохранную деятельность. Образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо - чаще экскурсия или тур оказываются нацелены только на демонстрацию достопримечательностей, экзотических "чудес" и "красот" природы, а не на постижение экологических проблем и активное участие в их решении Одним из перспективных направлений российского экологического туризма является республика Карелия. В Карелии находятся такие места как острова Валаам и Кижи, Беломорские и Заонежские петроглифы (древние наскальные надписи). Также республика Карелия богата водными источниками, самые большие озера в Карелии Ладожское и Онежское. В Ладоге водится уникальная ладожская нерпа (вид тюленя). Более 1000 рек и речушек наполненных жизнью разрезает всю Карелию вдоль и поперек. 
 
 
 
 
 

  1. Инновации в туризме

Инновации в  туризме следует рассматривать  как системные мероприятия, имеющие  качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно  способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов  населения. Яркое доказательство тому - успех города Великого Устюга Вологодской  области, который сегодня позиционирует  себя как родина Российского Деда Мороза и переживает настоящий туристский бум. Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении.

  1. Состояние туризма в Российской Федерации.

Российская  Федерация, несмотря на свой высокий  туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом  туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.

По оценкам  ВТО, потенциальные возможности  России позволяют при соответствующем  уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных  туристов в год. Однако на сегодняшний  день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими  и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу. Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного  туризма, в настоящее время являются:

образ России как страны, неблагоприятной для туризма,создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

неразвитая  туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

отсутствие  практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

отсутствие  до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Информация о работе Возникновение и сущность предпринимательства