Сущность и значение малого инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:05, реферат

Краткое описание

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

Оглавление

1. Понятие и модели инновационного предпринимательства.
2. Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности.
3. Малые инновационные предприятия.
4. Венчурные (рисковые) инновационные предприятия и технопарки.

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС.docx

— 40.37 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ                                                                       НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                      «РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Экономический факультет                                                                                             

Кафедра «Экономики и управления»

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

 

 

студента 5 курса специальности

«Менеджмент»

Невронец А.Р.

Преподаватель:

Санина Н.О.

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

Содержание

1. Понятие и модели  инновационного предпринимательства.

2. Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности.

3. Малые инновационные предприятия.

4. Венчурные (рисковые) инновационные  предприятия и технопарки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  модели инновационного предпринимательства.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого  использования технико-технологических  нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области  продукции или услуг, позволяющее  создать новый рынок, удовлетворить  новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а  направленный организованный поиск  новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. Таким образом, задача предпринимателя-новатора — реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.          Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.       Объект инновационного предпринимательства – это интеллектуальный продукт, произведенный посредством интеллектуальной деятельности:

·                   научно-техническая продукция

·                   продукция информатики

·                   продукты культуры

Субъектами инновационного предпринимательства являются НИИ, производственно-конструкторские институты (ПКИ), ВУЗы, предприятия, венчурные фирмы (рисковые), изобретатели, конструкторы, технологи и научные работники.  В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства: инновация продукции, инновация технологии, социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства — инновация  продукции — представляет собой  процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых  рабочих мест и т. д. Второй вид  — инновация технологии — это  процесс обновления производственного  потенциала, направленный на повышение  производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. Последний вид инновационного предпринимательства— социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом. На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:     1) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;          2) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями;        3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства. Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа "под ключ"). Относительная редкость использования нерпой модели объясняется недостаточным потенциалом "заводской науки".         В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

 

2. Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности

Организация инновационного процесса - деятельность по объединению  усилий научно-технического персонала  на основе соответствующих регламентов  и процедур, направленная на ускорение  и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации - упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса - «исследование - производство». Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т.е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5- 10%, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85 - 90%, а в процессе разработок - до 95 -97%. Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перехода средств. Короче говоря, организация инновационного процесса основывается на учете его вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей.          Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно-производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организация управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:

- научно-исследовательские институты  (НИИ);

- конструкторское бюро (КБ);

- проектно-технологические институты  (ПТИ);

- проектно-конструкторские институты  (ПКИ);

- государственные проектные институты  (ГПИ).

При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное  учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные  исследования в определенной области  знаний и отрасли наук по плану  научных работ, составленному с  учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований.    Для принятия правильных решений по созданию новых (малых инновационных фирм, в том числе венчурных и т.д.) и совершенствованию функционирующих научно-технических организаций необходима их классификация. Они могут быть классифицированы по следующим признакам:

- по содержанию работ (деятельности) - НИИ для фундаментальных и  прикладных исследований; ПКИ, специализированные  на экспериментально-исследовательских  работах, конструкторских, технологических  и организационных разработках:  институты, научно-технической информации; институты социально-экономических  исследований;

- по масштабам работ - международные,  межотраслевые, отраслевые, подотраслевые, а также, всероссийские, республиканские, региональные. При этом отметим, что отраслевые научно-технические организации могут быть всероссийскими и республиканскими;

- по степени охвата процесса  «наука» - производство» - научные,  научно-технические, технические,  научно-производственные;

- по степени специализации, профилю  - научно-исследовательские институты,  проектно-конструкторские и технологические  организации узкого и широкого  профиля;

- по степени юридической и  оперативно-хозяйственной самостоятельности  - организации, обладающие и не  обладающие правом юридического  лица;

- по характеру конечного продукта - организации, расширяющие научные  знания (открытия, тенденции, зависимости,  схемы, принципы работы), создающие  новые виды продукции (машины, приборы, обувь, материалы и  т.д.), разрабатывающие технологические  процессы, разрабатывающие формы  и методы организации производства  и управления.

Организационные формы  инновационной деятельности и их распространенность во многом зависят  от отраслевых и региональных особенностей. О разнообразии форм организации  научно-технических разработок в  отрасли, вписывающихся в вышеприведенную  классификацию, определенное представление  можно получить на примере машиностроения. Машиностроение является наиболее разветвленной  отраслью промышленности и наиболее прогрессивной, наукоемкой в масштабе страны. Научно-технические (инновационные) разработки в машиностроении в основном осуществляется в семи организационных  формах:

1. научно-исследовательские и проектно-конструкторские  институты (НИПКИ);

2. научно-производственные объединения  (НПО);

3. самостоятельные конструкторские  бюро (ОКБ, СКБ, ПКБ, СКТБ);

4. конструкторские бюро (КБ) при  объединениях (предприятиях) и конструкторские  отделы (СКО, ОГК, КТБ) предприятий.  Такие КБ не только производственно,  но и в большинстве случаев  территориально связаны с теми  предприятиями, которые они главным  образом обслуживают;

5. научно-исследовательские и проектно-технологические  институты узкого и

6. широкого профиля (НИПТИ);

7. НИИ организации производства (НИИОП) и НИИ технико-экономических  исследований и информации (НИИТЭИИ);

8. государственные проектные институты  (ГПИ).

Эти сложившиеся организационные  формы инновационных разработок отличаются по назначению, масштабу решаемых задач, отдельным выполняемым видам  работ и их ведущим направлениям. Такое разделение не означает создания одних видов изделий в НИИ, других - в ОКБ, третьих - в ОГК. Здесь  существует множество разновидностей форм, широкое разделение труда между  ними. Так, в авиадвигателестроении новая конструкция двигателя разрабатывается в ОКБ, имеющем свою опытно-экспериментальную базу, могущую изготовить опытный образец и довести его, а СКО заводов работают только над непосредственным внедрением этих проектов в производство и частичным их совершенствованием. В станкостроительной и электротехнической промышленности инновации (новшество) разрабатываются в НИИ, СКБ и ОГК, т.е. функционируют все основные формы организации научно-технических разработок.            В практике инновационной деятельности организационные формы в основном себя оправдали. Но изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей и необходимость повышения конкурентоспособности новшеств требуют поиска новых форм инновационной деятельности. К настоящему времени сложились две группы прогрессивных форм инновационной деятельности, обеспечивающие интеграцию науки и производства. Первая группа этих организаций показала свою эффективность, получила определенное распространение и требует лишь дальнейшего совершенствования своей деятельности. К ним относятся:

Информация о работе Сущность и значение малого инновационного предпринимательства