Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:57, реферат
В российских библиотеках активно внедряются прогрессивные технологии производства и распространения информации, позволяющие оперативно обеспечивать ею пользователей в том объеме и формате, которые соответствуют их потребностям. Многие вузовские библиотеки в целях информационной поддержки образования и науки сформировали систему электронных ресурсов, которую составляют русскоязычные и зарубежные базы
УДК 004.087
Г. Н. Евстафьева
Омский государственный
РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
В российских библиотеках активно внедряются прогрессивные технологии производства и распространения информации, позволяющие оперативно обеспечивать ею пользователей в том объеме и формате, которые соответствуют их потребностям. Многие вузовские библиотеки в целях информационной поддержки образования и науки сформировали систему электронных ресурсов, которую составляют русскоязычные и зарубежные базы данных (БД), электронные учебные материалы (статичные или автономные публикации, выпущенные в качестве отдельных объектов на CD-ROM и динамичные публикации, доступные только в режиме on-line).
Рассмотрим опыт использования
русскоязычных электронных
Фонд электронных изданий на физических носителях информации НБ ОмГТУ начала формировать с 1997 года. На сегодняшний день в нем насчитывается 1455 единиц хранения, в том числе CD,DVD - 862, система on-line – 51, видеокассеты – 392. Доступ к ним осуществляется в читальных залах электронных и периодических изданий, справочно-библиографического отдела.
За прошедшее время в составе фонда электронных ресурсов произошли изменения, обусловленные, в первую очередь, техническим прогрессом. В 1997 г. среди изданий, направленных на обеспечение учебного процесса, мы выделяли электронные учебники по математике, физике, электротехнике, лабораторные и компьютерные практикумы, реализованные Московским государственным университетом им. М.Ломоносова в среде DOS. В связи с развитием информационных технологий использовать этот учебный материал стало невозможно. Не пользуются спросом и мультимедийные учебные программы, такие как «Internet шаг за шагом», «Access шаг за шагом» и д.р., поскольку школьный курс информатики готовит из будущих студентов уверенных пользователей компьютера, как правило, не нуждающихся в подобных самоучителях.
Стабильным спросом у студентов пользуются электронные приложения к книгам и журналам, в которых материал дается с таблицами, схемами, описаниями. Оперативно осуществляется поиск в электронных энциклопедиях, словарях и справочниках на CD-ROM, при работе с которыми можно получить необходимую информацию для подготовки докладов, сообщений, рефератов и курсовых работ, воспользоваться предложенным иллюстративным материалом.
Имеющиеся в библиотеке БД условно можно разделить на четыре блока.
Первый блок - правовые
БД, к которым относятся «
Анализ статистических данных показывает, что потребность в информации правового характера держится на одном уровне. Наибольшим спросом правовые системы пользуются у преподавателей и студентов факультетов гуманитарного образования (ФГО), экономики и управления (ФЭУ) - это 53% от общего количества зарегистрированных пользователей читальных залов (расчет произведен на основе электронной регистрации новых читателей).
Второй блок объединяет БД нормативно-технического характера. С появлением БД «Стандарт» и «Патенты России» поиск необходимой студентам старших курсов научно-технической документации стал намного проще. Постоянным спросом эти БД пользуются у преподавателей и аспирантов вуза, ведущих научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу. БД «Патенты России» для своих пользователей предоставляет возможность не только ознакомиться с чертежами конструкций, но и при необходимости сделать электронную копию вместе с текстом самого патента(1). Необходимо отметить, что поиск патентов производится в десятки раз быстрее через Интернет - База «Интегрум», раздел «Библиотечные фонды». Тем не менее, библиотека не отказывается от локальной БД, которую отличает оперативность обновления, большая глубина поиска. Кроме того, локальные БД не зависят от качества доступа к Интернет.
Автоматизированная
Третий блок объединяет БД, представляющие реферативную и библиографическую информацию: реферативные журналы ВИНИТИ и БД Российской книжной палаты. Библиотека ОмГТУ обеспечивает читателям доступ (с 1997 года - в электронном виде) к 80 наименованиям реферативных журналов по всем специальностям вуза. Помощь студентам и преподавателям в выявлении литературы по теме оказывает компакт-диск Российской книжной палаты «Российская национальная библиография», который включает литературу, изданную на территории России в течение последних десяти лет (с 1992 по 2001 гг.).
С 2002 по 2006 год включительно основные издания Книжной палаты («Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись авторефератов диссертаций») библиотека также получала в электронном виде. Эти издания составляют отдельную базу данных электронного каталога НБ ОмГТУ.
Четвертый блок представлен БД, доступ к которым осуществляется в режиме он-лайн. Наиболее популярный ресурс - Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки, которую активно используют аспиранты, докторанты, студенты - дипломники. Среди сторонних пользователей - преподаватели и ученые аграрного и педагогического университетов, других учебных заведений региона. Для поиска и получения полных текстов диссертаций активно используется и «Электронный каталог авторефератов и диссертаций» РГБ на CD.
Большую помощь в работе оказывает Информационное агентство "Интегрум-Техно" - оператор крупнейшей в России полнотекстовой онлайновой службы баз данных. Наличие полных текстов 335 газет и 618 журналов, материалы ГПНТБ, указатели ИНИОН, группа РОСПАТЕНТ: описания российских изобретений, рефераты российских изобретений, товарные знаки; материалы Государственного комитета статистики – целая «сокровищница» печатной продукции.
В течение нескольких лет в ОмГТУ использовали в работе полные тексты российских журналов, предоставляемых Научной электронной он-лайновой библиотекой РФФИ eLibrary.ru. В последние годы полные тексты закрыты и предоставляется только библиографическая информация. Это общая для всех библиотек проблема - полные тексты доступны за отдельную плату.
Библиотека не только приобретает электронные ресурсы, но и создает собственные. Продолжается работа по совершенствованию Электронной библиотеки ОмГТУ (ЭБ), включающей на сегодняшний день библиографическую и полнотекстовую составляющую. Библиографическая часть ЭБ представлена электронными каталогами (ЭК) и картотеками. Электронный каталог НБ ОмГТУ ведет с 1996 года. На сегодняшний момент его объем – свыше 155 000 библиографических записей на вновь поступающие издания и ретроспективную часть фонда. С 2001 г. поиск в ЭК открыт удаленным пользователям на WEB-сайте библиотеки. В течение нескольких лет в электронной библиотеке ОмГТУ продолжается формирование фонда полнотекстовых внутривузовских изданий университета - научной, методической, учебной литературы, выпускаемой ОмГТУ: почти 1700 электронных копий. На сегодняшний день ЭБ ОмГТУ – это полные тесты внутривузовских изданий; труды сотрудников университета; БД Российской книжной палаты: книги, журналы, летописи, авторефераты диссертаций с 2002 года; сводная подписка на периодику вузов Омска с 2003 года; корпоративная роспись периодики с 2003 года.
Необходимо отметить информационный потенциал WEB - сайта библиотеки, где размещены библиографические, реферативные и полнотекстовые БД ОмГТУ, российские и зарубежные электронные научные журналы, указаны адреса сайтов библиотек России и Омска, Интернет-порталов, виртуальных Электронных библиотек, библиографических служб, многое другое. Открытие доступа к собственным электронным БД превращает сайт библиотеки в реальный и весьма экономичный инструмент информирования: по итогам 2006 года его посетило свыше 15000 пользователей, которые скопировали около 3000 полнотекстовых материалов.
Использование электронных ресурсов в обслуживании пользователей способствует увеличению информационной составляющей учебно-воспитательного и научного процессов университета, содействует развитию системы дистанционного обучения, воспитывает в студентах навыки самообразования. Справочно-библиографический аппарат библиотеки обогащается благодаря включению в него огромного числа удаленных библиографических и полнотекстовых БД, энциклопедий, справочников, словарей, что позволяет достичь гораздо большей глубины и охвата материала, повысить оперативность библиографического информирования (2).
В то же время существуют определенные проблемы, общие для многих библиотек: необходимость проведения процедуры тендеров и котировок, что значительно увеличивает трудозатраты библиотеки при оформлении подписки на БД; недостаток текущего финансирования, которое не всегда обеспечивает высокоскоростное подключение к Интернет, нехватка рабочих мест пользователей.
Несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что использование электронных ресурсов в библиотеке с каждым годом будет возрастать, а спектр оказываемых с их помощью услуг – расширяться.
1. Ларькова, Т. А. Электронные ресурсы библиотеки в системе информационного обеспечения учебного и научного процессов вуза / Т. А. Ларькова, Е. А. Матвеева, Г. И. Филиппова // Динамика систем, механизмов и машин : материалы IV Междунар. науч.-техн. конф. посвящ. 60-летию ОмГТУ, 12-14 нояб. – Омск, 2002. – Кн.3.- С. 221-223.
2. Степанов В. К. Библиографическое обслуживание в эпоху цифровых коммуникаций // Библиография.- 2007.- № 2.- С. 22- 41.