Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:17, отчет по практике
Цель ознакомительной практики – изучение и приобретение практических навыков профессиональной деятельности в производственных условиях объектов и субъектов экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия и его структуры с точки зрения требований инновационной экономики.
2. SWOT-анализ инновационной деятельности предприятия.
Введение...…………………………………………………………………………3
Характеристика компании ООО «Газпром трасгаз Томск»…………..…….4
Основные виды хозяйственной деятельности…………………………..….10
Цели организации………………………………………………………….....14
Конкуренты и конкурентные преимущества……………………………….17
SWOT – анализ………………..…………………………………...…………19
Организационная структура…………………………..……..………………22
6.1 Структура управления организацией…………………………………..23
Инновационная деятельность…………………………………………….….26
7.1 Планирование и организация НИОКР………………………………….26
Заключение…………...…………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………………....30
В основе стратегии «Газпрома» в освоении перспективных месторождений лежит экономическая эффективность, определяемая синхронным развитием мощностей по добыче газа и возможностей его транспортировки, комплексной переработки и хранения.
Развитие нефтяного бизнеса является одной из стратегических задач «Газпрома». Основу нефтедобычи в Группе «Газпром» составляет ОАО «Газпром нефть» .
К 2020 году «Газпром нефть» намерена увеличить объемы добычи нефти до 100 млн тонн нефтяного эквивалента в год с учетом показателей дочерних обществ и доли в ассоциированных компаниях.
План выхода на уровень добычи 2020 года предусматривает поэтапное вовлечение в эксплуатацию всех разведанных месторождений ОАО «Газпром нефть», расширение ресурсной базы за счет ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений, находящихся на балансе других компаний Группы. Также предполагается расширение портфеля активов за счет приобретения участков нераспределенного фонда и покупки активов.
На долю «Газпрома» приходится 78% российского объема добычи газа и 15% всего добываемого в мире газа.
Доля «Газпрома» в мировой добыче газа
В 2010 году Группа «Газпром» увеличила добычу газа на территории России на 10,2% по сравнению с 2009 годом — до 508,6 млрд куб. м газа.
Добыча газа Группой «Газпром», млрд куб. м
В 2010 году добыча газового конденсата увеличилась на 11,9% и составила 11,3 млн т, добыча нефти выросла на 1,3%, достигнув 32 млн т.
Около 30% объема добычи нефти пришлось на Приобское месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе — наиболее перспективное нефтяное месторождение Группы.
Добыча конденсата и нефти Группой «Газпром», млн т
3 Цели организации.
Стратегической целью организации, ее структурных подразделений и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок1.
Более подробно можно выделить следующие основные цели Газпрома:
Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. М3, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2009 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. м3. В 2010 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. м3, что также превышает объем его добычи.
На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. Добыча природного газа в 2010 году, по оперативной информации, составила 508,6 млрд. м3.
Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
2. Своевременная поставка газа российским и зарубежным потребителям.
Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2009 году поставку 316,3 млрд. м3 газа в 79750 населенных пунктов России.
Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2009 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. м3, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. м3.
3. Диверсификация маршрутов и укрепление энергетической безопасности Европы.
В 2008 году Газпромом выведен на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию.
В этом же году начато
строительство газопровода «
В 2009 году Газпром и итальянская компания ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Южный поток», который также направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от российского берега до болгарского.
Ведется подготовка к реализации проекта освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток». В июле 2010 года Газпром выбрал французскую компанию Total партнером для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. В октябре 2009 года еще одним партнером Газпрома при реализации этого проекта стала норвежская компания StatoilHydro.
4. Диверсификация рынков и продуктов.
Газпром реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании. В 2008 году Газпром осуществил первые поставки СПГ в США, в 2009 году – в Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение Газпрома в проект «Сахалин-2» дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки.
Развитие нефтяного бизнеса – одна из стратегических целей Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.
Одним из профильных направлений диверсификации продукции для Газпрома является электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2010 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов. Новая компания должна стать одним из лидеров российской электроэнергетики и занять ведущие позиции в мировой энергетической и угледобывающей отрасли.
4 Конкуренты и конкурентные преимущества.
Конкуренты:
Anadarko Petroleum Corporation — американская нефтегазовая компания. Штаб-квартира — в Вудлендсе, штат Техас;
Royal Dutch Shell (Shell) — британо-нидерландская нефтегазовая компания. Штаб-квартира — в Гааге (Нидерланды);
Wintershall AG — немецкая газовая и нефтяная компания. Штаб-квартира — в городе Кассель, земля Гессен;
Repsol YPF — крупнейшая нефтегазовая компания в Латинской Америке, входит в десятку крупнейших нефтегазовых корпораций мира;
Statoil ASA — норвежская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира — в городе Ставангер.
Доля рынка
На 2004 год Газпром был единственным поставщиком газа в Боснию и Герцеговину, Эстонию, Литву, Латвию, Финляндию, Македонию, Молдавию и Словакию, поставляет 97% газа Болгарии, 89% Венгрии, 67% газа Турции , 65% газа Австрии, 45% газа Германии, 27% газа Италии и 25% газа Франции. Всего Газпром поставляет 25% газа Европейского союза.
Конкурентные преимущества:
ОАО «Газпром» рассматривает возможности выхода на мировые рынки с новым продуктом – сжиженным природным газом (СПГ).
Рынок сжиженного природного газа характеризуется благоприятными внешними условиями и повышением прибыльности сектора. СПГ становится неотъемлемой частью мировой торговли газом. Его основное преимущество заключается в использовании для доставки потребителям не традиционного трубопроводного, а других видов транспорта, прежде всего морского. В России, одной из ведущих газодобывающих стран, промышленное производство сжиженного природного газа практически отсутствует. В то же время, его крупномасштабное производство может обеспечить поставки газа на экспорт, минуя третьи страны, дать возможность выйти на новые рынки сбыта, например, рынок Атлантического бассейна, как самый емкий, ликвидный и испытывающий наибольшее превышение спроса над предложением. Это будет способствовать росту конкурентоспособности и диверсификации сбыта российского газа.
Мировой и российский опыт освоения крупных нефтегазовых месторождений говорит о целесообразности объединения нескольких месторождений для создания единого комплекса с общей производственной и социальной инфраструктурой. Этот подход способен обеспечить более высокую эффективность освоения ресурсов. В частности, он был использован при освоении ресурсов Западной Сибири.
5 SWOT – анализ.
SWOT – анализ представлен в таблице 1.
Таблица 1 – SWOT – анализ
Потенциальные внутренние сильные стороны |
Потенциальные внутренние слабые стороны |
1. Эффективное
управление (минимизация расходов,
процесс интенсификации |
1. Необходимость развития сбытовой сети |
2. Большие запасы газа на территории России |
2. Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений |
3. Диверсификация
маршрутов и повышение |
3. Недостаточное
финансирование проектов, направленных
на диверсификацию поставок |
4. Способность
удовлетворять растущий с |
4. Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа; |
5. Лидирующее
место по темпу роста рыночной
капитализации среди |
5. Стоимость
акций Газпрома все-таки |
6. Большие затраты на НИОКР; 95 % используемых технологий соответствуют современным требованиям |
6. Проблема
модернизации действующей |
7. Развитие
производства и морской |
7. Невозможность обеспечения растущего с каждым годом спроса на энергетические ресурсы за счет поставок СПГ |
8. Соблюдение
всех требований Конвенций |
8. Отток
квалифицированных кадров в |
9. Лучшие рекламные компании, спонсорская и благотворительная деятельность |
9. Большие
затраты на рекламу, |
10. Жесткость в отстаивании корпоративных интересов |
|
11. суммарная
экономия топливно- |
|
Потенциальные внешние возможности организации |
Потенциальные внешние угрозы |
1. Сохранение
достигнутых позиций на |
1. Проводимая
на государственном уровне |
2. Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР) |
2. Сохранение транзитных рисков |
3. Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям |
3. Ставка
на закупки среднеазиатского
газа вместо инвестиций в |
4. Признанный лидер рынка |
4. Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ |
5. Возможности расширения ассортимента продукции |
5. Выход
на рынок иностранных |
6. Контроль над всеми конкурентами внутри России |
6. Организация имеет серьезных конкурентов в лице стран, обладающих большими запасами газа |
7. Независимость в выборе поставщика газа |
7. Ослабление позиций Газпрома на рынке Средней Азии за счет усиления поставок газа Туркменистаном и Узбекистаном в другие страны |
8. Лидирующее место в сфере распределения газа |
8. Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС |
9. Резкий рост мировой потребности в энергетических ресурсах |
9. Снижение уровня обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа |
10. Заинтересованность
государства в развитии |
10. Рост
политических рисков в |
11. Отсутствие
политического элемента в |
11. Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам |
12. Вертикально интегрированная компания |
6 Организационная структура.
6.1 Структура управления
Газпром
позиционируется как
Данный тип организационной структуры управления означает деятельность во всем цикле продукта – от разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной переработки продукта до его реализации конечным потребителям. В Газпроме все это сопровождается научными исследованиями и инновационным процессом, поэтому можно сделать вывод, что данная структура соответствует технологии.
Вовлечение ОАО «Газпром» в процессы глобализации газового бизнеса и усиление его позиции в условиях либерализации рынков, реструктуризация в вертикально-интегрированную энергетическую компанию – все это требует активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения значимых конкурентных преимуществ. Одним из таких методов было создание Научно-технического совета ОАО «Газпром», основной целью которого было решение вопросов, связанных с формированием единой инновационной и научно-технической политики Общества.
По
заказу ОАО «Газпром» в 2010 г. выполнены
научно-исследовательские и
Общее количество принадлежащих Газпрому патентов составило 1 497, годовой экономический эффект от их использования превысил 2 млрд. руб.
Разработана уникальная технология подготовки запасов углеводородов промышленных категорий при минимальном объеме дорогостоящего поисково-разведочного бурения. Применение этой технологии для Штокмановского месторождения позволило подготовить свыше 3,5 трлн. м3 газа промышленных категорий всего семью поисково-разведочными скважинами, при этом затраты на подготовку 1 м3 запасов газа были сокращены в десятки раз. В 2010 г. данная разработка удостоена Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. В настоящее время эта технология используется для подготовки запасов углеводородного сырья Северо-Каменномысского месторождения в Обской губе и обоснования запасов месторождений шельфа арктических морей.
Информация о работе Отчет по практике «Газпром трансгаз Томск»