Основные характеристики инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Инновация - это реальный прорыв в образе мышления. Перестановки и комбинации различных стратегий и идей сами по себе не являются инновационным прорывом.
Тем самым инновационный менеджмент способствует формированию современного образа мышления специалиста по управлению посредством понимания места и роли нововведений в современной экономике, овладения методами и средствами управления изменениями, характерным для самых различных сфер деятельности.

Файлы: 1 файл

Контрольная Инновационный менеджмент 2011.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

По предмету «Инновационный менеджмент»

Студентки Грасмик А.А.

Специальность: государственное и муниципальное  управление

Группа  ГМУ-443 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 
2012
 

    1. Перечислить    основные   характеристики    инновационного    образа мышления и инновационного поведения в современном обществе

  Инновация - это реальный прорыв в образе мышления. Перестановки и комбинации различных  стратегий и идей сами по себе не являются инновационным прорывом.

  Тем самым инновационный менеджмент способствует формированию современного образа мышления специалиста по управлению посредством понимания места и роли нововведений в современной экономике, овладения методами и средствами управления изменениями, характерным для самых различных сфер деятельности.

  Внешним проявлением инновационного образа мышления выступает тот или иной вид инновационного поведения, носители которого преобразуют способы осуществления деятельности в различных сферах жизни общества либо объекты, на которые эта деятельность направлена.

  Таким образом, инновационный образ мышления обладает следующими чертами:

  Во-первых, он связан с необходимостью постоянной разработки и освоения новых моделей взаимодействия с ними.

  В-вторых, характерен для современной рыночной экономики, связанной с ограниченностью  благ и факторов производства.

  В-третьих, представляет собой специфический подход к организации деятельности, чем набор уже готовых выводов относительно способов осуществления нововведений.

  В-четвертых, является интеллектуальным инструментом, обеспечивающим особую технику протекания мыслительных процессов.

  В-пятых, служит содержательным источником инновационной культуры, ценностно-нормативная сфера которой включает наиболее распространенные в данном обществе представления о типах нововведений и методах их реализации.

  В свою очередь, инновационное поведение есть инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Являясь средством осуществления инноваций социальных и относясь к активным типам поведения, инновационное поведение выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества.  

2. Выявить отличие внутренне обусловленных и внешне обусловленных социальных инноваций

   Социальные  инновации представляют собой явления  в социальной системе общества, которых  не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом, либо введены по инициативе субъектов управления – государства, церкви и других социальных институтов. Формализация социальных инноваций в виде регламентирующих документов обычно завершает процесс их интеграции в социальную структуру. Как правило, формальные процедуры предшествуют началу реальных инновационных процессов в социальных системах. Естественные социальные инновации обеспечивают развитие социальной структуры и взаимную адаптацию ее компонентов и выступают необходимой предпосылкой общественного прогресса и являются ключевым элементом социального управления. Социальные инновации классифицируются следующим образом: 1) органичные – внутренне обусловленные присущим этому обществу содержанием; 2) заимствованные – внутренне обусловленные внешним содержательным источником; 3) стимулированные – внешне обусловленные с внутренним содержательным источником; 4) экспансивные – внешне обусловленные внешним содержательным источником.

   Для всех видов и типов инноваций  характерна цикличность инновационных  процессов, значительный вклад в изучение данного процесса внес Н.Д.Кондратьев, который обосновал теорию больших инновационных циклов продолжительностью – 60 лет и разработал модели циклов конъюнктуры.

   Н.Д.Кондратьев доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия для массового внедрения накопившихся нововведений, кроме того он связывал цикличность инновационных процессов с техническим прогрессом и научно-техническим инновациям.

   Цикличность развития инновационных процессов  в обществе характерна и для социальных инноваций, в ходе своей институционализации они обычно проходят три стадии, и логическая последовательность различных стадий процесса позволяет сохранить, а при необходимости выделить в виде подсистем, три основных блока жизненного цикла инновации (возникновение (зарождение) – освоение (внедрение) – распространение (диффузия)). Каждый из них имеет свою специфическую предметность организации действия и свой промежуточный результат, единство которых обеспечивает качество инновации в целом. На первой стадии предметностью, которого выступает логика движения от идеи «нового» к модели её оптимальной реализации в виде «новшества» как содержания и «нововведения» как определённого способа воздействия на системные качества объекта инновации осуществляется преимущественно неформализованный отбор среди собственных социальных новшеств и заимствованных культурных образцов. Второй этап наиболее сложный, поскольку происходит реальная встреча уже существующего и устоявшегося содержания функционирующей системы с воздействующим содержанием нововведения, смешение которых дестабилизирует систему и придаёт ей импульс развития. Возникающие при этом напряжения в сложных, динамических социальных системах уникальны и неповторимы. Социальные инновации, которые прошли через «общественный фильтр», адаптируются на второй стадии к специфике существующей социальной структуры, становясь с течением времени ее органичными компонентами и в итоге превращаются в традиционные для данного социума явления. На данном этапе – непосредственной реализации нововведения в полной мере проявляет себя полифункциональность как характерологическая черта инновации. Любое отработанное технологически и апробированное в содержательном воздействии на систему нововведение становится существенно зависимым от состояния такого многофакторного компонента социума, как социально-психологический климат. Наиболее показательным критерием зрелости здесь может служить уровень вовлечённости членов организации во все стадии инновационного изменения.  

3. Дать определение понятия инновации по Й. Шумпетеру.

       Исследуя  экономические изменения в факторах производства, Й.Шумпетер предложил  схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые «взрывают» равновесие рыночной системы (хозяйственного кругооборота) изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие:  

  • создание нового продукта; 
  • использование новой технологии производства; 
  • использование новой организации производства; 
  • открытие новых рынков сбыта; 
  • открытие новых источников сырья.

       Новые комбинации факторов производства получили названия нововведений. В терминологии Шумпетера «нововведение» не является синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская  деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не созданием новых.

       Нововведения, реализуемые в разные сроки, приводят к различным изменениям, проявления которых усложняются на фоне крупного экономического подъема. Шумпетер учитывал одновременно несколько синхронных движений и создал теорию мультицикличности. Деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений определяются волновыми колебаниями.

        В длинные волны входят циклы  периодом в 55 лет (цикл Н.Д. Кондратьева). В средние циклы (10 лет) входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в 2 года 4 месяца распространены Шумпетером на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.

       Причиной  динамических изменений по модели Шумпетера является вторжение новатора, который как предприниматель энергично отвлекает факторы производства от существующих каналов, открывает начало новой динамической фазе. Благодаря активности в инновационной деятельности создаются новые ценности, происходит технический прогресс в средствах производства.

       Новатор-предприниматель  нуждается в кредите на осуществление нововведений. Кредит предоставляют банки, после чего происходит перераспределение ресурсов. Процент кредита является ценой, уплаченной за приобретение новых средств производства. Новатор-предприниматель выходит на рынок и нарушает равновесный кругооборот цен, издержек и доходов. Следовательно, инвестирование выступает как неотъемлемая часть инновационной деятельности.

       Нововведения представляют собой основу конкуренции нового типа в отличие от ценовой конкуренции. Шумпетер называл ее эффективной конкуренцией. В свою очередь, нововведения создают монополию нового товара или эффективную монополию, которая является естественным элементом экономического развития. Эффективная монополия пришла на смену ценовой монополии с ее застойными проявлениями. Появилась возможность преодоления кризисов и спада в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие нововведения. 

  4. Охарактеризовать  суть ситуационного  подхода к инновационному менеджменту.

 Центральным моментом системного подхода является ситуация т.е.конкретный набор обстоятельств оказывающих влияние на организацию в данное время.

 В свою очередь, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями  для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективных.

  Ситуационный подход является наиболее удобным, так как его сущность заключается в подборе методики менеджмента в зависимости от сложившейся ситуации.

  Ситуационный подход к инновационному менеджменту это синтез достижения предыдущих этапов для конкретных инновационных ситуаций. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой системе так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффект методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

     Применение ситуационного подхода основано на альтенативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализаций управленческого решения, учете непредвиденных обстоятельств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература

  1. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
  2. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 267 с.
  3. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия-2050. Стратегия инновационного прорыва . М. 2004

Информация о работе Основные характеристики инновационного менеджмента