Организационные формы инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:43, контрольная работа

Краткое описание

Инновационное предпринимательство – это многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:
• создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);
• выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);
• осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Файлы: 1 файл

инновац анализ.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет» 

Факультет предпринимательства и финансов

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Контрольная работа по дисциплине

ИННОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

На  тему: «Организационные формы инновационного предпринимательства»

  Выполнил:       Барсукова И.М.

  студент _5_ курса 6 специальность 080109

 

  группа 4/3171 № зачетной книжки 04977/11 

  Подпись:   
 

  Преподаватель: Масино Н.Н.

  Должность: доцент

  Оценка: _____________Дата:   

  Подпись: _________________________________

Санкт-Петербург

2012 

Введение  

     Инновационное предпринимательство – это многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

  • создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);
  • выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);
  • осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

     Процесс управления разработкой и внедрением нововведений в современных рыночных условиях характеризуется, прежде всего, как высокорискованный, не гарантирующий никакой отдачи взамен на огромное количество вложенных на параметрах входа материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В то же время, инновационный менеджмент выступает как жизненно необходимый вид деятельности практически любого современного предприятия, и причинами этого можно считать не только объективные требования научно-технического прогресса, но и условия конкуренции в различных сегментах рынка и т.д. С учетом вышеизложенного, процесс управления инновациями на предприятиях и в отраслях должен основываться, прежде всего, на тех возможностях, которые субъектам рынка предоставляют различные формы инновационной деятельности, такие как бизнес-инкубатор, технопарк или венчурный фонд. Деятельность данных учреждений позволяет предприятиям значительно снизить риски и повысить эффективность инновационного менеджмента.

     Научные парки, инновационные технологические  центры, бизнес-инкубаторы (инкубаторы нововведений) и другие аналогичные структуры, ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии и материалы, стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством.

     По нарастанию степени сложности и эффективности инструментария, предоставляемого деятельностью данных структур субъектам рынка, их можно расположить следующим образом: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы.

 

1. Бизнес-инкубаторы 

     Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля приобретает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2—3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

     Свое  предназначение бизнес-инкубатор бизнеса  осуществляет посредством выполнения следующих функций.

  • Обеспечение систем поддержки организаций за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки. Осязаемая поддержка — это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных, информационных, консультационных услуг и пр. Неосязаемая поддержка  — это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых организаций к интеллектуальному потенциалу, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам.
  • Достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Бизнес-инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить эту организацию к действиям в рыночных условиях. За время пребывания организации в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. разместить производство, найти первых покупателей, получить первые заявки и подписать первые контракты.
  • Осуществление бизнес-обучающей функции в виде консультирования в свободной обстановке или организации бесплатных тренингов, обеспечения условий для овладения практическими навыками бизнеса сотрудниками инновационных фирм. Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от предпринимателя особых личностных и психологических качеств.

     Перечень потребностей (услуг), наиболее часто востребованных отечественными малыми организациями в порядке убывания их значимости, составляет:

  • бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования;
  • доступ к средствам информации и связи, информационным источникам;
  • проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения;
  • регистрацию организации, создание команды и оказание других организационных услуг;
  • оказание юридических консультаций и правовой защиты;
  • предоставление помещений офисного и производственного характера;
  • доступ к научному потенциалу;
  • предоставление социально-бытовых услуг;
  • предоставление в аренду оборудования и технологических линий.

     Бизнес-инкубатор  устанавливает критерии отбора для размещения в нем малых организаций, основу которых составляют: технологически обоснованный продукт или услуга, под которые будет реализован в целом инновационный проект; предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку; потенциал менеджмента организации — опыт и качество лидера организации; наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором показываются условия успешной реализации проекта и возникающие проблемы; потенциал роста на рынке для разрабатываемой продукции  — наличие емкого и перспективного рынка; создание рабочих мест в регионе — в какой степени инновационный проект позволит сохранить и создать новые места.

     Следует отметить, что между бизнес-инкубаторами существуют «национальные различия». Особенности европейских инкубаторов: широкое участие в их организации крупных корпораций, большой уровень специализации, сильная ориентация на наукоемкий бизнес, целенаправленно поддерживают безработных. Характерные черты американских инкубаторов: программы поддержки широкого круга предпринимательства, стремление обеспечить обязательный рост малой организации и превратить ее в среднюю, а затем и в крупную организацию.

     Причем, практически во всех странах мира инкубаторы пользуются поддержкой государства, которое выполняет финансирование программ по развитию малых форм предпринимательства, особенно в научно-технической сфере.

     В России первое подобное объединение  было создано в 1990 г. Ассоциация содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов бизнеса (Ассоциация «Технопарк») стала первой организацией, которая взяла на себя инициативу по разработке организационно-экономических основ российских технопарков, созданию и развитию в стране структур поддержки малого инновационного наукоемкого предпринимательства.

     Первые  бизнес-инкубаторы в России создавались в рамках программ международной помощи. В рамках Морозовского проекта была реализована программа «БИНК», в соответствии с которой к 1996 г. были созданы 8 бизнес-инкубаторов. В 1996 г. по решению 22 учредителей бизнес-инкубаторов из регионов России и других структур, программы которых ориентированы на развитие бизнес-инкубаторов, было создано Некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов».

     В настоящее время в России функционируют  более 100 бизнес-инкубаторов. В среднем каждый из них оказывает поддержку нескольким десяткам инновационных предприятий, средней численностью работающих 12—15 человек. Среди них есть бизнес-инкубаторы классического типа, которые объединяют под своей крышей предприятия самого разного профиля: от автосервиса до кондитерской, и специализированные — для развития в том или ином регионе слабого сектора бизнеса (швейные, медицинские, сельскохозяйственные бизнес-инкубаторы). Особое место занимают технологические бизнес-инкубаторы, ориентированные на развитие научно-технических фирм.

     Однако, несмотря на уже относительно длительный срок становления российских бизнес-инкубаторов, резкое повышение интереса к их созданию со стороны государства отмечается только в последние несколько лет. Удачный опыт показал, что именно в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для старта, начального развития малого бизнеса. Так, по данным Национального содружества бизнес-инкубаторов России, за 3 года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает обычно только 14—30%, в то время как в бизнес-инкубаторе — 85—86%. Бизнес-инкубаторы могут быть признаны одним из наиболее результативных инструментов поддержки и развития инновационного предпринимательства, заметно снижая риски и количество неудач в бизнесе.

 

2. Технопарки 

     Технопарк — гибкая научно-производственная структура, представляющая собой полигон по созданию и эффективному продвижению наукоемкой продукции. Является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение. К основным задачам создания технопарков можно отнести:

  • превращение знаний и изобретений в технологии;
  • превращение технологий в коммерческий продукт;
  • передачу технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;
  • формирование и рыночное становление наукоемких организаций;
  • поддержку организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.

     Технопарки  позволяют сформировать ту экономическую  среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и  производственного предпринимательства, создание новых малых и средних  организаций, разработки, производство и поставку на отечественный и  зарубежный рынки конкурентоспособной  наукоемкой продукции. Регион, способствуя  созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного  развития научно-производственной и  социальной инфраструктуры, привлечения  в регионы высококвалифицированных  специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи  с этим, создания новых рабочих  мест. Промышленным организациям предоставляется  возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса  региона для ускорения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших школу работы в малых инновационных и рисковых организациях.

     Технопарки  можно классифицировать по следующим группам.

  • Исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментльно-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие иметь или имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Поэтому господдержка здесь должна быть определяющей.
  • Научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно от стадии прикладных НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Организации технопарка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной партии). Здесь следует говорить о паритетной поддержке государством и бизнесом.
  • Технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Организации технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки.
  • Промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.

Информация о работе Организационные формы инновационного предпринимательства