Новые аспекты реализации информационных и финансовых потоков в условиях Таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:57, статья

Краткое описание

Новшества, касающиеся налоговых последствий внешнеэкономической деятельности организаций, отражены в документах, регламентирующих процесс формирования информационных потоков. Так, в целях информирования налогоплательщиков о документах, относящихся к деятельности ТС, на интернет-сайте ФНС в рубрике «ФНС России» создана подрубрика «Таможенный союз», в которой в разделе «Международные договоры» размещены международные договоры и иные нормативные акты по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. Значительную информационную нагрузку несут таможенная декларация, таможенная статистика.

Файлы: 1 файл

Статья на ЛЭРЭП.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Новые аспекты реализации информационных и финансовых потоков в условиях Таможенного союза

Глушкова Ю.О., Пахомова А.В.

balomasova@mail.ru

Саратовский государственный  технический университет имени  Гагарина Ю.А.

Новшества, касающиеся налоговых последствий внешнеэкономической деятельности организаций, отражены в документах, регламентирующих процесс формирования информационных потоков. Так, в целях информирования налогоплательщиков о документах, относящихся к деятельности ТС, на интернет-сайте ФНС в рубрике «ФНС России» создана подрубрика «Таможенный союз», в которой в разделе «Международные договоры» размещены международные договоры и иные нормативные акты по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. Значительную информационную нагрузку несут таможенная декларация, таможенная статистика. 

В соответствии с переходными  положениями ТК ТС лица, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления товаров, в Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу ТК ТС пользуются специальными упрощениями, предоставляемыми уполномоченному экономическому оператору в соответствии с ТК ТС, в объеме упрощений, которые были определены для таких лиц законодательством Российской Федерации до вступления в силу ТК ТС.

Также в переходных положениях ТК ТС закреплен так называемый принцип  резидентства, определяющий подачу декларации на товары таможенному органу государства-члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, выступающее в качестве декларанта.

В отношении участников ВЭД, производителей, таможенных представителей, перевозчиков предусмотрены следующие упрощения таможенного администрирования:

1) сокращается период  оформления грузовой таможенной  декларации с трех до двух  дней;

2) срок уплаты таможенных  пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения - до четырех месяцев, в ТК РФ был установлен срок уплаты - 15 дней;

3) у декларанта появляется  возможность внесения изменений  в таможенную декларацию до  и после выпуска товаров;

4) институт специальных  упрощенных процедур заменит институт уполномоченного экономического оператора, которому будут предоставлены следующие возможности:

оформлять транзит товаров  без внесения обеспечения;

осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации, то есть фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10 до 40 дней;

осуществлять временное  хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях  уполномоченного экономического оператора;

проводить таможенные операции, связанные с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.

При этом уполномоченные экономические операторы будут  вносить обеспечение не менее  одного миллиона евро при включении в соответствующий реестр.

Лицами, осуществляющими  деятельность по производству товаров  и (или) экспортирующими товары, к  которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза на день предоставления такого обеспечения;

5) в перспективе участнику  ВЭД предоставляется возможность  осуществлять свою деятельность  в любой точке государства-члена  таможенного союза;

6) перевозка открывается  от внешней границы таможенного  союза сразу до места нахождения  получателя, в каком бы государстве таможенного союза он не находился;

7) таможенные перевозчики  имеют право перемещения по  всей территории таможенного  союза без применения к ним  внутригосударственного контроля  на территории каждого из государств-членов  таможенного союза. При этом сокращается сумма обеспечения для таможенных перевозчиков с 20 млн. рублей до 200 тысяч евро, а железнодорожный перевозчик освобождается от необходимости внесения обеспечения доставки товаров;

8) сумма обеспечения  деятельности таможенного представителя уменьшается с 50 млн. рублей до 1 млн. евро;

9) исключается норма  об использовании в качестве  обеспечения уплаты таможенных  платежей договора страхования;

10) согласно ТК ТС  экспорт – процедура, в соответствии  с которой товары таможенного  союза вывозятся за пределы территории таможенного союза. Таким образом, перемещение товаров из России в Казахстан, например, будет считаться взаимной торговлей;

11) контейнеры будут  отнесены к транспортным средствам,  что позволит снять значительное  количество проблем по контролю  временного ввоза контейнеров.

В соответствии со статьей 3 Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25.01.2008, вступившего  в силу согласно Решению Межгоссовета ЕврАзЭС от 09.06.2009 № 13, государства-члены таможенного союза определяют уполномоченные органы в области ведения статистики взаимной торговли и уполномоченные органы в области ведения статистики внешней торговли. В Российской Федерации определено, что уполномоченным органом в области ведения статистики внешней торговли будет являться ФТС России, а уполномоченным органом в области ведения статистики взаимной торговли - Росстат.

Для рассмотрения вопроса об изменении  ставок ввозных таможенных пошлин Комиссией  таможенного союза со стороны Российской Федерации необходимо принятие положительного решения Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Для рассмотрения вопроса на данной комиссии субъекту хозяйствования необходимо направить предложения с обосновывающими материалами в подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Документом, подтверждающим соблюдение участником ВЭД ограничений, которые установлены в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения государствами-членами таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, является лицензия, которую выдают Минпромторг России и соответствующие ведомства в Белоруссии и Казахстане.

При этом лицензии, выданные уполномоченными  государственными органами исполнительной власти государств-членов таможенного  союза до 1 января 2010 года, будут действительными  до окончания срока их действия.

В процессе подготовки нормативной  базы таможенного союза по вопросам нетарифного регулирования был  проведен анализ существующих мер государственного регулирования внешней торговли в трех государствах и заново осмыслены  все запреты и ограничения.

Спорные вопросы, касающиеся применения каких-либо мер ограничительного характера  в торговле между государствами-членами  таможенного союза, должны решаться путем организации переговорных процессов.

Необходимо провести работу по формированию единого торгового режима государств-членов таможенного союза в отношении других государств-членов ЕврАзЭС, а также стран СНГ, не входящих в таможенный союз.

Отличие понятия «товар таможенного  союза» от понятия «товар государства-члена  таможенного союза» заключается в форме сертификата, выдаваемого Торгово-промышленной палатой.

Вопрос отражения на условиях торговли со странами СНГ, не входящими в таможенный союз, применения единой системы нетарифного  регулирования в отношении третьих  стран на уровне ФТС России не рассматривался.

Таким образом, данные решения не подлежат ратификации и имеют статус прямого  действия.

Создание таможенного  союза не означает приостановления  или переосмысления реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Утвержден перечень таможенно-логистических терминалов (далее – ТЛТ) и четко определено понятие ТЛТ. Стопроцентного переноса оформления на границу не будет. Предполагается создание специальных центров по оформлению, которые будут располагаться внутри страны. В этой связи возрастает роль инновационных  технологий, таких как интернет-декларирование, предварительное информирование и предварительное декларирование, а также производных от этих технологий – удаленный выпуск и разделенный выпуск.

В настоящее время  вопрос перемещения таможенного  оформления на границу таможенного  союза не рассматривается. После  вступления в силу ТК ТС участники ВЭД будут продолжать таможенное оформление на российской территории, как определено в переходных положениях ТК ТС.

Решение вопроса несанкционированного реэкспорта с территорий Беларуси и (или) Казахстана российских товаров  предусмотрено в проекте соглашения об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза.

Обеспечение единообразного применения государствами-членами  таможенного союза действующих  в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений будет осуществлять единый судебный орган - Суд ЕврАзЭС, который будет также рассматривать споры между государствами-членами таможенного союза, а также спор между государством-членом таможенного союза и Комиссией таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках таможенного союза.

В настоящее время  функции Суда ЕврАзЭС выполняет  Экономический Суд СНГ. Для того чтобы Суд ЕврАзЭС мог реализовать  свои функции, разрабатывается новый  статус суда. Согласно проекту данного статуса хозяйствующие субъекты не могут обращаться в Суд ЕврАзЭС по вопросам обжалования действий органов таможенного союза.

Для осуществления общественного  контроля за деятельностью Комиссии таможенного союза создан Экспертный совет в рамках таможенного союза, который будет действовать при высшем органе таможенного союза. В его компетенцию входит рассмотрение заявлений юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, государств-членов таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе таможенного союза. В состав Экспертного совета будут входить представители государств-членов таможенного союза (не менее пяти человек от каждого государства), обладающие необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.

Согласно проекту федерального закона «О таможенном регулировании  в Российской Федерации» таможенная территория Российской Федерации является составной частью единой таможенной территории таможенного союза и включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела в Российской Федерации. Особые экономические зоны также являются частью таможенной территории Российской Федерации. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы указанных искусственных островов, установок, сооружений, особых экономических зон являются таможенной границей Российской Федерации.

С вступлением в силу ТК ТС таможенный брокер будет называться таможенным представителем, при этом содержание данного института практически не изменится.

Полномочия останутся  те же – совершение от имени и  по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных операций. И статус свой таможенный представитель получает так же, как и сейчас – посредством включения в Реестр таможенных представителей.

Таможенный представитель  вправе работать на территории только того государства-члена таможенного  союза, таможенным органом которого он включен в соответствующий реестр.

Условия включения в  реестр не изменились. Изменился размер обеспечения, который составит сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством  государства-члена таможенного союза на день внесения такого обеспечения.

Ответственность таможенного  представителя в ТК ТС не определена. Согласно статье 17 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель  будет нести ответственность в соответствии с национальным законодательством члена таможенного союза.

В настоящее время  в соответствии с национальным законодательством  в сфере экспортного контроля экспертная оценка товаров на предмет  их отнесения к категории контролируемых проводится ФСТЭК России или организациями, уполномоченными на проведение независимой идентификационной экспертизы в порядке, определённом постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2001 № 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля».

До принятия государствами-членами  таможенного союза единого законодательства по организации контроля за перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации с 01.07.2010 применяется национальное законодательство.

Информация о работе Новые аспекты реализации информационных и финансовых потоков в условиях Таможенного союза