Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 16:49, контрольная работа
В современных условиях успешное функционирование предприятий базируется на постоянном повышении эффективности производства за счет инновационного развития и коренной модернизации. Для этого необходимо обеспечить высокую заинтересованность работников, обладающих творческим и созидательным потенциалом, в развитии инновационных подходов, направленных на эффективную работу предприятий.
При анализе форм и методов стимулирования персонала к инновационной деятельности понятие «мотивация» следует рассматривать в двух аспектах: как экономическую категорию и как механизм воздействия на персонал предприятия (рисунок 4).
Рисунок 4 - Концептуальное содержание категории мотивации персонала
к инновационной деятельности
Рисунок 4 показывает, что стимулирование инновационной деятельности можно обеспечить через механизм воздействия, включающий совокупность форм и методов стимулирования персонала, которые базируются на развитии имущественно-трудовых отношений, складывающихся на предприятии.
В свою очередь, формы и методы стимулирования инновационной деятельности представляют собой способы побуждения персонала к эффективному выполнению своих функций, строго увязанных с целевыми установками по инновационному развитию предприятия. Анализ научных исследований показал, что методы воздействия на персонал зависят, прежде всего, от достижения целей, которые ставит высшее руководство исходя из интересов собственников с учетом степени влияния внешних и внутренних факторов на деятельность предприятия. Эти факторы, с точки зрения воздействия на персонал, могут быть краткосрочными и долгосрочными. Методы стимулирования должны учитывать также характер и уровень развития имущественно-трудовых отношений на предприятии, а также способы воздействия на персонал в зависимости от объекта мотивации, карьерной направленности и методов вознаграждения.
Используя перечисленные выше меры воздействия на персонал, и, определяя в качестве ключевой цели развитие инновационной деятельности, мы выделили восемь признаков, по которым разработана классификация форм и методов стимулирования персонала к инновационной деятельности, представленная на рисунке 5.
Предложенная классификация позволяет судить о сложности и разнообразии форм и методов стимулирования персонала, которые можно использовать для развития инновационной деятельности предприятия. Для конкретизации форм и методов стимулирования персонала к инновационной деятельности применительно к условиям работы предприятий Нижегородской области целесообразно провести их дальнейшее исследование.
Рисунок 5 - Классификация форм и методов стимулирования персонала к инновационной деятельности по различным признакам
Глава 3. Выявление важнейших материальные и нематериальные формы и методы стимулирования персонала к инновационной деятельности в результате анализа предприятий Нижегородской области.
Для анализа форм и методов стимулирования персонала к инновационной деятельности на предприятиях Нижегородской области нами была разработана анкета, и в течение 2008-2010 гг. с привлечением 320 респондентов проведен социологический опрос на 92 частных предприятиях, принадлежащих 8 отраслям материального производства (общая численность работающих в 2010г.- 29778 чел.). В числе обследованных предприятий такие, как: ОАО «ВМЗ», ОАО «Дробмаш», АН «Выбор», ОАО «Нижегородоблгаз», ООО «Космос», ОАО «ЗМЗ», ОАО «ГАЗ», НПО «Волгогаз», ООО «Стройинвестгрупп», ООО «Ресурс-Медиа», ООО «Синтез-Тур», ОАО «ДЗМО». Отраслевая структура обследованных предприятий представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Отраслевая структура обследованных предприятий Нижегородской области
Наименование отрасли |
Количество экспертов |
Количество обследованных предприятий | ||
Всего: |
в т.ч. применяющих: | |||
традиционные технологии |
иннова-ционные технологии | |||
Всего обследовано предприятий, в том числе: |
320 |
92 |
68 (74%) |
24 (26%) |
Предприятия строительного комплекса, из них: |
247 |
59 |
49 (83,1%) |
10 (16,9%) |
строительные организации |
170 |
47 |
38 (81%) |
9 (19%) |
предприятия по производству строительных материалов |
77 |
12 |
11 (92%) |
1 (8%) |
Металлургия и машиностроение |
30 |
15 |
11 (73,3%) |
4 (26,7%) |
Приборостроение, электротехническая и электронная промышленность |
9 |
4 |
2 (50%) |
2 (50%) |
ТЭК |
25 |
9 |
3 (33,4%) |
6 (66,6%) |
Прочие |
9 |
5 |
3 (60%) |
2 (40%) |
Данные таблицы 1 указывают, что в обследованных отраслях; 247 (77%) респондентов работают на предприятиях строительного комплекса. Было выявлено, что на 24 из 92 обследованных предприятий (26%) осуществляется инновационная деятельность.
Можно сравнить полученные результаты по Нижегородской области с данными по инновационной активности предприятий в целом по России (таблица 2).
Таблица 2 - Показатели уровня активности организаций РФ за 2007-2009 гг.
Уровень административного деления |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, % |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, % | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Российская Федерация |
10,0 |
9,4 |
9,3 |
4,6 |
5,0 |
4,5 |
Приволжский федеральный округ |
12,8 |
12,5 |
12,8 |
10,6 |
9,8 |
9,3 |
Нижегородская область |
13,5 |
13,2 |
18,4 |
2,4 |
3,5 |
6,5 |
Данные официальной статистики, приводимые в таблице 2, свидетельствуют, что в Нижегородской области инновационная активность, если судить по количеству предприятий, осуществляющих технологические инновации, в 2007–2009 гг. была относительно выше, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу. Расхождение данных таблиц 1 и 2 по этому показателю объясняется более расширенным толкованием автором понятия «инновация».
Невысокая доля инновационных товаров и услуг, а также количества предприятий, осуществляющих инновации, обусловливает необходимость развития новых, более эффективных форм стимулирования персонала к инновационной деятельности.
С этой целью на основе изучения теории и практики было выявлено 104 различных форм и методов материального и нематериального стимулирования персонала. Для выбора наиболее значимых из них экспертами выполнена оценка их значимости для стимулирования инновационной деятельности по десятибалльной шкале. Средние результаты оценок применяемых форм и методов стимулирования персонала предприятий к инновационной деятельности по итогам социологического исследования приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Средние оценки респондентами в баллах по десятибалльной шкале наиболее важных форм и методов стимулирования персонала к инновационной деятельности предприятий
Элементы стимулирования |
Оценка в баллах |
Ранг важности |
Экономические отношения | ||
Имущественно-трудовые |
8,7 |
2 |
Трудовые неимущественные |
9,1 |
1 |
Нетрудовые имущественные |
3 |
3 |
Формы и методы стимулирования | ||
Материально-денежные |
9,4 |
1 |
Уровень заработной платы |
9,8 |
1 |
Бюджетирование |
8,8 |
4 |
Участие в капитале |
9,7 |
2 |
Участие в прибылях и доходах |
9,2 |
3 |
Материально-неденежные |
8,2 |
2 |
Состав социального пакета и социальных гарантий |
8,2 |
6 |
Нематериальные |
6,9 |
3 |
Условия обновления (ротации) учредителей |
5,0 |
9 |
Используемая система обоснованных нормативов для оценки достижений |
7,1 |
7 |
Методы оценки результатов труда |
8,7 |
5 |
Участие в управлении предприятием |
6,7 |
8 |
Данные таблицы 3 показывают, что выявленные методы стимулирования, наиболее эффективно влияющие на инновационную деятельность, могут быть полезны для предприятий независимо от их отраслевой принадлежности. Наиболее существенными формами и методами стимулирования персонала к инновационной деятельности, по мнению экспертов, являются экономические стимулы, неразрывно связанные с уровнем заработной платы, участием в капитале, участием в прибылях и доходах, имущественно-трудовыми отношениями на основе развития бюджетирования, которое подводит экономическую основу для развития коллективных форм стимулирования инновационной деятельности на предприятии.
В результате исследования также установлено, что руководители на предприятиях Нижегородской области неохотно рассматривают идею включения наемных специалистов в число собственников, даже когда речь идет о наиболее талантливых работниках, способных не только обеспечить приток дополнительных инвестиций для инновационной деятельности, но и реализовать инновационные идеи эффективного управления собственностью предприятия.
Проверка достоверности выводов о наиболее важных формах и методах стимулирования персонала к инновационной деятельности предприятий производилась с использованием t – критерия Стьюдента; она показала, что с вероятностью Р = 0,95 объем выборки составит 47 экспертов. Это указывает на высокую достоверность используемой для исследования информации.
Проведенные исследования дают основания предположить, что инновационная деятельность предприятия тесным образом связана с творческой активностью работников, поэтому возникает объективная необходимость разработки эффективного механизма стимулирования персонала к инновационной деятельности.
По результатам проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.
Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.
Информация о работе Мотивы инновационной деятельности персонала