Модульные учебные программы и принципы их построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения. Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем - «модулем» в его обобщающем понятии.

Файлы: 1 файл

курсовая модульные учебные программы.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Министерство  Сельского Хозяйства Российской Федерации

Кемеровский Государственный  Сельскохозяйственный Институт

Гуманитарно-педагогический факультет

Кафедра методики преподавания и биологии

 

 

 

 

 

 

Модульные учебные  программы и принципы их построения курсовая работа

 

 

 

 

                                                                        Выполнила: студентка 5 курса 

                                                                        ГБ – 08 – 1 Подземельная Е.А.,

                                                                   Руководитель: Жукова Т.А.,

                                           к.п.н., доцент.

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2012    

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Зарождение  идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения. Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем - «модулем» в его обобщающем понятии.

Модульная технология обучения обретала статус самостоятельной  дидактической системы постепенно, опираясь на ряд сущностных моментов программированного обучения: индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности, постоянное подкрепление обучающимся собственных действий по самоконтролю, последовательность и логичность этих действий.

В модульном  обучении (МО) интегрированы теоретико-практические наработки и обобщения проблемного обучения, принципов индивидуализации и дифференциации обучения. Особенности рефлексивного подхода во многом способствовали созданию основ МО, определения принципов и правил его построения, методов и форм его реализации.

Модульные технологии, дидактические системы, отдельные  курсы на основе принципов модульного обучения, созданы и функционируют  во многих колледжах и гимназиях, университетах США и Западной Европы. Они получают распространение  в Казахстане: в общеобразовательной школе, в системах начального, среднего и высшего профессионального образования, внедряются в образовательные системы обучения взрослых - при подготовке и переподготовке специалистов и при повышении квалификации.

Модуль - от латинского слова «modulies» - «мера», «способ». Разработчиками проблем модульной технологии подчеркивается соотнесение его дидактического определения с пониманием модуля в точных науках, в технике: это - некая целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. То есть - это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью - объектом в составе другого более сложного объекта или в виде индивидуального изделия, агрегата, объекта.

Модуль - это  целевой функциональный узел, в котором  учебное содержание, технология овладения  им система контроля и коррекции  объединены в систему высокого уровня целостности.

Исследователи утверждают, что модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:

· в модуле излагается принципиально важное содержание учебной  информации;

· дается разъяснение  к этой информации;

· определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ТСО, конкретных литературных источников, методов добывания информации);

· приводятся теоретические  задания и рекомендации к ним;

· указаны практические задания;

· дается система  самостоятельного и внешнего контроля.

 

Объектом исследования являются модульные учебные программы и принципы их построения.

Предмет исследования  – использование модульных учебных  программ в обучении, зависимость  влияния принципов здоровьесбережения на восприятие и усвоение учебного материала школьниками.

Цель исследования заключается в изучении модульных учебных программ, используемых на занятиях и в выяснении принципов их построения.

В реализации цели выполнялись следующие задачи:

    • изучить теоретический материал по теме исследования, раскрыть сущность понятия «модульные учебные программы»;
    • охарактеризовать принципы модульных учебных программ;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной  темы, определяются цель и задачи, объект, предмет и методы исследования.

В первой главе « Модульная технология обучения » раскрывается сущность понятия «модульной технологии», рассматриваются теоретические основы технологии.

Во второй главе «Принципы модульного обучения» рассматриваются принципы и особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении.

В третьей главе 

В заключении изложены основные выводы по проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Модульная технология обучения (МТО)

1.1. Теоретические основы технологии

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с  определенной дозой помощи) достигает  конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с  модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Таким образом, модуль выступает  средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Несомненно, что учитель  тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Подготовительный  этап

Прежде всего, учителю  необходимо разработать модульную  программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю нужно выделить основные научные идеи курса. Например, в курсе школьной биологии выделяются следующие идеи: организм - биологическая система; экологические системы; система и эволюция органического мира. Затем необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки. После чего формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Она имеет два уровня: уровень « усвоения учебного содержания учеником и ориентации на его использование в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. Программа должна иметь название. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ.

В модули входят крупные  блоки учебного содержания. Поэтому  каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается древо целей: вершина дерева - комплексная дидактическая цель для модульной программы; средний слой - интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой - частные дидактические цели для построения учебных элементов.

Авторы данной технологии советуют педагогам при работе опираться  на некоторые теоретические основы и основные принципы построения модульных программ.

Прежде всего, следует  знать о принципе целевого назначения. Модули можно разделить на три типа: познавательные, которые используются при изучении основ наук; операционные - для формирования и развития способов деятельности и смешанные. В школе чаще всего используются смешанные модули.

Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Решение совокупности ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного модуля. Решение совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

Не менее важным для  управления учением школьников имеет  принцип обратной связи, т. к. никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, учением со стороны школьников.

Для успешной работы ученика  с модулем важным требованием  является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три.

УЭ-0 - в нем записываются цели модуля. УЭ предпоследний, в котором дается резюме (или обобщение). Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением. УЭ последний - выходной контроль.

Модуль может иметь  следующую форму:

№ стр.

№ М

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство    по   усвоению учебного  содержания

         

Рекомендуется к модулю делать вкладной лист, в котором  излагаются методические советы учителя  по освоению его содержания.

Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми критериями.

Используя модули, можно  успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.

Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифференциацию учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Верхнего предела может и не быть, все зависит от интересов учащихся.

Информация о работе Модульные учебные программы и принципы их построения