Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:36, реферат
Численность персонала, занятого в научно-исследовательских подразделениях корпораций, составляет более 60% всего кадрового научного потенциала развитых стран. Корпоративный сектор является не только крупнейшим, но и наиболее привлекательным работодателем для научных работников, устанавливая высокую планку в оплате научного труда. В частности, в США занятые в корпоративном секторе ученые и инженеры зарабатывают в среднем на 57% больше, чем их коллеги, работающие в университетах[1]
Тема: Инновационный характер современного российского (мирового) предпринимательства.
Инновационная активность крупного бизнеса
Крупный бизнес в России относится к одним из самых вялых, незаинтересованных участников инновационных процессов.
Источники финансирования инноваций в России и развитых странах
Мировая практика показывает, что именно бизнес-структуры играют ключевую роль в разработке и внедрении инноваций. Доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР превышает 65%, а в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приближается к 70% (см. график 1).
График 1. Источники финансирования НИОКР в России и за рубежом, % от общих затрат на НИОКР
Источники: Росстат, OECD Main Science and Technolodgy Indicators, май 2010
Численность персонала, занятого
в научно-исследовательских
Большинство крупных компаний проводят не только прикладные, но и фундаментальные исследования. Так, в США частные инвестиции составляют более 25% общего объема затрат на фундаментальные исследования. В Японии затраты корпоративного сектора достигают почти 38% совокупных расходов на фундаментальные исследования, а в Южной Корее — порядка 45%.
В России наблюдается обратная картина: финансирование исследований и разработок из корпоративного сектора составляет чуть более 20% общего объема капиталовложений в НИОКР.
Крупный российский бизнес значительно уступает крупным зарубежным корпорациям, как по абсолютным, так и по относительным расходам на НИОКР. Так, Россия представлена всего тремя участниками в рейтинге 1 400 крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС. Ими являются ОАО «Газпром» (83-я позиция), АвтоВАЗ (620-я) и «ЛУКойл» (632-я позиция). Для сравнения: в рейтинге Fortune Global 500 среди 500 компаний мира по объемам выручки российских компаний вдвое больше – 6, а среди 1 400 ведущих мировых компаний по выручке представителей России несколько десятков.
Причин для столь безрадостной картины несколько. Ключевой проблемой является прежде всего низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура – избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Сальдо баланса России в торговле технологиями с положительного в 2000 году (20 млн долларов) поступательно снижалось и в 2009 году составило минус 1,008 млрд долларов. Примерно за это же время страны-лидеры в области инноваций достигли существенного увеличения профицита технологического баланса (США в 1,5 раза, Великобритания в 1,9 раза, Япония в 2,5 раза). Иначе в общем и быть не могло, с учетом разницы в количестве инновационно активных компаний. В 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4% общего числа российских промышленных компаний (см. график 2). Для сравнения: в Германии их доля равнялась 69,7%, в Ирландии – 56,7%, в Бельгии – 59,6%, в Эстонии – 55,1%, в Чехии – 36,6%. К сожалению, в России низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, которая составляет 1,9% (аналогичный показатель в Швеции – 5,5%, в Германии – 4,7%).
График 2. Удельный вес российских компаний, осуществлявших технологические инновации
Источник: Росстат
Другой важной проблемой
является имитационный характер российской
инновационной системы, ориентированной
на заимствование готовых
Проблема низкого уровня инновационной активности в России дополнительно усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Рост объемов инновационной продукции (в 1995–2009 годах на 34%) совершенно не соответствует темпам увеличения затрат на технологические инновации (за тот же период втрое) (см. график 3). В результате, если в 1995 году на рубль инновационных затрат приходилось 5,5 рубля инновационной продукции, то в 2009-м этот показатель снизился до 2,4 рубля.
График 3. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций
Источник: Росстат
Необходимо также отметить в качестве одного из важных факторов общий низкий уровень затрат на НИОКР. Расходы на них в 2008 году в России оцениваются в 1,04% ВВП против 1,43% ВВП в Китае и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии (см. графики 4 и 5).
График 4. Масштабы затрат на НИОКР по странам, % от ВВП
* Реальный показатель
выше, так как здесь не учтены
затраты на военные НИОКР,
Источники: Росстат, OECD Main Science and Technolodgy Indicators, May 2010
График 5. Хроническое недофинансирование, затраты на НИОКР в России, % от ВВП
Источники: Росстат, OECD Statistics Portal
В этих условиях рост бюджетного
финансирования исследований и разработок,
имевший место в последние
годы, не мог привести к заметному
повышению инновационной
График 6. Инновационный профиль России
* Триадная патентная
семья – патент нa изобретение, зарегистрированный
Европейским патентным бюро (EPO), Бюро патентов
и торговых марок США (USPTO) и Японским патентным
бюро (JPO)
** Tertiary degree – образование третьего уровня,
в том числе обучение в университетах,
колледжах, профессиональных училищах
Источники: Росстат, OECD Statistics Portal
Сокращение доли бизнес-сектора
в финансировании НИОКР в значительной
степени обусловлено слабым развитием
в России системы частно-
[1] Science and Engineering Indicators. – 2002. – P. A-3-25
Объем затрат бизнеса на инновации в России и в развитых странах
Совокупный объем затрат российского корпоративного сектора на НИОКР более чем в 2 раза меньше, чем у крупнейшей в Европе по расходам на исследования и разработки корпорации Volkswagen (2,2 млрд против 5,79 млрд евро)[2] .
В среднем зарубежные компании
тратят на НИОКР от 2 до 3% годового дохода.
У лидеров эти показатели существенно
выше. По данным Объединенного
Несмотря на сокращение объемов финансирования НИОКР из-за кризиса, интенсивность затрат на инновации крупнейших корпораций, наоборот, возросла. По оценкам консалтинговой компании Booz, затраты 1 000 крупнейших корпораций мира на НИОКР в 2010 году по отношению к 2009 году сократились на 3,5%, однако средняя интенсивность затрат возросла с 3,46 до 3,75%. Иными словами, в условиях падающего рынка и сокращения продаж крупнейшие корпорации мира снижали затраты на собственные исследования и разработки далеко не в первую очередь (например, капвложения рассматриваемых корпораций сократились в 2010 году на 17,1%, а административные расходы – на 5,4%), а доля затрат на НИОКР в совокупных затратах корпораций была увеличена. Напротив, ускорение и расширение фронта НИОКР рассматриваются мировыми лидерами бизнеса как первоочередная задача для обеспечения устойчивого посткризисного развития компаний.
Согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», до кризиса объем расходов на НИОКР в выручке крупнейших российских компаний из рейтинга «Эксперт-400» составлял около 0,5%, что в 4-6 раз ниже, чем у зарубежных компаний. За два года, в 2009 году, этот показатель сократился более чем вдвое – до 0,2% совокупных доходов компаний.
Лидерами по объему инвестиций
в НИОКР в России выступают
машиностроительные компании, но даже
у них отношение затрат на НИОКР
к выручке не превышает 2% (см. приложение
1). В менее технологичных секторах
отставание еще больше.
Например, отношение расходов ОАО «Северсталь»
на НИОКР к выручке компании в 2009 году
составило 0,06%. В то же время аналогичный
показатель металлургической корпорации
ArcelorMittal (Люксембург) составил 0,6%, то есть
в 10 раз больше; Nippon Steel (Япония) – 1%; Sumitomo
Metal Industries (Япония) – 1,2%; POSCO (Южная Корея)
– 1,3%; Kobe Steel (Япония) – 1,4%; OneSteel (Австралия)
– 2,5%[2] .
По оценкам, в 2010 году расходы корпораций на НИОКР стали быстро восстанавливаться, однако инновационная активность крупного бизнеса вернется на предкризисный уровень — это будет означать лишь консервацию разрыва с технологически продвинутыми компаниями мира.
[2] The 2010 EU Industrial R&D Investment Scoreboard.
Крупнейшие компании России, реализующие инновационные проекты
80% крупнейших
компаний России не готовы
подробно представлять
Как показывает практика, говорить
конкретно о своих
Среди лидеров российского бизнеса, реализующих
инновационные проекты, представлены
«ЛУКойл», «Русгидро», СУЭК, РЖД, АФК «Система»,
холдинг МРСК, ФСК ЕЭС, «Рособоронпром»,
«Силовые машины», «Гражданские самолеты
Сухого», ГАЗ, концерн «Тракторные заводы».
Вместе с тем наотрез отказались от предоставления информации ОАО «Газпром», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Норильский никель», «Евраз Груп СА», НЛМК, «Мегафон», «Аэрофлот – Российские авиалинии», «Трансаэро», S7 Airlines, АвтоВАЗ, АЛРОСА, «Интер РАО ЕЭС» и целый ряд других.
С точки зрения количества проектов наиболее активно инновации внедряются в машиностроении, информационно-коммуникационном секторе, металлургии, энергетике и химическом комплексе. По данным нашего мини-исследования, в каждой из этих отраслей представлены как минимум 4 инновационно активные компании. Хуже дела обстоят в топливной промышленности. Из нефтяников о внедрении инновационных проектов заявили только «ЛУКойл» и НОВАТЭК, а в угольной промышленности – лишь СУЭК. Что же касается примеров внедрения инноваций в других отраслях, то они единичны (см. таблицу 1 и приложение 1).
Таблица 1. Количество реализованных и реализуемых проектов в крупнейших российских компаниях за 2009–2011 годы в отраслевом разрезе
Отрасль |
Количество компаний |
Общее количество представленных проектов |
Количество реализованных проектов |
Количество реализуемых проектов |
ТЭК |
9 |
39 |
20 |
19 |
Энергетическое машиностроение |
4 |
12 |
7 |
5 |
Авиа- и вертолетостроение |
3 |
8 |
2 |
6 |
Автомобилестроение: |
1 |
1 |
1 | |
Сельскохозяйственное |
1 |
6 |
3 |
3 |
Транспорт |
5 |
15 |
6 |
9 |
Телекоммуникации |
4 |
8 |
1 |
7 |
Металлургия |
7 |
16 |
10 |
6 |
Огнеупорные материалы |
1 |
1 |
1 | |
Химия, нефтехимия |
5 |
22 |
10 |
12 |
Деревообрабатывающая |
2 |
4 |
3 |
1 |
Пищевая промышленность |
2 |
12 |
5 |
7 |
Итого | ||||
12 отраслей |
44 |
144 |
67 |
77 |
Источник: по данным анкет, присланных компаниями в ходе исследования, проведенного «Экспертом РА»
Инновации российского крупного бизнеса: дефицит прорывных проектов
Анализ проектов,
о которых крупные компании-
Многие из реализуемых проектов правильнее назвать «модернизационными», а не «инновационными». Большинство из них призваны усилить существующие конкурентные преимущества или сократить технологическое отставание от зарубежных конкурентов, а не занять новую рыночную нишу и тем более не создать новые рынки. Причем к такому выводу приходят сами компании, реалистично оценивая подлинную новизну внедряемых у себя на производстве инноваций (см. таблицу 2).
Таблица 2. Сравнение созданного (создаваемого) продукта / технологии / услуги с лучшими аналогами (количество проектов)
Информация о работе Инновационный характер современного российского (мирового) предпринимательства