Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:52, доклад
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Вопрос
5.2 Инновационная
деятельность и ее
показатели. Научно-технический
потенциал
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта.
К инновационной деятельности относятся:
– выполнение единого комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;
– технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрение нового или усовершенствованного технологического процесса;
– осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;
– выпуск новой или усовершенствованной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса до достижения окупаемости затрат;
– деятельность по продвижению на рынки новой продукции;
– создание и развитие инновационной инфраструктуры;
– организация финансирования инновационной деятельности;
– подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;
– передача либо приобретение прав на результаты научно-технической деятельности или конфиденциальную научно-техническую информацию;
– экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги по созданию и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса.
.
Инновационную систему
Численность персонала, занятого в научно-исследовательских подразделениях корпораций, составляет более 60% всего кадрового научного потенциала развитых стран. Корпоративный сектор является не только крупнейшим, но и наиболее привлекательным работодателем для научных работников, устанавливая высокую планку в оплате научного труда. В частности, в США занятые в корпоративном секторе ученые и инженеры зарабатывают в среднем на 57% больше, чем их коллеги, работающие в университетах[1] .
Большинство крупных компаний проводят не только прикладные, но и фундаментальные исследования. Так, в США частные инвестиции составляют более 25% общего объема затрат на фундаментальные исследования. В Японии затраты корпоративного сектора достигают почти 38% совокупных расходов на фундаментальные исследования, а в Южной Корее — порядка 45%.
В России наблюдается обратная картина: финансирование исследований и разработок из корпоративного сектора составляет чуть более 20% общего объема капиталовложений в НИОКР.
Крупный российский бизнес значительно уступает крупным зарубежным корпорациям, как по абсолютным, так и по относительным расходам на НИОКР. Так, Россия представлена всего тремя участниками в рейтинге 1 400 крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС. Ими являются ОАО «Газпром» (83-я позиция), АвтоВАЗ (620-я) и «ЛУКойл» (632-я позиция). Для сравнения: в рейтинге Fortune Global 500 среди 500 компаний мира по объемам выручки российских компаний вдвое больше – 6, а среди 1 400 ведущих мировых компаний по выручке представителей России несколько десятков.
Причин
для столь безрадостной картины
несколько. Ключевой проблемой является
прежде всего низкий спрос на инновации
в российской экономике, а также его неэффективная
структура – избыточный перекос в сторону
закупки готового оборудования за рубежом
в ущерб внедрению собственных новых разработок.
Сальдо баланса России в торговле технологиями
с положительного в 2000 году (20 млн долларов)
поступательно снижалось и в 2009 году составило
минус 1,008 млрд долларов. Примерно за это
же время страны-лидеры в области инноваций
достигли существенного увеличения профицита
технологического баланса (США в 1,5 раза,
Великобритания в 1,9 раза, Япония в 2,5 раза).
Иначе в общем и быть не могло, с учетом
разницы в количестве инновационно активных
компаний. В 2009 году разработку и внедрение
технологических инноваций осуществляли
9,4% общего числа российских промышленных
компаний (см. график 2). Для сравнения:
в Германии их доля равнялась 69,7%, в Ирландии
– 56,7%, в Бельгии – 59,6%, в Эстонии – 55,1%,
в Чехии – 36,6%. К сожалению, в России низка
не только доля инновационно активных
предприятий, но и интенсивность затрат
на технологические инновации, которая
составляет 1,9% (аналогичный показатель
в Швеции – 5,5%, в Германии – 4,7%).
График 2. Удельный вес российских компаний, осуществлявших технологические инновации
Источник: Росстат
Другой
важной проблемой является имитационный
характер российской инновационной
системы, ориентированной на заимствование
готовых технологий, а не на создание
собственных прорывных
Проблема низкого уровня инновационной активности в России дополнительно усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Рост объемов инновационной продукции (в 1995–2009 годах на 34%) совершенно не соответствует темпам увеличения затрат на технологические инновации (за тот же период втрое) (см. график 3). В результате, если в 1995 году на рубль инновационных затрат приходилось 5,5 рубля инновационной продукции, то в 2009-м этот показатель снизился до 2,4 рубля.
График 3. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций
Источник: Росстат
Необходимо также отметить в качестве одного из важных факторов общий низкий уровень затрат на НИОКР. Расходы на них в 2008 году в России оцениваются в 1,04% ВВП против 1,43% ВВП в Китае и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии (см. графики 4 и 5).
График 4. Масштабы затрат на НИОКР по странам, % от ВВП
В
среднем зарубежные компании тратят
на НИОКР от 2 до 3% годового дохода. У
лидеров эти показатели существенно
выше. По данным Объединенного
Согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», до кризиса объем расходов на НИОКР в выручке крупнейших российских компаний из рейтинга «Эксперт-400» составлял около 0,5%, что в 4-6 раз ниже, чем у зарубежных компаний. За два года, в 2009 году, этот показатель сократился более чем вдвое – до 0,2% совокупных доходов компаний.
В
зависимости от учитываемых результатов
и затрат различают следующие
виды эффекта:
Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; обновляемости; структурные.
Затратные показатели:
Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:
Показатели обновляемости:
Структурные показатели:
Как применяются перечисленные показатели?
Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.
Широко
используется показатель инновационности
ТАТ, который происходит от словосочетания
«turn — around time» («успевай поворачиваться»).
Под этим понимают время с момента осознания
потребности или спроса на новый продукт
до момента его отправки на рынок или потребителю
в больших количествах. Реже используются
в широкой печати другие показатели, например,
структурные, показывающие количество
и характер инновационных подразделений.
Такие показатели обычно присутствуют
в специальных аналитических обзорах.
В настоящее время в соответствиями с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности:
Показатель | Сущность показателя |
1.
Интегральный эффект (Эинт) |
Он представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е.с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект |
2.
Индекс рентабельности (Jr) |
Он
представляет собой соотношение
приведенных доходов к |
3.
Норма рентабельности (Ер) |
Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени. Ее другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций |
4.
Период окупаемости (То) |
Это один
из наиболее распространенных показателей
оценки эффективности инвестиций. В
отличие от используемого в практике
показателя "срок окупаемости капитальных
вложений", он также базируется не
на прибыли, а на денежном потоке с
приведением инвестируемых |
Информация о работе Инновационная деятельность и её показатели