Инновационная деятельность и её показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:52, доклад

Краткое описание

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Файлы: 1 файл

ин деят-ть.docx

— 71.69 Кб (Скачать)

    Вопрос 5.2 Инновационная  деятельность и ее показатели. Научно-технический  потенциал 

    Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

    Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная  появлением идеи и заканчивая диффузией  продукта.

     

    К инновационной деятельности относятся:

    – выполнение единого комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;

    – технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрение нового или усовершенствованного технологического процесса;

    – осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;

    – выпуск новой или усовершенствованной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса до достижения окупаемости затрат;

    – деятельность по продвижению на рынки новой продукции;

    – создание и развитие инновационной инфраструктуры;

    – организация финансирования инновационной деятельности;

    – подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;

    – передача либо приобретение прав на результаты научно-технической деятельности или конфиденциальную научно-техническую информацию;

    – экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги по созданию и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса.

    Основные  показатели

    . Инновационную систему характеризуют  следующие основные показатели:

  1. доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;
  2. доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий в Российской Федерации;
  3. доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на внутреннем и мировом рынках;
  4. сальдо экспорта-импорта технологий.
 

    Численность персонала, занятого в научно-исследовательских  подразделениях корпораций, составляет более 60% всего кадрового научного потенциала развитых стран. Корпоративный  сектор является не только крупнейшим, но и наиболее привлекательным работодателем  для научных работников, устанавливая высокую планку в оплате научного труда. В частности, в США занятые  в корпоративном секторе ученые и инженеры зарабатывают в среднем  на 57% больше, чем их коллеги, работающие в университетах[1] .

    Большинство крупных компаний проводят не только прикладные, но и фундаментальные  исследования. Так, в США частные  инвестиции составляют более 25% общего объема затрат на фундаментальные исследования. В Японии затраты корпоративного сектора достигают почти 38% совокупных расходов на фундаментальные исследования, а в Южной Корее — порядка 45%. 

    В России наблюдается обратная картина: финансирование исследований и разработок из корпоративного сектора составляет чуть более 20% общего объема капиталовложений в НИОКР.

    Крупный российский бизнес значительно уступает крупным зарубежным корпорациям, как  по абсолютным, так и по относительным  расходам на НИОКР. Так, Россия представлена всего тремя участниками в  рейтинге 1 400 крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС. Ими являются ОАО «Газпром» (83-я позиция), АвтоВАЗ (620-я) и «ЛУКойл» (632-я позиция). Для сравнения: в рейтинге Fortune Global 500 среди 500 компаний мира по объемам выручки российских компаний вдвое больше – 6, а среди 1 400 ведущих мировых компаний по выручке представителей России несколько десятков.

    Причин  для столь безрадостной картины  несколько. Ключевой проблемой является прежде всего низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура – избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Сальдо баланса России в торговле технологиями с положительного в 2000 году (20 млн долларов) поступательно снижалось и в 2009 году составило минус 1,008 млрд долларов. Примерно за это же время страны-лидеры в области инноваций достигли существенного увеличения профицита технологического баланса (США в 1,5 раза, Великобритания в 1,9 раза, Япония в 2,5 раза). Иначе в общем и быть не могло, с учетом разницы в количестве инновационно активных компаний. В 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4% общего числа российских промышленных компаний (см. график 2). Для сравнения: в Германии их доля равнялась 69,7%, в Ирландии – 56,7%, в Бельгии – 59,6%, в Эстонии – 55,1%, в Чехии – 36,6%. К сожалению, в России низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, которая составляет 1,9% (аналогичный показатель в Швеции – 5,5%, в Германии – 4,7%). 
 
 
 
 
 
 
 

    График 2. Удельный вес российских компаний, осуществлявших технологические инновации

    

    Источник: Росстат

    Другой  важной проблемой является имитационный характер российской инновационной  системы, ориентированной на заимствование  готовых технологий, а не на создание собственных прорывных инноваций. Среди стран ОЭСР Россия имеет  сомнительную честь занимать последнее  место по доле передовых компаний-инноваторов – таких среди российских инновационно активных предприятий насчитывается лишь 16% по сравнению с 35% в Японии и Германии, 41-43% в Бельгии, Франции, Австрии, 51-55% в Дании и Финляндии. Отметим, что наиболее многочисленный в России (34,3%) тип пассивных технологических заимствований находится на грани исчезновения в экономически развитых странах Европы (порядка 5-8%). При этом кроме количественного отставания российских компаний по уровню инновационной активности есть еще и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне фирм. По показателю «способность компаний к заимствованию и адаптации технологий», рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия в 2009 году находилась на 41-м месте из 133 – на уровне таких стран, как Кипр, Коста-Рика, ОАЭ.

    Проблема  низкого уровня инновационной активности в России дополнительно усугубляется низкой отдачей от реализации технологических  инноваций. Рост объемов инновационной  продукции (в 1995–2009 годах на 34%) совершенно не соответствует темпам увеличения затрат на технологические инновации (за тот же период втрое) (см. график 3). В результате, если в 1995 году на рубль инновационных затрат приходилось 5,5 рубля инновационной продукции, то в 2009-м этот показатель снизился до 2,4 рубля.

    График 3. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций

    

    Источник: Росстат

    Необходимо  также отметить в качестве одного из важных факторов общий низкий уровень  затрат на НИОКР. Расходы на них в 2008 году в России оцениваются в 1,04% ВВП против 1,43% ВВП в Китае и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в  США, 3,44% ВВП в Японии (см. графики 4 и 5).

    График 4. Масштабы затрат на НИОКР по странам, % от ВВП

      

    В среднем зарубежные компании тратят на НИОКР от 2 до 3% годового дохода. У  лидеров эти показатели существенно  выше. По данным Объединенного исследовательского центра ЕС, средняя интенсивность  расходов на НИОКР (отношение затрат на НИОКР к выручке) 1 400 крупнейших по размерам инвестиций в исследования и разработки компаний мира в 2009 году составила 3,5%.

    Согласно  исследованию рейтингового агентства  «Эксперт РА», до кризиса объем расходов на НИОКР в выручке крупнейших российских компаний из рейтинга «Эксперт-400»  составлял около 0,5%, что в 4-6 раз  ниже, чем у зарубежных компаний. За два года, в 2009 году, этот показатель сократился более чем вдвое –  до 0,2% совокупных доходов компаний.

        В зависимости от учитываемых результатов  и затрат различают следующие  виды эффекта: 

    Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; обновляемости; структурные.

    Затратные показатели:

  1. удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
  2. удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
  3. затраты на приобретение инновационных фирм;
  4. наличие фондов на развитие инициативных разработок.

    Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:

  1. показатель инновационности ТАТ,
  2. длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);
  3. длительность подготовки производства нового продукта;
  4. длительность производственного цикла нового продукта.

    Показатели  обновляемости:

  1. количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;
  2. показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);
  3. количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
  4. объем экспортируемой инновационной продукции;
  5. объем предоставляемых новых услуг.

    Структурные показатели:

  1. состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
  2. состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
  3. численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
  4. состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.

    Как применяются перечисленные  показатели?

    Наиболее  часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.

    Широко  используется показатель инновационности ТАТ, который происходит от словосочетания «turn — around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.  
 

    В настоящее время в соответствиями с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности:

    Показатели  экономической эффективности  инноваций

    Показатель     Сущность показателя
    1. Интегральный эффект  
(Эинт)
    Он  представляет собой величину разностей  результатов и инновационных  затрат за расчетный период, приведенных  к одному, обычно начальному году, т.е.с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект
    2. Индекс 
рентабельности (Jr)
    Он  представляет собой соотношение  приведенных доходов к приведенным  на эту же дату инновационным расходам. Его другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Он тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности Jr > 1, и наоборот. При Jr > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае (Jr <1) проект неэффективен.В условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться предпочтение тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.
    3. Норма 
рентабельности (Ер)
    Представляет  собой ту норму дисконта, при которой  величина дисконтированных доходов  за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В  этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени. Ее другие названия: внутренняя норма  доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций
    4. Период 
окупаемости (То)
    Это один из наиболее распространенных показателей  оценки эффективности инвестиций. В  отличие от используемого в практике показателя "срок окупаемости капитальных  вложений", он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с  приведением инвестируемых средств  в инновации и суммы денежного  потока к настоящей стоимости

Информация о работе Инновационная деятельность и её показатели