Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:44, статья
В настоящее время роль инноваций значительно возросла. В современной рыночной экономике инновации – это эффективное средство конкурентной борьбы. Чаше всего под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.
В сегодняшних условиях инновации становятся своеобразным синонимом успеха для любого хозяйствующего субъекта на любом иерархическом уровне, будь то индивид или государство. Необходимость [] инновационной деятельности на макроуровне неоспорима, поскольку способствует укреплению национальной конкурентоспособности.
ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ. ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Мустафина Н. И., Корнеева К. А.
Федеральное агентство по образованию министерства образования Российской Федерации ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», г. Пермь.
Аннотация
В настоящее время роль инноваций значительно возросла. В современной рыночной экономике инновации – это эффективное средство конкурентной борьбы. Чаше всего под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления [1].
В сегодняшних условиях инновации становятся своеобразным синонимом успеха для любого хозяйствующего субъекта на любом иерархическом уровне, будь то индивид или государство. Необходимость [] инновационной деятельности на макроуровне неоспорима, поскольку способствует укреплению национальной конкурентоспособности.
В рамках этого, экономика, во-первых, должна быть социально ориентирована и социально обусловлена. Следовательно, первоочередными должны стать задачи согласования социальных интересов различных групп и слоев населения, защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения условий для их самореализации, активного жизнеустройства. В этих условиях должно возрастает роль государства в регулировании социальных инновационных процессов.
Кроме того, в постиндустриальном обществе государственное управление само по себе должно иметь характер инновационности как по отношению к происходящим в обществе изменениям, так и к соответствующим обновлениям форм и содержания управленческой деятельности. Однако, здесь возникают определенные сложности. При внедрении инноваций в управление можно столкнуться с непониманием и неодобрением населения, что связано с низким уровнем доверия государству, или с тем, что изменения затрагивают исторически сложившиеся нормы жизни общества.
На сегодняшний день в нашей стране основным приоритетом экономического развития страны определено производство, а в перспективе – экспорт знаний и новых технологий. Следовательно, поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный путь развития, на совершение опережающих действий по созданию основ национальной конкурентоспособности там, где можно получить будущие выгоды и преимущества, где возможно быстрое внедрение самых передовых технологий, создание новых и эффективных предприятий. Концепция развития современной экономики должна основываться на пяти «И» - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации и Интеллект. С целью формирования интеллектуальной экономики и общества [2].
Однако, при отсутствии реформ в системе государственного управления в связи с реализацией поставленной цели могут возникнуть разногласия и проблемы. Громоздкость, неповоротливость аппаратов государственного управления, их правовых оснований в ответ на вызов инновационного общества сдерживают процесс развития национальных сообществ и становятся источником угрозы опасной флуктуации глобального масштаба. Потребность в административных реформах проявляется все чаще и острее, и чем медленнее будет реализоваться эта социально значимая потребность, тем радикальнее (и соответственно в кризисном варианте) будет осуществляться реформирование. Чтобы избежать этого, необходимо применять тактику адаптивного реформирования структур и функций государственного управления. Она основывается на предвидении направленности и содержания изменений общественных отношений в ближайшем и отдаленном будущем и является основой для гибкой, мобильной и полифункциональной структуры систем управления, обеспечивающих, в свою очередь, высокоскоростное реагирование на происходящие изменения и готовность к внешним изменениям. Следовательно, необходимо реформирование системы государственного управления с целью предупреждения ее рассогласования с инновационно трансформирующимся обществом.
В настоящее время существует ряд проблем, которые препятствуют введению гибкой, инновационной системы государственного управления.
Первой и главной проблемой является существующая в России коррупция и бюрократия. Любое нововведение, в любой сфере, а тем более в сфере государственного управления, сталкивается с огромным количеством бюрократических проволочек, что связано с большим объемом отчетности, с различными индикаторами, используемыми различными ведомствами. Так что к моменту вступления в силу, положительный эффект от изменения становится неадекватным по отношению к текущей ситуации и его эффект сводится к нулю.
Второй проблемой является чрезмерная концентрация и централизация власти. С учетом проблемы обозначенной выше, а также с учетом размеров Российской Федерации в большинстве случаев представляется более разумным местное управление, основанное на принципах деконцентрации и децентрализации. Деконцентрация представляет собой передачу части государственных полномочий назначаемым из центра чиновникам, а также дробление властей одного уровня. Децентрализация состоит в передаче прав на принятие решений органам, которые находятся в иерархическом подчинении центральным органам власти и которые зачастую избираются заинтересованными гражданами. Положительный момент децентрализации заключается в том, что, во-первых, она имеет достоинства демократического характера, ведь демократизм гораздо более реален в местных масштабах, нежели в общенациональном. Во-вторых, децентрализованное управление, если для этого имеются необходимые средства и условия, является менее тяжеловесным и более практичным, чем централизованное управление [4]. Стоит отметить, что для решения этой проблемы прилагаются определенные усилия (недавняя реформа местного самоуправления).
Третьей проблемой является нежелание правительства конструктивно решать назревшие вопросы. На данный момент в стране имеется мощная с точки зрения отстаивания ведомственных интересов и неэффективная с точки зрения управления государственными инвестициями отрасль экономики — система государственного управления. Министерства, за последние несколько лет существенно пополнившие кадровый состав, превратились в весьма профессиональные вертикально интегрированные корпорации, обслуживающие, в большинстве случаев, исключительно свои зоны ответственности и соответствующие бюджетные и иные финансовые потоки. Сопротивление административного аппарата к возникающим изменениям и устойчивость системы государственного управления приводит к тому, что гасятся любые попытки вывести ее из положения нынешнего равновесия: начиная с невозможности уволить некачественных сотрудников и заканчивая деятельностью надзорных и карающих органов, которые являются одними из основных гарантов сохранения существующего статус-кво. [5]
Четвертой проблемой можно выделить слабость государственности, которая в России находится в глубоком кризисе, поскольку государство во многом противопоставило себя своим гражданам, интересы которых призвано защищать. Российскому государству не хватает в полной мере государственной идеологии, выверенного политического курса, обоснованных взаимосвязанных между собой программ развития.
Пятой проблемой является отсутствие четкого плана дальнейшего движения в сфере государственного управления. Старая модель, существующая достаточно долгое время, не соответствует современным тенденциям, необходима ее трансформация.
Устоявшаяся структура государственного управления страны напрямую взаимодействует с качеством рабочей силы и качеством населения страны в целом.
Шестой проблемой видится то, что государство не заинтересовано в массовом воспроизводстве высокопрофессиональных кадров, что приводит к падению качества государственных управленцев и качества населения в целом. Несмотря на все усилия правительства, высококвалифицированные кадры до сих пор продолжают уезжать за границу. Эффективные управленцы, грамотные исполнительские кадры по большей части отсутствуют не только в государственной сфере, но и в частном секторе. Всемирным банком ведется статистика «индексов государственного управления», формируемых на основе оценок и данных. По всем этим показателям Россия на уровне ниже среднемирового. Наиболее низкие показатели отмечаются по следующим индексам: учет государством интересов общества (voice and accountability); соблюдение законодательства (rule of law); коррупция (control of corruption). При среднемировом значении индексов, равном 50, показатель по "учету государством интересов общества" для России — 33,8 (в Канаде — 94,3, в США — 90,9), индекс "коррупции" — 21,1 (в Канаде — 95,9, в США — 92,3) [3].
Таким образом, именно переход к инновационному типу управления становится в современных условиях определяющим фактором в ускорении социально-экономического развития страны, обеспечивающим рациональное использование всех видов ресурсов, которыми располагает наше общество.
Список литературы
[1] Концепция
инновационной политики
[2] Сайт Председателя
Правительства Российской
[3] Николаев И., Шульга И., Артемьева С., Калинин А. Сколько стоит Россия: Сколько стоят российские чиновники? — Какова российская отрасль "управление"? // Электронный ресурс http://www.skolko.ru/.
[4] Электронный ресурс
http://www.i-u.ru/biblio/
[5] Электронный ресурс http://www.strf.ru/innovation.
Информация о работе Инновации в государственном управлении. Понятие и актуальные проблемы