Инновации и инновационные процессы на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…...3
1. Сущность и экономическое содержание инновации…………………..……..5

2. Виды инноваций и их классификация…………………………………….…..10
3. Этапы инновационного процесса…………………………………….…….….13
4. Организационные формы инновационной деятельности…………………….17
Заключение…………………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………………….24

Файлы: 1 файл

курсоваяz.doc

— 130.00 Кб (Скачать)


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему:   «Инновации и инновационные процессы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………….…...3

 

1.      Сущность и экономическое содержание инновации…………………..……..5

 

2. Виды инноваций и их классификация…………………………………….…..10

 

3. Этапы инновационного процесса…………………………………….…….….13

 

4. Организационные формы инновационной деятельности…………………….17

 

Заключение…………………………………………………………………………22

 

Список используемой литературы……………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.          

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Эффективная деятельность компаний, научно-производственных комплексов и фирм в долгосрочной перспективе определяется прогнозом развития наукоемкого производства и инвестициями в их инновационную деятельность. Комплекс вопросов, связанных с осуществлением инновационной деятельности компании (фирмы), научно-производственного комплекса, требует достаточно глубоких знаний теории и практики управленческих решений в области разработки эффективных ее направлений, формирования целенаправленного и сбалансированного инновационного проекта, всесторонней экспертизы отдельных объектов предполагаемого инвестирования.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с  понятием  инновационного процесса.

Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена, потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                            Сущность и экономическое содержание                         инновации.

 

Задачи модернизации российского общества требуют все более широкого внедрения инноваций во все сферы его жизнедеятельности. Сам термин “инновация” вошел в науку в ХIХ в., как необходимый показатель развития общества и отдельных его сторон. Сначала этот термин использовался в антропологии и этнографии при исследовании процессов изменений в культуре и противопоставлялся термину “традиция”. В начале ХХ в. понятие “нововведение” освоили экономические науки, обозначая им, новые комбинации из имеющихся элементов, предпринимаемые субъектами хозяйственной жизни и выступающие как источник предпринимательской прибыли. После кризиса 30-х гг. среди менеджеров становится популярным термин “инновационная политика фирмы”. Инновационная деятельность стала противопоставляться рутинной, причем первая отрицает вторую.

С развитием инновационного движения стало уточняться и определение инновации. К примеру, инновации, как полагают некоторые исследователи, присущи такие характеристики, как:   
- удовлетворение новой потребности;
- высокий риск и высокая степень неопределенности;
- гибкость форм;
- обострение противоречий и конфликтов;
- наличие побочного, трудно предсказуемого результата;
- переход на новый уровень развития системы.
Одно из важнейших условий функционирования современных организаций – непрерывное нарастание изменений. Инновации выступают в качестве средства, позволяющего решать проблемы, возникающие в результате непрерывных изменений. Причем ставка на инновации становится ультрасовременной формой бизнеса.

В начале 20 века стали изучаться закономерности технических нововведений. В

1911 году австрийский экономист Шумпетер Й. в работе “Теория экономического развития” выделил две стороны хозяйственной жизни:

- статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства - участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);

- динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).

Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.

Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:

1.      изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;

2.      изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;

3.      изменения вследствие использования нового сырья;

4.      изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;

5.      изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

В 30-х годах 20 века Шумпетер Й. впервые использовал понятия “инновация”, подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Шумпетер Й. основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом (по Марксу К.), а внедрению новшеств в

хозяйство государства.

В ходе исследований выяснилось также, что источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.

В современных условиях инновации являются важнейшим элементом повышения эффективности деятельности различных организаций. Внедрение научных достижений и изобретений в организации обеспечивает постоянное обновление и улучшение выпускаемой ею продукции (оказываемых услуг), применяемых технологий.

Важно отметить, что на сегодняшний день в экономической литературе не существует единого понимания сущности инноваций.

При этом в ней (литературе) представлено значительное количество различных определений термина «инновация» и некоторых других основных понятий по инновационной деятельности, осуществляемой предприятиями.

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация (нововведение, инновационный продукт) - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду.

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

В отечественной практике инновацию рассматривают как конечный результат (или просто результат) инновационной деятельности, в зарубежной - как деятельность, процесс изменений. Существует также следующее определение: инновация (нововведение) - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.

Естественно, что такое многообразие определений создает только путаницу в понятиях, так как нет единой принятой позиции, единой точки зрения. И это становится тем более важно и актуально, что на сегодняшний день продолжает существовать проблема отсутствия официальной общепринятой терминологии в области инновационной деятельности.

Именно поэтому, интерес к этой проблеме не ослабевает и сегодня, так как существует, с одной стороны, большая практическая и теоретическая значимость и актуальность исследования данного вопроса, а с другой стороны, значительная неопределенность и путаница в понятиях.

Обзор экономической литературы показал, что на сегодняшний день в зависимости от объекта и предмета своего исследования различные экономисты рассматривают инновацию по-разному. И в общем виде можно выделить четыре основных направления в исследованиях в зависимости от того, что составляет сущность инновации:

•    изменение (Ф. Валента, Л. Волдачек, Ю.В. Яковец и др.)

•  конечный результат (Н.Н. Молчанов, Л.М. Гохберг, Л.И. Уткин, С.Ю. Глазьев, Д.В. Соколов, В.Н. Архангельский, Р.А. Фатхутдинов, В.Н. Гунин, А.Б. Крутик, С.Д. Ильенкова, Г.С. Гамидов, Г.Д. Ковалев, и др.);

•    прогресс (В.Н. Лапин, Б. Твисс, Б. Санто, С.В. Валдайцев, Ф.Ф. Бездуд-ный, Г.А. Смирнова, А.Б. Титов, В.П. Воробьев и др.);

•    совокупность мероприятий (Ф. Никсон).

Стоит признать, что, несмотря на выделенные выше четыре группы позиций к рассмотрению инновации, на сегодняшний день спор между учеными и экономистами идет, в большей степени, только между двумя группами - второй и третьей. Так, сегодня во многих отечественных, переводных и оригинальных научных работах термином «инновация» обозначается одновременно и процесс создания и внедрения чего-то нового и его конкретный результат, что приводит к путанице понятий.

Вследствие этого возникает вопрос, что же считать истинным и верным: инновация есть конечный результат инновационной деятельности, или под инновацией стоит подразумевать процесс реализации новой идеи?

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах.

В соответствии с международным стандартом по науке и инновациям - Руководство Фраскати - инновация определяется как «... конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».

Для эффективного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное и более детальное изучение инноваций.

  Нет ни одной сферы деятельности, где изо­бретательный человеческий ум не стремился бы повысить ее эффективность с помощью инно­ваций.

 

 

2. Виды инноваций и их классификация.

Информация о работе Инновации и инновационные процессы на предприятии