Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 23:05, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение инновационной политики на уровне предприятия, а также роль государственного регулирования инвестиций в обеспечении инновационного развития предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* дать определение категории «инновация»;
* рассмотреть виды инноваций;
* проанализировать этапы разработки инновационной политики предприятия;
* рассмотреть государственное регулирование инвестиций.
Введение
1. Понятие, сущность и виды инноваций
2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие, сущность и виды инноваций
2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Формирование
инновационной политики промышленного
предприятия, адекватной современным
экономическим условиям, является важнейшей
задачей достижения конкурентных преимуществ
в долгосрочной перспективе и
повышения эффективности
В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.
Существует
множество форм управления инновациями
на самых разных уровнях: от подразделений
корпораций до государства, в целом
призванного в современных
Место и роль инновационной и связанной с ней инвестиционной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
Целью нашей работы является изучение инновационной политики на уровне предприятия, а также роль государственного регулирования инвестиций в обеспечении инновационного развития предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Понятие, сущность
и виды инноваций
В современных условиях возрастающей конкуренции компаниям все чаще приходится сталкиваться с понятием «инновация». Специалисты, непосредственно связанные с изобретением настоящих инноваций, отмечают, что этот термин стал «модным». Однако, как показывает практика, его истинный смысл понятен далеко не всем. Многие считают, что инновации - это прерогатива высокотехнологичных компаний, но это верно лишь отчасти. В действительности инновации возможны в любой области человеческой деятельности. Попытаемся разобраться, что же означает данное понятие в научно-деловом мире.
Понятие «инновация» как таковое было введено в научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов, мотивированную предпринимательским духом при пяти типичных изменениях [4, с.7]:
1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2. внедрение продукции с новыми свойствами;
3. использование нового сырья;
4. изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
5. появление новых рынков сбыта.
Уже в начале XX века австрийский экономист Й. Шупметер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) ввел понятие «инновация» и описал инновационный процесс с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.
П. Друкер подразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджера являются: внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией, и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений – «компьютер это идиот» - подразумевает необходимость использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены. Б. Твисс понимает под инновацией процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [12, c.170].
Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение: «инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Можно выделить следующие характерные черты инноваций:
На
рисунке 1 представлены некоторые подходы
к определению понятия «инновация».
Рис.
1 различные подходы к
Также следует отметить, что «инновация» с одной стороны представляет собой нечто новое, обособленное (может быть, отдельный проект), лишь частично основанное на предыдущих знаниях, опыте, с другой – это деятельность, которая теряет всякий смысл без контекста конкретного предприятия или организации, где она осуществляется.
Innovation
(лат.- обновление, улучшение) является
основой английского слова
Рис.
2 Взаимосвязь понятий
Например, Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение понятия «новшество». Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов и т.д. Нововведение означает, что новшество используется. С момента появления на рынке новшество приобретает новое качество и становится инновацией [5, с.229].
Инновации различаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.
Типология
инноваций важна как для
На
основе изучения и анализа различных
видов классификаций понятия
«инновация», предлагаемых многими авторами
была сформирована следующая таблица
(табл.1).
Таблица 1
Классификация инноваций по различным признакам
Вид инновации | Характеристика |
По широте воздействия инноваци | |
национальные - отраслевые - локальные |
Характерны
для определенных стран, национальностей
Имеют практическую значимость и новизну в определенной отрасли Инновации в конкретной сфере (например, в производстве) |
По сфере деятельности | |
- экологические - технико-технологические - экономические - организационные - управленческие - социальные |
проявляются в
более эффективных способах использования
природных ресурсов и уменьшения
вредного воздействия на окружающую
среду приводят
на рынке к созданию новых или
улучшенных промышленных продуктов
и обеспечивающих коммерческое использование
новых и улучшенных производственных
процессов и оборудования Вызывают
перемены в формах организации производства
и управления им, обращении произведенных
продуктов, ценового, финансово-кредитного,
денежного механизмов и способствующих
повышению эффективности воспроизводства это процессы
освоения новых форм и методов
организации и регламентации
производства и труда, а также
инновации, предполагающие изменения
соотношения сфер влияния (как по
вертикали, так и по горизонтали)
структурных подразделений, социальных
групп или отдельных лиц; целенаправленное
изменение состава функций, организационных
структур, технологии и организации
процесса управления, методов работы
аппарата управления, ориентированное
на замену элементов системы управления
(или всей системы в целом) с целью ускорения,
облегчения или улучшения решения поставленных
перед предприятием задач проявляются
в форме активизации |
Технологические инновации делятся на: | |
Продуктовые Процессные |
позволяют создавать
новые товары для их производительного
и непроизводительного использования
позволяют использовать новые технологические процессы для производства как традиционных, так и нестандартных процессов |
По уровню новизны: или в зависимости от глубины вносимых изменений | |
Радикальные
или базисные Улучшающие Псевдоинновации или модификационные (частные). |
Относятся к
принципиально новым продуктам,
направлены на освоение новых поколений
техники (технологии) и технологических
укладов
Касаются
значительного Несущественное
видоизменение продуктов и |
По распространенности | |
-
единичные - диффузные |
Единичные случаи
изобретений, часто не столь масштабно
значимые
распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики. |
Инновации
направлены на удовлетворение определенных
общественных потребностей, но вместе
с тем необходимое повышение
эффективности использования отдельных
ресурсов или повышение эффективности
отдельных производственных подразделений,
либо повышение эффективности предприятия
в целом в результате внедрения новшества
и получения нововведения происходит
далеко не всегда. На конечный успех инновации,
выражающийся в получении экономического
эффекта от функционирования предприятия,
влияет совокупность разных факторов
(экономических, юридических, технических,
рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно
сложно спрогнозировать. Таким образом,
можно утверждать, что инновация – это
новшество, внедренное в деятельность
предприятия с целью повышения его эффективности
на основе лучшего удовлетворения определенной
общественной потребности. При этом следует
отметить, что под эффективностью следует
понимать определенный экономический,
производственный, социальный, экологический
и иной результат, ожидаемый от внедрения
новшества.
2. Инновационная политика в реализации инновационного
развития
предприятия
Необходимость
внедрения инновационных
Под инновационной политикой понимают основополагающую линию поведения, действий, систем мер в области инновационного развития предприятия в соответствии с поставленной целью и стратегий.
В любой организации следует различать внешнюю и внутреннюю инновационную политику. Внешняя инновационная политика представляет собой общую линию поведения организации на рынке, ведущая к повышению уровня её развития и определяющая приоритетные инновационные проекты. Она определяется внешней средой, потребностями рынка и внутренним потенциалом организации. Внутренняя инновационная политика является процессом регулирования поведения персонала, нацеленного на инновационный тип развития. Она определяется системой менеджмента организации. В целом, инновационная политика является руководством по выбору приоритетных направлений инновационного процесса, разработке и исполнению инновационных планов и проектов, формированию инновационно активных отношений между сотрудниками в организации [7,c.156].
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ