Диффузия инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:58, реферат

Краткое описание

Теория диффузии стала основой тысяч научных работ в таких областях, к а к социология, социальная антропология, экономика и медицинская социология.
Что подразумевается под диффузией инноваций? Диффузия — это "процесс, в ходе которого инновация с течением времени по определенным каналам распространяется среди членов социальной системы"; инновация — это "идея, практическая деятельность или объект, новизна которого ощущается индивидом или группой "

Оглавление

Введение .................................................................................................................2
Глава 1. Диффузия инноваций..............................................................................3
Глава 2. Процессы диффузии инновации...........................................................10
Заключение.............................................................................................................12
Список используемой литературы.......................................................................13

Файлы: 1 файл

инновации.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Этап 3 - формирование социальной структуры. Между членами общества формируются разные типы социальных связей. Группы с более устойчивыми социальными связями (семьи, ближайшие друзья, клубы, сотрудники, братства, церковные общины и т.п.) образуют своеобразные закрытые сообщества — "кластеры" — в общей системе социальных отношений. Однако кроме других членов таких замкнутых кластеров индивид общается с членами более широких групп, например, жителями того же населенного пункта, и эти связи можно считать более слабым звеном в структуре социальных отношений8.

     Третий  этап успешного распространения  инновации включает межличностную коммуникацию — общение со случайными знакомыми, т.е. слабое звено коммуникационной сети. Исследования показали, что более устойчивые, закрытые группы, или кластеры людей, узнают об инновациях благодаря этим слабым социальным связям ( Granovetter , 1983). 
 
 

Глава 2.Процессы диффузии инновации 

     Что касается процессов распространения  и принятия нововведений, исследования показали, что осведомленность об инновациях распространяется по общественным каналам коммуникации, т.е. СМИ, гораздо быстрее, чем при межличностном общении. При этом межличностная коммуникация часто выступает основным фактором, влияющим на принятие новой идеи или другой инновации, представленной масс-медиа.

     Исследователи, занимающиеся изучением СМИ, выделяют четыре ключевых этапа, которыми практически исчерпывается весь процесс диффузии инноваций ( Williams , Strover& Grant , 1994). Это: знание, убеждение, решение и подтверждение правильности решения.

     Знание. Индивид или член сообщества узнает об инновации, например, новой технологии ТВЧ (телевидение высокой четкости) или новой компьютерной программе. На первой стадии процесса диффузии информация передается по какому-нибудь каналу коммуникации, как правило, С М И , но иногда и через межличностные контакты9.

     Убеждение. Вторая стадия процесса распространения обычно протекает в сознании индивида, который взвешивает преимущества новой технологии лично для себя. Основываясь на этой оценке и мнениях других людей, индивид начинает склоняться либо к приему, либо к отвержению инновации.

     Решение. На этой стадии индивид приходит к окончательному решению относительно приема инновации. Однако, как показывает следующая стадия, это решение обратимо.

     Подтверждение правильности. Как только соответствующее решение принято, индивид обычно нуждается в подтверждении его правильности. Независимо от того, решил ли индивид принимать и л и не принимать инновацию, он продолжает оценивать последствия своего решения. Даже если индивид решил не принимать инновацию, новая информация или экономическая необходимость могут в конце концов заставить его принять нововведение10.

     В разных научных работах, посвященных  распространению инноваций, были определены параметры, концептуальные модели и  методы исследования, проторившие путь дальнейшим изысканиям. В этом разделе приводится краткий обзор нескольких важных научных работ по проблеме диффузии инноваций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Согласно теории диффузии инноваций, инновация диффундирует, т.е. распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели, графически представленной в виде ^-образной кривой (обычная колоколообразная кривая, отражающая распространение инновации во времени).

     В зависимости от особенностей принятия инноваций различают пять категорий  людей, каждая из которых занимает определенную позицию на ^-образной кривой: новаторы (люди, принимающие нововведения первыми), ранние последователи (которые принимают инновацию в с л е д за новаторами), раннее большинство (первая массовая группа принимающих), позднее большинство (осторожные и скептики, выжидающие до тех пор, пока большая часть общества опробует и примет инновацию) и о т -стающие (они принимают инновацию в последнюю очередь). Большинство л и д е р о в общественного мнения относится к группе ранних последователей.

     Концепция диффузии инноваций основана на теоретических разработках французского ученого Габриэля Тарда ( Tarde , 1903), автора книги "Законы имитации". Тард выдвинул концепцию 5-образной кривой, отражающей закономерности принятия инноваций, и ввел понятие лидерства общественного мнения11.

     Теория  диффузии инноваций тесно связана с психологией вообще и с т е о р и е й социального обучения в частности, в том числе с такими компонентами последней, как символическое моделирование, убеждение, социальное побуждение и м о т и в а - ция. Подражание играет существенную роль в диффузии инноваций. С точки з р е н и я теории социального обучения процесс распространения инноваций определяется тремя основными событиями: 1) индивид узнает об инновации; 2) индивид принимает инновацию или новое поведение; 3) индивид взаимодействует с другими индивидами в системе социальных отношений. 
 

Список  используемой литературы

1.Аньшин  В.М., Дагаев А.А. Инновационный  менеджмент: Многоуровневые концепции,  стратегии и механизмы инновационного  развития. М.: Дело, 2006.

2.Афонин И.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.

3.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2004.

4.Медынский  В.Г. Инновационный менеджмент. Учебник.  М.: ИНФРА - М, 2002.

5.Оголевой. Л.Н Инновационный менеджмент. Учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 2003.

6.Фатхутдинов  Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник.4-е  изд. СПб.: Питер,2005.

Информация о работе Диффузия инноваций