Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 14:55, курсовая работа
Предмет курсовой работы – сущность задачи коммивояжера, порядок и методы ее решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•изучить понятие и особенности задачи коммивояжера;
•ознакомиться с практическим применением задачи коммивояжера;
•рассмотреть методы решения задачи коммивояжера;
•получить представление о назначении надстройки MS Excel «Поиск решения»;
•сформулировать задачу коммивояжера и решить ее при помощи надстройки MS Excel «Поиск решения».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЕРА……………5
1.1 Задача коммивояжера: сущность и применение на практике…………...5
1.2 Методы решения задачи коммивояжера……………………………………7
2. Решение задачи коммивояжера при помощи надстройки MS Excel «Поиск решения»…………………………12
Заключение...…………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………...18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЕРА……………5
1.1 Задача коммивояжера: сущность и применение на практике…………...5
1.2 Методы решения задачи коммивояжера……………………………………7
2. Решение задачи коммивояжера при помощи надстройки MS Excel «Поиск решения»…………………………12
Заключение...……………………………………………
Список
использованной литературы…………………………...18
ВВЕДЕНИЕ
Комбинаторика – раздел математики, посвященный решению задач выбора и расположения элементов некоторого, обычно конечного множества в соответствии с заданными правилами.
Каждое такое правило определяет способ построения некоторой конструкции из элементов исходного множества, называемой комбинаторной конфигурацией. Поэтому можно сказать, что целью комбинаторного анализа является изучение комбинаторных конфигураций. Это изучение включает в себя вопросы существования комбинаторных конфигураций, алгоритмы их построения, оптимизацию таких алгоритмов, а также решение задач перечисления, в частности определение числа конфигураций данного класса. Простейшим примером комбинаторных конфигураций являются перестановки, сочетания и размещения.
Большой
вклад в систематическое
Возвращение интереса к комбинаторному анализу относится к 50-м годам ХХ в. в связи с бурным развитием кибернетики и дискретной математики и широким использованием электронно-вычислительной техники. В этот период активизировался интерес к классическим комбинаторным задачам.
Классические комбинаторные задачи – это задачи выбора и расположения элементов конечного множества, имеющие в качестве исходной некоторую формулировку развлекательного содержания типа головоломок.
В 1859 г. У. Гамильтон придумал игру «Кругосветное путешествие», состоящую в отыскании такого пути, проходящего через все вершины (города, пункты назначения) графа, чтобы посетить каждую вершину однократно и возвратиться в исходную. Пути, обладающие таким свойством, называются гамильтоновыми циклами.
Задача о гамильтоновых циклах в графе получила различные обобщения. Одно из этих обобщений – задача коммивояжера, имеющая ряд применений в исследовании операций, в частности при решении некоторых транспортных проблем.
Задача коммивояжера, известная также как задача о сверлильном станке или алгоритм коммивояжера была поставлена в 1934 году. Эта задача является одной из знаменитых задач теории комбинаторики и широко применяется при разработке программного обеспечения.
Целью данной курсовой работы является постановка задачи коммивояжера и ее решение методом полного перебора с использованием надстройки MS Excel «Поиск решения».
Объектом исследования в курсовой работе выступает программа, реализующая один из методов решения задачи коммивояжера - надстройка MS Excel «Поиск решения».
Предмет курсовой работы – сущность задачи коммивояжера, порядок и методы ее решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ
ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЕРА
1.1
Задача коммивояжера:
сущность и применение
на практике
Задача коммивояжера – задача математического программирования по определению оптимального маршрута движения коммивояжера, цель которого состоит в том, чтобы посетить все объекты, записанные в задании, за кратчайший срок и с наименьшими затратами. В теории графов – это поиск пути, связывающего два или более узла, с использованием критерия оптимальности1.
Задача коммивояжера является типичной задачей оптимизации, которая широко применяется при разработке программного обеспечения. Задача о коммивояжере является упрощенной моделью для многих других задач дискретной оптимизации, а также часто является подзадачей. В своей области (оптимизации дискретных задач) она служит своеобразным катализатором, стимулирующим разработку наиболее эффективных методов, алгоритмов и способов их машинной реализации.
Задача коммивояжера формулируется очень просто: на плоскости (в пространстве) расположены N городов, заданы расстояния между каждой парой городов. Требуется найти маршрут минимальной длины с посещением каждого города ровно один раз и с возвращением в исходную точку.
В задаче коммивояжера целевой функцией, которую надо минимизировать, является стоимость обхода.
Особенностью
задачи о коммивояжере является необходимость
дополнительно учитывать
На графах задача формулируется следующим образом: требуется найти гамильтонов цикл наименьшей стоимости во взвешенном полном графе. Т.е. выйдя из стартовой вершины, посетить каждую вершину графа ровно один раз и вернуться в начальную по кратчайшему пути.
Гамильтонов путь (или гамильтонова цепь) – путь (цепь), содержащий каждую вершину графа ровно один раз. Гамильтонов путь, начальная и конечная вершины которого совпадают, называется гамильтоновым циклом.
Гамильтоновы путь, цикл и граф названы в честь ирландского математика У. Гамильтона, который впервые определил эти классы, исследовав задачу «кругосветного путешествия» по додекаэдру, узловые вершины которого символизировали крупнейшие города Земли, а ребра – соединяющие их дороги2.
Существует
несколько частных случаев
Также существует обобщение задачи, так называемая обобщённая задача коммивояжёра.
Общая постановка задачи и большинство её частных случаев, относится к классу NP-сложных задач. Поэтому алгоритмы решения этой задачи делятся на точные и приближенные. Все точные алгоритмы фактически представляют собой оптимизированный полный перебор вариантов. В некоторых случаях эти алгоритмы достаточно быстро находят решения, но в общем случае приходится перебирать все n! циклов.
При постановке задачи коммивояжера для k коммивояжеров на множестве из n+1 городов строится k замкнутых маршрутов по следующим правилам:
Задача коммивояжера может быть решена с применением любой процедуры исчерпывающего поиска (полного перебора), однако на практике для ускорения процесса поиска необходимы и другие соображения, использующие специфику этой задачи. Решение задачи посредством полного перебора возможно лишь при наличии общих сведений о задаче или пространстве поиска. В общем случае задача разрешима в той степени, в которой исследование части пространства поиска дает существенную информацию о характере оставшейся части этого пространства. При попытке охарактеризовать пространство поиска может быть задано множество вопросов:
Задача коммивояжера имеет ряд практических применений.
Как правило, речь идет либо о простом перемещением по заданным точкам, либо с развозом груза небольшого формата или веса на транспортном средстве, вмещающем большое количество единиц, что создает предпосылки для применения задачи коммивояжера. Примером реализации задачи на практике является составление оптимального маршрута человека для доставки продуктов в магазины с оптового склада; доставки бутилированной воды; обновления программных продуктов автоматизированного учета на предприятии; пополнения банкоматов наличными деньгами; сбора сотрудников для доставки вахтовым методом; расклейки афиш; сбора наличных денежных средств их терминалов и др. В этом случае вершинами являются места установки терминалов (банкоматов и т.д.) и «базовый пункт». Стоимостью каждого ребра (отрезка маршрута) является время в пути между двумя точками (вершинами) на маршруте.
Еще одно применение задачи коммивояжера – это задача о сверлильном станке. Данное применение задачи является сугубо специализированным приложением, которое заключается в оптимизации движений сверлильного станка ЧПУ для создания большого количества нерегулярно расположенных отверстий или сварочного робота. Сверлильный станок изготавливает металлические листы с некоторым количеством отверстий. Координаты отверстий известны. Необходимо найти кратчайший путь через все отверстия, а значит, и наименьшее время, затрачиваемое на изготовление одной детали. В данном случае, если такой станок делает миллион деталей в год, то даже миллиметровая выгода может сэкономить приличные средства. Этим объясняется стремление развитых стран затрачивать огромные финансовые ресурсы на инвестиции в информационные технологии.
Внимание
исследователей к этой задаче привлекает
благодаря: большому количеству практических
задач, которые к ней сводятся; сосредоточению
характерных математических, алгоритмических
вычислительных сложностей; простоте
и прозрачности формулирования.
1.2
Методы решения задачи
коммивояжера
Задачи коммивояжера решаются посредством различных методов, выведенных в результате теоретических исследований. Все эффективные методы (сокращающие полный перебор) — методы эвристические. В большинстве эвристических методов находится не самый эффективный маршрут, а приближённое решение. Зачастую востребованы так называемые any-time алгоритмы, то есть постепенно улучшающие некоторое текущее приближенное решение.
Выделяют следующие группы методов решения задач коммивояжера, которые относят к простейшим:
Полный перебор (или метод «грубой силы») — метод решения задачи путем перебора всех возможных вариантов. Сложность полного перебора зависит от количества всех возможных решений задачи. Если пространство решений очень велико, то полный перебор может не дать результатов в течение нескольких лет или даже столетий.
Обычно
выбор решения можно