Создание электронного учебника "Компьютерные сети"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является создание электронного учебника по дисциплине «Компьютерные сети». В наш век высоких технологий, каждый может заняться обучением на дому, то есть, самообучением. Самообучение это деятельность, направленная на самостоятельное получение знаний и опыта. Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала.

Файлы: 1 файл

Диплом222.doc

— 994.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данного дипломного проекта является создание электронного учебника по дисциплине «Компьютерные  сети». В наш век высоких технологий, каждый может заняться обучением  на дому, то есть, самообучением. Самообучение это деятельность, направленная  на самостоятельное получение знаний и опыта. Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала.

Благодаря глобальной сети Интернет,  стало очень просто получить доступ к необходимым ресурсам, разумеется, при качественном поиске. Встаёт только вопрос, о самом способе получении информации.

Руководства различных  форматов используются практически  во всех сферах какой либо деятельности, и они могут охватывать небольшую тему или рассматривать все аспекты рассматриваемой темы. 

Практика распространения  электронных учебников широко используется уже долгое время так как из него можно получить больше информации представленной в наглядном виде чем из других источников.

Электронная книга —  версия книги в электронном (цифровом) виде. Данный термин применяется как для произведений, представленных в цифровой форме, так и в отношении устройств, используемых для их прочтения.

В англоязычных странах  для обозначения цифровых версий книг, для хранения которых используются открытые форматы, основанные на простых текстовых файлах, используется также термин e-text (электронный текст). Электронными текстами называются и учебные электронные пособия, в состав которых, помимо текста, включаются растровые изображения, примеры данных, упражнения, специально написанные комментарии и ответы на возможные вопросы.

 

1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

    1. Анализ предметной области

 

Существует несколько  разновидностей руководств, по которым  можно обучаться. От успешного выбора, типа руководство будет зависеть, успешность усвоения выбранного материала.

Электронные руководства  весьма эффективны в изучении программ требующих ясных и чётких пояснений.

Электронные книги могут  распространяться в файлах различных  форматов, в частности:

- простой текст (plain text);

- текстовые с оформлением  — HTML, открытый формат электронных  книг Electronic Publication (.epub), (OPF FlipBook), OpenDocument, SGML, XML, FictionBook (.fb2), TeX, PDF, Microsoft HTMLHelp (.chm), eReader (.lit), PostScript (.ps, .eps), ExeBook, Mobipocket (.prc) и др.;

- графические растровые  — TIFF, JPEG, DjVu и т. п.;

- мультимедиа книги  — SWF, EXE, мультимедиа книга, аудиокниги  и тому подобное.;

- книги в формате  java-мидлетов для мобильных устройств,  таких как сотовые телефоны с поддержкой java(J2ME),КПК.

Книги в виде приложений под определённую операционную систему, включающие в себя, помимо самого содержания книги, ещё и специализированную программу просмотра. Как правило, содержат средства, препятствующие копированию содержимого книги и его просмотра отдельно от этой программы-оболочки.

Файлы некоторых форматов (OpenDocument, PostScript, PDF, MS Word DOC и др.) помимо текста могут содержать и растровые  или векторные изображения.

Файлы современных электронных  книг мультимедиа книга помимо текста содержат несколько каналов восприятия: звуковой-музыкальный, изобразительно-динамический (фотографии и галереи) и интерактивно-ментальный.

Преимущества и недостатки по сравнению с бумажными книгами.

Преимущества:

- малый объем (возможность хранения на электронных, оптических и т. п. носителях десятков и сотен тысяч книг);

- возможность полнотекстового  поиска (если текст книги распознан  или набран);

- возможность быстрого  и простого изменения гарнитуры  и кегля шрифта;

- возможность прослушать (англ. text-to-speech, аудиокнига) текст книги;

- возможность чтения  книг при низком уровне освещенности (на устройствах с подсветкой);

- низкая стоимость  распространения (в большинстве  случаев оплачивается только  объем информации, переданной по компьютерным сетям, или физический носитель, например, компакт-диск).

- быстрый выход в  свет по сравнению с бумажными  книгами (для сравнения: неделя  для электронной и минимум  полгода бумажная версия)

Недостатки:

- отсутствие эстетической  составляющей, выраженной в материальном носителе и элементах оформления;

- потенциальная несовместимость  с новым аппаратным или программным  обеспечением (во избежание этого  используют простые или стандартизированные  открытые форматы);

- экраны некоторых  устройств быстро переутомляют глаза;

- разрешение экранов  большинства устройств на сегодня  таково, что «качество изображения»  на них пока значительно хуже, чем у бумажного аналога;

- время работы переносного  устройства от батареи ограниченно;

- значительные неудобства вызывает перевод в такой формат бумажных изданий с большим количеством крупных иллюстраций (например, работы по истории искусства, фотоальбомы, сборники карт и пр.).

Как можно видеть электронные  документы сейчас, довольно актуальный, и используются, в различных сферах человеческой деятельности. Существует большое количество устройств, с помощью которых можно читать электронные книги так же просто как и газеты.

 

    1.  Анализ существующих разработок

 

На специальных форумах, просвещенных определённой программе, можно найти не только руководство по эксплуатированию, но и уроки, которые дополнят знания о программе.

Такие уроки часто  называют электронными инструкция. Оформление как правило содержит картинки, и  текст с описанием. Как правило  составляется обычными пользователями, а часто попадается плохо отредактированный и в общем составленный материал. Но так как Интернет довольно таки глобальная сеть, и электронных инструкций (туториалов) там тысячи, то  можно найти и высококвалифицированную работу. Но на это надо будет затратить определённое время. Обычно картинки имеют не большой размер, и туториал в целом, будет использовать много трафика. Пример инструкции по программе PhotoShop можно видеть на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Пример электронной  инструкции

 

Иногда с инструкции снимают видео, и получаются видео-уроки.

Видео-уроки. Очень часто  в интернете люди ищут какой-либо обучающий материал. Это школьники, студенты, люди средних лет и пожилого возраста. Всех их объединяет стремление научиться чему-то новому, овладеть дополнительной специальностью или улучшить свои знания и стать профессионалом в своем деле. В наше время и возможно одним из лучших способам обучения и получения знаний. Речь идет о видеокурсах.

Благодаря видеокурсам можно обучаться  в любое свободное время, в любом месте, где есть компьютер. При наличии ноутбука можно заниматься в поездке и дороге. Видеоуроки можно перематывать назад, пересматривать и повторять необходимое для полного усвоения материала большое количество раз. Если в процессе обучения, повторять все действия за автором, то одновременно усваивается теория и практика.

Плюсы видео обучения:

- наглядность, визуальная  информация усваивается лучше  и проще, чем на слух или  текстовая, что повышает качество  обучения, и снижает его время  и объём;

- при наличии портативного компьютера есть возможность заниматься практически где угодно.

При всех своих достоинствах, видео-руководства, содержат ряд довольно отрицательных  сторон, так как:

- ограничения в доступности,  большая часть профессионально  созданных видео-уроков платные, где цены могут колебаться   от 500 до 9000 рублей;

-  большой размер, по сравнению  с текстовыми версиями соотношение  может быть 1 к 80 и более.

По большей части  из-за размера и цен, видео-руководства  пока не получили широко распространения. Но появились специальные сайты,  на которых можно смотреть видео небольшого размера. Тематика видео обычно самая разная и серьёзно обучиться там вряд ли получиться. Пример такого сайта может служить www.youtube.com , www.skillоpedia.ru. Как правило на таких сайтах, можно самому размещать своё видео, которое обычно снимается с телефона, и камеры с малым количеством пикселей. Для того что бы иметь возможность просмотра роликов данного типа (обычно они хранятся в видео формате flv), необходим Adobe Flash Player, на данный момент последней версией является 10. Скачать Flash Player можно с официального сайта разработчиков www.adobe.com, так как плеер получил бесплатное  распространение, скачать его может каждый, по размер Flash Player не превышает одного мегабайта. Пример сайта, с видео уроками можно увидеть на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2- Пример сайта, с обучающим видео

 

Самый распространенный тип электронных руководств, руководства  сделанные по типу «книга». То есть, структурно  будет походить на книгу, возможно даже и по виду.

В свою очередь они  делятся на виды:

Классическое электронное  учебное пособие (ClassicTutorials) После вступления обучаемые проходят через серию тем, каждая из которых обучает какой-либо концепции или навыку с всевозрастающей сложностью. В конце этой последовательности – обобщение и тест. Внутри тем находятся примеры и практические задания. Для обучения базовым знаниям и умениям в атмосфере безопасности, доверия и отсутствия раздражителей.

Книгоподобная структура (Book-likeStructure) Урок организован как иерархия общих и частных областей. Обучаемые могут осуществлять навигацию последовательно, как будто листая страницы, попадая в отдельную (частную) тему, либо через индекс или таблицу контента (главное меню). Для предметов с прозрачной, ясной структурой, особенно если уроки будут использоваться для освежающего знания обучения или синхронного обучения.

 После вступления  и подготовки, обучаемый вовлекается  в разнообразные виды учебной  деятельности, связанные с целями  центрального сценария. Для обучения сложным концепциям, волнующим или тонким вопросам, которые требуют насыщенного взаимодействия с компьютером или другими обучаемыми. 

Основные обучающие  учебники (EssentiallearningTutorials) После вступления обучаемые проходят через серию тестов до тех пор, пока не достигнут пределов своего знания. Затем они помещаются в основной поток традиционного электронного учебного пособия, которое оканчивается обобщающим заключением и тестом. Для того, чтобы дать возможность нетерпеливым ученикам не останавливаться на темах, которые они уже знают.

Исследовательские учебники (ExploratoryTutorials) Ученики сами добывают знания. Они осуществляют навигацию по электронному документу, базе данных или веб-сайту, преследуя определенные учебные цели. Они могут использовать специальный индекс или механизмы навигации. Когда обучаемый достиг своей цели, он читает заключение и проходит тест. Для обучения самостоятельному обучению и развитию навыков навигации в комплексных электронных информационных ресурсах.

Предмет со специфичной структурой (SubjectspecificStructure) Свободная структура, в которой каждая тема, активность или страница может потенциально привести к любой другой. На практике структура организована логической организацией предмета или сценарного потока. Для предметов, имеющих особо выраженную структуру, и для моделирования влияния других структур на изучаемый предмет.

Электронные руководства  отличаются не только структурой, но и  форматом в котором они «читаются».Так  же весьма распространенный формат электронных документов pdf.

Ранее очень распространенные документы созданные  html (языком разметки гипертекста). Большинство  веб-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузером и отображается в виде документа, в удобной для человека форме. HTML создавался как язык для обмена научной и технической документацией, пригодный для использования людьми, не являющимися специалистами в области вёрстки. HTML успешно справлялся с проблемой сложности SGML путём определения небольшого набора структурных и семантических элементов — дескрипторов. Дескрипторы также часто называют «тегами».

С помощью HTML можно легко  создать относительно простой, но красиво  оформленный документ. Помимо упрощения  структуры документа, в HTML внесена  поддержка гипертекста. Мультимедийные возможности были добавлены позже. Изначально язык HTML был задуман и создан как средство структурирования и форматирования документов без их привязки к средствам воспроизведения (отображения). В идеале, текст с разметкой HTML должен был без стилистических и структурных искажений воспроизводиться на оборудовании с различной технической оснащённостью (цветной экран современного компьютера, монохромный экран органайзера, ограниченный по размерам экран мобильного телефона или устройства и программы голосового воспроизведения текстов). Однако современное применение HTML очень далеко от его изначальной задачи. Например, тег <TABLE>, несколько раз использованный для форматирования страницы, которую вы сейчас читаете, предназначен для создания в документах самых обычных таблиц, но, как можно убедиться, здесь нет ни одной таблицы. С течением времени, основная идея платформонезависимости языка HTML была отдана в своеобразную жертву современным потребностям в мультимедийном и графическом оформлении.

Информация о работе Создание электронного учебника "Компьютерные сети"