Современные представления об информационном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:07, реферат

Краткое описание

Теория информационного общества перестала быть распространенной футурологической концепцией и теперь вполне адекватно описывает наблюдаемые процессы распространения социально-экономических приложений интернет-технологий в эпоху постиндустриализма.
Информационное общество стало восприниматься как предметный результат технократических программ информатизации экономики и общества. При этом все большее значение приобретает изучение воздействия интернет-технологий на социальную структуру общества: общество ускоренно трансформируется, однако вектор этой трансформации определен лишь по некоторым измерениям.

Файлы: 1 файл

Современные представления об информационном обществе.docx

— 32.75 Кб (Скачать)

 

Современные представления  об информационном обществе

 

Шадрин Артем Евгеньевич1

 

 

Реферат

Теория информационного общества перестала быть распространенной футурологической концепцией и теперь вполне адекватно  описывает наблюдаемые процессы распространения социально-экономических  приложений интернет-технологий в эпоху  постиндустриализма.

Информационное общество стало  восприниматься как предметный результат  технократических программ информатизации экономики и общества. При этом все большее значение приобретает  изучение воздействия интернет-технологий на социальную структуру общества: общество ускоренно трансформируется, однако вектор этой трансформации определен  лишь по некоторым измерениям.

 

Ключевые слова:

Информационное общество, сети, сетевые  организации, постиндустриальное общество, интернет, социальная структура, глобализация

 

 

Введение

 

Традиционно с момента возникновения  в конце 60-х - начале 70-х годов2 «информационное общество» рассматривалось как футурологическая концепция, описывающая «будущее» общество, наделявшая его во многом утопическими чертами – постепенным исчезновением рутинного труда и заменой его творческим, ведущей ролью знания, гуманизацией государства.

 

В работах И.Масуды, О.Тоффлера, Д.Белла – информационное общество практически синонимично постиндустриальному  обществу. При этом  в качестве фактора, определяющего направление  общественной трансформации, еще в  конце 70-х – начале 80-х годов  придавалось большое значение «конвергенции  электронно-вычислительной техники  с техникой средств связи» – т.е. фактически еще не изобретенному  в то время интернету.

 

Исходя из тенденций  опережающего развития четвертичного  сектора экономики, связанного с  производством, распространением и  передачей информации, делались выводы об изменении структуры экономического производства, из сокращения издержек электронных коммуникаций прогнозировалось развитие новых форм занятости и  политической активности, изменения  в сфере средств массовой информации и досуга.

 

С массовым распространением технологий электронной почты, а  затем и интернета прогнозы, носящие  несколько отвлеченный «футурологический» характер, перешли в плоскость  предельно практического приложения – на уровень политического и  экономического планирования и программирования.

 

Идея справедливого, гуманного  и свободного «информационного общества»  естественно дала название многочисленным  правительственным программам информатизации и развития социально-экономических  приложений интернет-технологий. Качественный характер изменений, связанных с  массовым внедрением новых информационных технологий, их влиянием на  социальную структуру общества, по-видимому, действительно  позволяют оправдать такое наименование.

Программы информатизации

 

Государственные органы ведущих стран  заняли чрезвычайно активную позицию  в деле формирования информационного  общества. На сегодняшний день все  ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию по его  построения и развития.

 

Так, План действий администрации  США в области Национальной информационной инфраструктуры (The National Information infrastructure: Agenda for action, 1993) стал наиболее важной инициативой  администрации Клинтона - Гора. В  июле 1994 года Комиссией Европейского сообщества был принят план действий "Европейский путь в информационное общество" (Europe's Way to the Information Society. An action plan). 3

В 1995 году Финляндия разработала  свою программу "Финский путь в  информационное общество" (Finland's Way to the Information Society. The national strategy), в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий "Путь Германии в информационное общество" (Germany's Way to the Information Society). В течении 90-х  годов аналогичные программы  были приняты в большинстве наиболее развитых государств, входящих в ОЭСР и целом ряде развивающихся стран. Был создан ряд международных  организаций, призванных содействовать  построению информационного общества – Information Society Forum4, European survey of the Information Society (ESIS)5 и многих других.

Наконец, в июне 2000 г. на встрече  G8 была принята Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества.6

«Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать  свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности» (Из Окинавской декларации информационного общества).

 

В России до сих пор не принято «официальной»  программы информационного общества, хотя существует сформулированная в 1999 г. «Концепция формирования информационного  общества в России»7, носящая достаточно декларативный характер. В 2001 г. была начата разработка Федеральной целевой программы «Электронная Россия» ставящая своей задачей реализацию уже ряда предметных проектов по информатизации страны.8

 

Технократизм и сетевые организации

 

Развитие  новых социально-технологических  инстиутутов: телемедицины и дистанционного образования, электронной торговли и дистанционной занятости, интернет-СМИ  и «электронного правительства» видимо и очевидно изменяют структуру  важнейших секторов экономики.

Однако  наряду с экономическим последствиями  следует выделять и  последствия  социальные: ускоряющаяся информатизация является предсказуемым, наиболее видимым  сейчас вектором воздействия новых  технологий на социальную структуру  общества.9

Такое воздействие можно разбить  на две группы:

1. Непосредственное воздействие  новых информационных технологий  на сознание человека – в первую очередь за счет значительного расширения его когнитивных возможностей и коммуникативных возможностей.10 При этом мало предсказуемым является ответы на вопрос о влиянии (прямом или косвенном) распространения новых информационных технологий на динамику изменения системы ценностей,  описываемой, например, теориями постмодерна.11

  1. Воздействие информационных технологий на социальную организацию: за счет использования новых средств коммуникации. принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределенных социальных групп (сетей), характеризующихся преобладанием неиерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми».12

 

С точки зрения экономического анализа, первый вектор – развитие индивидуальных возможностей человека можно интерпретировать как увеличение человеческого капитала. Наряду с количественным эффектом снижения издержек на тиражирование образовательных программ, осуществим переход к новому качеству образования. К «непрерывному», продолжающемуся всю жизнь образованию для взрослых, и к многократному ускорению процесса разработки и внедрения инноваций в образовательные программы, а значит – и росту их эффективносити.

Второй вектор - развитие сетевой формы организации, способствует в экономической сфере  росту эффективности внутрифирменного менеджмента, и межорганизационных взаимодействий (см. например работы Сергея Паринова13, Чарльза Севиджа14 и ряда других15). В политической и социальной сфере он создает предпосылки развития институтов и организаций гражданского общества, обеспечивающих наращивание социального капитала, рассматриваемого в работах Джеймса Колемана16, Роберта Патнэма17, Френсиса Фукуямы18.

Вопросы формирования и развития социальных сетей (в условиях качественного скачка в развитии телекоммуникаций) ставятся в основу анализа тенденций общественного  развития в работах одного из наиболее известных современных теоретиков информационного общества  Мануэля  Кастельса19 и продолжают находиться с центре внимания исследователей перспектив трансформации общественных институтов.

Характер  общественных изменений, позволяет  согласиться с выводами Дмитрия  Иванова, что важнейшие воздействия, оказываемые на современное общество новыми информационными технологиями, связаны не столько с расширяющимися возможностями накопления и переработки  информации как представлялось ранее, а с новыми формами коммуникации. 20

Социальное  проектирование

 

Николас Луман рассматривал общество как структуру, воспроизводящую  себя через непрерывно возобновляемые коммуникации. И здесь особенно важна  роль интернета: с одной стороны, в качестве катализатора, обеспечивающего  стремительный рост «плотности»  межличностных и межгрупповых коммуникаций,  а с другой - создающего возможность  изменения направлений потока этих коммуникаций, способного тем самым  реально трансформировать социальную структуру общества.

Интернет, позволяя через  удешевление коммуникаций принципиально  упростить процесс формирования организаций любого масштаба и направленности, максимально децентрализуют возможности  социально проектирования.

Наиболее очевидные инструменты  социального проектирования – интернет-сайты  и интернет-форумы, позволяющие проектировать  социальные сообщества с практически  любыми заданными характеристиками (образовательными, возрастными, профессиональными  и т.д.).

Основным «ресурсом», обеспечивающим функционирование таких организаций  является предоставляемый организатором  интернет-сайта (контент-провайдера) приток обновляемой уникальной информации – эксклюзивной, либо качественно  обработанной. При этом, важным источником такой информации является сами участники сообщества – в этом случае роль организатора все больше смещается в сторону «редактора дискуссии» - модератора.

Создание интернет-ресурсов часто носит коммерческий характер предположительно окупаясь за счет размещаемой  на сайтах «баннерной» рекламы. При  этом формирование устойчивых сообществ  пользователей «комьюнити» вокруг тематически четко очерченного  сайта получило наибольшее развитие в сфере маркетинга (идеальная  сегментация рынка).21

Однако не меньший интерес  представляет формирование комьюнити  вокруг некоммерческих ресурсов –  научных, образовательных, политических, правозащитных, досуговых. Фактически они уже реально стали ядрами кристализации и развития реально  работающих институтов гражданского общества. Создание интернет-ресурсов оказывается  значительно более эффективным  инструментом формирования географически  распределенных организаций по сравнению  с традиционными СМИ: минимальные  издержки на создание и поддержку, а  также рекламу, при максимальной обратной связи.22

Перспективы роста влияния  и значимости некоммерческих организаций  особенно возрастает, учитывая наблюдаемый  переход граждан современных  развитых государств к постиндустриальной, а точнее постэкономической системе  ценностей, могущей быть рассмотренной  как сдвиг вверх в иерархии потребностей по Маслоу.23 Таким образом, сетевые некоммерческие организации находятся на пересечении двух социальных волн: распространения сетевой (опосредованной компьютерами, географически децентрализованной) формы деятельности и подъема третьего сектора экономики в целом.

Если «подставить» третью волну - рост  «глобализации» - то мы получим вывод о неизбежном ускоренном развитии международных некоммерческих сетей. Их развитие может стать известного род альтернативой международной  интеграции на правительственном уровне.  Например, если упрощенно предположить, что в вопросах выделения средств  на международные программы содействия развитию (благотворительность) правительства  демократических стран руководствуются  позицией «медианного избирателя», то для более альтруистически  настроенной части общества естественным будет идти к самоорганизации  на  неправительственном уровне.

В целом, распространение  новых информационно-коммуникативных  технологий действительно стало  доминирующим фактором, определяющим ускорение процессов социальной трансформации общества. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти  детерминирован, и в значительной степени зависит о целенаправленных усилий людей. Новые технологии создают  лишь новые возможности, спектр которых постоянно расширяет поле выбора каждого отдельного человека.

Информатизация – лишь одна из важнейших тенденций общественного  развития, сопровождающей переход к  новой постиндустриальной, пост-экономической  цивилизации, связываемый и со значительным ростом доходов в большинстве  развитых стран мира за последние  десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц получивших высшее образование. На стыке изменений  в коммуникационных технологиях, изменений  в мотивации человеческой деятельности, нашими общими усилиями, продолжает формироваться  информационное общество текущего XXI века24.

 

1 Автор – научный сотрудник Института экономики переходного периода, координатор Российской сети информационного общества http://www.isn.ru, e-mail – art@cabel.net

2 И.Алексеева. Возникновение идеологии информационного общества  
http://www.iis.ru/events/19981130/alexeeva.ru.html

3 И.Мелюхин. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.,1999

Информация о работе Современные представления об информационном обществе